До пандуса еще добраться надо! Почему для маломобильных сургутян доступная среда заканчивается за порогом квартиры?
Городская среда станет доступной для всех! К 2020 году люди с ограниченными возможностями здоровья смогут беспрепятственно попадать в любое соцучреждение округа. Такую задачу ставит перед собой региональное правительство. И ради этого из бюджета Югры на реконструкцию зданий будет выделено больше миллиарда рублей. Все учреждения оснастят пандусами, лифтами и навигационными устройствами для слабовидящих людей.
«До 2020 года у нас не должно остаться объектов приоритетных, которые не доступны по каким-либо причинам для какой-то группы инвалидов. Там, где нельзя дооборудовать, применяется организационные меры, например, когда учреждение оказывает непосредственно помощь на месте инвалиду, например, в доступе в здание, помощь в прочтении тех или иных материалов», — объяснил первый заместитель директора Департамента социального развития ХМАО-Югры Виталий Гилев.
Упростить жизнь людей, которые и так вынуждены каждый день переносить тяготы судьбы, безусловно, важная государственная задача. Даже, можно сказать, общемировая практика. На западе инвалидов стараются максимально адаптировать к жизни в обычном обществе. И результаты этой работы видны невооруженным взглядом. Люди с ограниченными физическими возможностями ведут абсолютно полноценную жизнь. Они трудоустроены, ходят в магазины, посещают кинотеатры, ездят на общественном транспорте. Поскольку они все время на виду, то вряд ли ловят на себе косые или сочувствующие взгляды. Там человек на инвалидной коляске — это такая же норма, как человек с кепкой на голове. Ну а здесь — всегда нечто из ряда вон выходящее.
Забота региональных чиновников о маломобильных группах населения, конечно, отрадна. Но жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья одномоментно от этого проще не станет. Прежде чем попасть в любое соцучреждение, им надо умудриться элементарно спуститься на первый этаж дома и выбраться из подъезда, ведь доступная среда для такого человека заканчивается уже за порогом его квартиры.
Еще в недалеком прошлом в России инвалидов, похоже, не было. Ну ведь не было же в 90-х, начале нулевых, никаких пандусов, светозвуковых табло, табличек со шрифтом Брайля! Если следовать логике, раз не было предложения, значит, не было и спроса. Но это, конечно, абсурд. Люди с ограниченными возможностями здоровья были всегда, как бы ни пыталось этот факт игнорировать советское, а потом и российское государство.
«В нашу советскую бытность, к сожалению, об этих группах никто не думал в полной мере, и, в том числе, лечебные учреждения, поликлиники. Даже поликлиники не были приспособлены на этапе проектирования, не соответствовали стандартам по доступной среде», — отметил главный врач БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1» Максим Слепов.
Сегодня в России положение людей с ограниченными возможностями здоровья постепенно меняется. Во всяком, случае те же соцучреждения прирастают удобными пандусами. Появляются автоматические двери и, в конце концов, санузлы, рассчитанные на то, чтобы туда заезжали в колясках.
Но какой в этом всем смысл? Ведь добраться до той же поликлиники для слабовидящего или человека в инвалидном кресле — это настоящее испытание. Доступная среда — пока не везде доступное удовольствие.
«Мы говорим о зданиях, а надо говорить и об улицах, мы уже неоднократно на это указывали. Теперь уже новые проектные решения по строительству домов, дорог, предусматривают определенные нормы по доступной среде», — сказал Максим Слепов.
Очевидно, в этом вопросе не все зависит только от позиции государства. Оно не сможет обеспечить нормальными пандусами, а не теми, что под углом 90 градусов, все подъезды, в которых живут маломобильные люди. А их соседи, скорее всего, не сложатся деньгами на установку. Хотя бы потому, что для этого нужно проводить собрание собственников. У нас с этим, сами понимаете…
Или, вот — недавний пример. На Югорской, 5/2, один из жильцов в процессе ремонта буквально забаррикадировал доступ к лифту, из-за чего его соседка, ветеран Великой Отечественной войны, которая самостоятельно не ходила, полгода просто не могла спуститься на улицу. В дело вмешалась прокуратура.
Да и, в конце концов, наши парковки наглядно демонстрируют отношение людей без ограниченных возможностей здоровья к людям, которые эти ограничения имеют. Там не то что в инвалидной коляске — с детской не пройти! А между тем, благополучие в государстве как раз и определяется отношением к слабым: детям, старикам и инвалидам. В этом контексте доступная среда — это не роскошь, а в прямом смысле условие для движения.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале