Социальная карта для проезда: как работает новая система и какое у нее будущее в Сургуте

14:10 26.11.2022 6762 просмотров

На этой неделе в Сургуте «затупил» умный транспорт. С онлайн-карты передвижения общественного транспорта города пропали автобусы двух крупных перевозчиков — СПОПАТ и «ЗапСибАвто» (всего 27 маршрутов). Сбой очень «своевременный». Тысячи сургутян в морозы привыкли отслеживать передвижения автобусов, чтобы не мерзнуть в -30 на остановках.

В мэрии причиной сбоя назвали хакерскую атаку. Сообщили, что специалисты занимаются устранением неполадок. Дело это, видимо, непростое. Автобусы пропали с карты во вторник и до выходных на ней так и не появились. В связи с этим вот вам совет, как избежать долгого ожидания на остановках.

«Расписание у нас размещено на сайте администрации. Конечно, бывают, с учетом зимнего периода, небольшие сбои, особенно в час-пик, снег выпал — тоже регулярность нарушена. Тем не менее, можно посмотреть на сайте администрации расписание и планировать поездки уже по этому расписанию», — рассказал начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства администрации Сургута Рустам Гильманов.

А вот другая система в сфере общественного транспорта работает без сбоев, рапортуют чиновники. С 1 октября в Сургуте стали выдавать социальные карты для проезда в автобусах. Пластиковые проездные, куда раз в три месяца зачисляют деньги на 40 поездок, есть уже у 30 с лишним тысяч льготников города.

Сама система специальных карт для оплаты проезда для Сургута не нова. Она уже прошла испытание временем. Тысячи жителей города уже привыкли пользоваться удобным пластиком, вместо наличных.

«Автоматизированная система оплаты проезда работает у нас уже более 4 лет. За это время было выпущено более 30 тысяч карт. Это детские, которые используются как для проезда в общественном транспорте, так и как пропуск в образовательные учреждения, и просто транспортные карты граждан, которые используют или как проездной билет, или кто-то  покупает поездки», — пояснил директор МКУ «Управления информационных технологий и связи Сургута» Павел Зыков.

С октября этого года в городе ввели специальные социальные карты. Раньше определенные граждане получали 600 рублей в квартал — это около 20 раз проехаться на автобусе. Теперь на карту зачисляют не деньги, а поездки. 40 рейсов на каждые три месяца. В 2023 году планируется перевод всех маршрутов, работающих на нерегулируемом тарифе (маршрутки), в маршруты, работающие по регулируемому тарифу, а значит социальную карту начнут принимать во всем общественном транспорте.

«Социальных транспортных карт выдано на сегодняшний день более 15,5 тысяч. С 1 октября, когда эти карты были включены в работу, совершено более 102 тысяч поездок», — такие цифры озвучил Павел Зыков.

Сама мера поддержки — целевая. Это неработающие пенсионеры, дети, потерявшие кормильца до 23 лет (при условии обучения в городских вузах), и почетные граждане Сургута. Любое изменение статуса гражданина ведет к невозможности получить льготные поездки. Общее для всех условие — сургутская прописка. При смене жительства карту аннулируют.

«Второй момент, когда пенсионер выходит на работу. Вышел он на работу, спустя несколько дней информация уже поступила, что человек работает. Третья причина, когда гражданин получает выплату с регионального или федерального бюджета», — поясняет начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства администрации Сургута Рустам Гильманов.

Статус гражданина периодически проверяется через межведомственные запросы.

«Управление информационных технологий и связи города Сургута отправляет межведомственные запросы. Раз в месяц точно отправляет и, соответственно, получает ответы от этих структур по каждому из 28 тысяч человек, которые имеют эту услугу», — комментирует Рустам Гильманов.

«Когда мы выявляем такие изменения, что человек потерял право на получение услуги, формируется письмо и оно отправляется на адрес регистрации гражданина. Просто, конечно, заблокировать мы можем карту, допустим, сегодня, а письмо придет в течение нескольких дней», — добавил Павел Зыков.

Чтобы получить социальную карту, достаточно просто прийти в МФЦ с паспортом. Не надо бегать и собирать справки. Все проверки проходят без участия гражданина. Также в многофункциональный центр стоит обращаться в случае блокировки карты.

«Обратиться в МФЦ города Сургута, написать заявление, что у гражданина произошли проблемы с картой. Карта будет передана нам в учреждение, где специалисты ее проверят. Проверят статус и дадут уже компетентный ответ, в чем была проблема», — объяснил алгоритм действий Павел Зыков.

Еще один важный аспект. Передавать карты со льготными поездками родственникам, друзьям и любым третьим лица нельзя — это нарушение, за которое полагается штраф. За соблюдением правил следят контролеры, которые вычисляют безбилетников и таких вот «находчивых» граждан. Средства из казны города должны тратиться теми, кому это действительно необходимо. Каждая поездка учитывается беспристрастным цифровым алгоритмом. Чиновники подчеркивают, на самих картах денег нет. На пластиковом носителе хранится информация о количестве поездок.

«Они не накапливаются. Финансы остаются в бюджете города. Когда мы по автоматизированной системе оплаты проезда получаем информацию, что какой-то житель проехал, допустим, на 45 автобусе, соответственно, этому перевозчику выплачивается субсидия в конце месяца», — рассказал Рустам Гильманов.

Еще один плюс системы, поясняют в администрации Сургута, прозрачность всех поездок. То есть, в режиме реального времени отслеживаются все поездки на автобусах, где принимают социальные проездные карты. А если есть информация, можно с точностью планировать объем финансирования.

«У нас есть информационная система, автоматизированная система оплаты проезда, в которой фиксируются все поездки граждан: в каком автобусе, в какое время гражданин проехал, сколько он совершил поездок и сколько у него осталось», — пояснил Павел Зыков.

Сейчас профильные подразделения администрации Сургута думают над дальнейшим развитием системы бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте. Например, над введением «пересадочного тарифа». Это когда человек не оплачивает проезд в автобусе при скорой пересадке с маршрута на маршрут. В общем, система не только работает, но и постоянно совершенствуется.

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен и в нашем телеграм-канале!
НАВЕРХ