Никаких барьеров для знаний. Как в Сургуте развивается инклюзивное образование?
Более 16 миллионов рублей на образование и спорт для детей-инвалидов! На заседании окружного правительства было решено увеличить финансирование программы «Доступная среда». Основная часть средств будет направлена на создание условий безбарьерной среды в спортивных учреждениях, а также на проведение массовых мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями. Остальную сумму получит департамент образования и молодежной политики округа.
«Дополнительные средства пойдут на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования и на развитие массового адаптивного спорта, расширение круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые им занимаются», — прокомментировала губернатор Югры Наталья Комарова.
Благодаря программе «Доступная среда» в округе создаются условия для того, чтобы дети с особыми потребностями могли учиться в обычных школах вместе со своими сверстниками. Как в Сургуте реализуется инклюзивное образование?
Дистанционные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья проходят в центре дополнительного образования регулярно. Действует он на базе 18 школы, а занимаются здесь ученики со всех районов города. Это единственный такой центр в Сургуте.
«Очень большой спектр дополнительных курсов, родители вместе с ребенком выбирают эти курсы по различным направлениям. Там не только художественная деятельность, но и естественно-научное направление, поэтому спектр очень широкий, можно, например, дополнительного заниматься музыкальной деятельностью», — рассказала директор МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева Елена Калганова.
Уже давно такой виртуальный формат уроков применяется и непосредственно в учебном процессе. Благодаря правительству округа в рамках программы «Доступная среда» специальное оборудование появилось и дома у многих школьников. Но такие занятия — только один из вариантов инклюзивного образования.
«Несколько учреждений, их 11, которые открывают отдельные классы по видам нарушений — и опорно-двигательного аппарата, и нарушения слуха, и с проблемами в развитии. И практически в каждой образовательной организации сегодня есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в обычных классах», — сообщила заместитель директора департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.
Сегодня в Югре делается всё, чтобы образование стало доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на это, многие родители считают, что их детям недостаточно обучаться по адаптированной программе или получать знания дистанционно.
«Мы выбиваемся из этого ритма жизни, и нам приходится искать стены, которые нас принимают и не отталкивают. Домашнее обучение, пребывание никак не может заменить общение со сверстниками, с людьми, настроенными на понимание», — сказала мама воспитанника Центра инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» Оксана Тюрина.
Дети хотят дружить и общаться. В новом Центре инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» такая возможность у них появилась. Идея создать такое учреждение — даже для самых маленьких — возникла давно. Правда, поначалу были трудности с поиском подходящего помещения.
«Оно рассматривалось под детский сад, к сожалению, не прошло своих проверок, но быстро нашли ему нужное, важное применение, потому что тут же получили консультацию. У нас есть ещё одно направление — это школьники с ОВЗ, им тоже необходимо создавать условия. В общем, нам сказали: да, пожалуйста, реализовывайте. И сейчас мы в эту сторону двигаемся», — прокомментировала генеральный директор Центра инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» Ирина Токарева.
Пока в студии делается ремонт, Ирина Токарева решила организовать пробную группу продленного дня на территории уже известного в нашем городе центра «Логоритм». Сейчас здесь занимается 10 детей в возрасте от 8 до 12 лет. У всех — разные диагнозы. Родители сразу увидели результат.
«Я вижу, что здесь он уже стал открываться, он уже стал подходить к ребятам и предлагать: „А давайте вместе играть в Марио“, — или ещё
Конечно, в этом большая заслуга сотрудников центра. Каждый из них не просто имеет образование педагога-психолога, инструктора по адаптивному спорту или логопеда, но и проходит 4-этапную программу подготовки. Как признается Ирина Токарева, далеко не каждый может работать с такими особыми детьми.
«Очень много отдавать надо, очень много отдавать, и результаты не всегда видны, поэтому этот труд, даже если мы говорим о каких-то трудовых часах. он может быть по часам минимальный, но по выкладке это прям труд большой», — объяснила Ирина Токарева.
У воспитанников центра «Счастье» каждый день новые успехи. Совсем недавно впервые все вместе сходили в кино. Привычные для любого из нас вещи, события, для них — целые открытия. И таких открытий для ребят у Ирины заготовлено еще много.
Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале