Никаких барьеров для знаний. Как в Сургуте развивается инклюзивное образование?

20:44 05.04.2017 Общество 5237 просмотров

    Более 16 миллионов рублей на образование и спорт для детей-инвалидов! На заседании окружного правительства было решено увеличить финансирование программы «Доступная среда». Основная часть средств будет направлена на создание условий безбарьерной среды в спортивных учреждениях, а также на проведение массовых мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями. Остальную сумму получит департамент образования и молодежной политики округа.

     «Дополнительные средства пойдут на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования и на развитие массового адаптивного спорта, расширение круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые им занимаются», — прокомментировала губернатор Югры Наталья Комарова.

    Благодаря программе «Доступная среда» в округе создаются условия для того, чтобы дети с особыми потребностями могли учиться в обычных школах вместе со своими сверстниками. Как в Сургуте реализуется инклюзивное образование?

    Дистанционные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья проходят в центре дополнительного образования регулярно. Действует он на базе 18 школы, а занимаются здесь ученики со всех районов города. Это единственный такой центр в Сургуте.

     «Очень большой спектр дополнительных курсов, родители вместе с ребенком выбирают эти курсы по различным направлениям. Там не только художественная деятельность, но и естественно-научное направление, поэтому спектр очень широкий, можно, например, дополнительного заниматься музыкальной деятельностью», — рассказала директор МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева Елена Калганова.

    Уже давно такой виртуальный формат уроков применяется и непосредственно в учебном процессе. Благодаря правительству округа в рамках программы «Доступная среда» специальное оборудование появилось и дома у многих школьников. Но такие занятия — только один из вариантов инклюзивного образования.

     «Несколько учреждений, их 11, которые открывают отдельные классы по видам нарушений — и опорно-двигательного аппарата, и нарушения слуха, и с проблемами в развитии. И практически в каждой образовательной организации сегодня есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в обычных классах», — сообщила заместитель директора департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.

    Сегодня в Югре делается всё, чтобы образование стало доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на это, многие родители считают, что их детям недостаточно обучаться по адаптированной программе или получать знания дистанционно.

     «Мы выбиваемся из этого ритма жизни, и нам приходится искать стены, которые нас принимают и не отталкивают. Домашнее обучение, пребывание никак не может заменить общение со сверстниками, с людьми, настроенными на понимание», — сказала мама воспитанника Центра инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» Оксана Тюрина.

    Дети хотят дружить и общаться. В новом Центре инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» такая возможность у них появилась. Идея создать такое учреждение — даже для самых маленьких — возникла давно. Правда, поначалу были трудности с поиском подходящего помещения.

     «Оно рассматривалось под детский сад, к сожалению, не прошло своих проверок, но быстро нашли ему нужное, важное применение, потому что тут же получили консультацию. У нас есть ещё одно направление — это школьники с ОВЗ, им тоже необходимо создавать условия. В общем, нам сказали: да, пожалуйста, реализовывайте. И сейчас мы в эту сторону двигаемся», — прокомментировала генеральный директор Центра инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» Ирина Токарева.

    Пока в студии делается ремонт, Ирина Токарева решила организовать пробную группу продленного дня на территории уже известного в нашем городе центра «Логоритм». Сейчас здесь занимается 10 детей в возрасте от 8 до 12 лет. У всех — разные диагнозы. Родители сразу увидели результат.

     «Я вижу, что здесь он уже стал открываться, он уже стал подходить к ребятам и предлагать: „А давайте вместе играть в Марио“, — или ещё что-то  , как-то  вместе, вместе играть», — рассказала мама воспитанника Центра инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» Наталия Солдаткина.

    Конечно, в этом большая заслуга сотрудников центра. Каждый из них не просто имеет образование педагога-психолога, инструктора по адаптивному спорту или логопеда, но и проходит 4-этапную программу подготовки. Как признается Ирина Токарева, далеко не каждый может работать с такими особыми детьми.

     «Очень много отдавать надо, очень много отдавать, и результаты не всегда видны, поэтому этот труд, даже если мы говорим о каких-то трудовых часах. он может быть по часам минимальный, но по выкладке это прям труд большой», — объяснила Ирина Токарева.

    У воспитанников центра «Счастье» каждый день новые успехи. Совсем недавно впервые все вместе сходили в кино. Привычные для любого из нас вещи, события, для них — целые открытия. И таких открытий для ребят у Ирины заготовлено еще много.

Екатерина Тарасова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 1
Безбарьерная среда начинается с кабинетов чиновников! как странно расстановлены приоритеты использования окружных средств! Что подразумевается под созданием безбарьерной среды? на что конкретно планируется тратить бюджетные деньги? почему сначала безбарьерная среда (что там кроме пандусов имеется в виду?), потом проведение массовых мероприятий (интересно ЧТО будут делать для инвалидов конкретно, для каких групп и какое число планируют охватить вниманием?), а уж только потом оставшиеся деньги получит департамент образования! Это при том, что самое трудное как раз в обучении. Школы Сургута переполнены, там здоровым-то детям тесно, а тут инклюзивное образование надо внедрять. На глазах депутов всех уровней создаются коммерческие центры для работы с особыми детьми. Туда идут и платят немалые деньги родители, которые не смогли получить нужные услуги в муниципальных учреждениях. Сравните перечень услуг в центрах коррекции с тем, что предлагают обычные школы необычным детям. А ведь создание условий для обучения и есть первый признак создания безбарьерной среды! Почему родители ведут своих детей в коммерческие центры? потому что не во всех школах есть учителя, способные работать с инвалидами. Чтобы ребёнок с ОВЗ пришёл в обычную школу (и случилась инклюзия!) в школе должен быть целый перечень специалистов! а во многих ли школах штат укомплектован такими специальными педагогами? А вот в коммерческих центрах педагоги есть. Разные! нужные, готовые помогать и развивать, заинтересованыне, позитивные, свободные и доступные — смотрите ценник, господа! Но зачем об этом говорить? Лучше пандусов настроить и галочек наставить — мы среду безбарьерную сделали! Покажите цифры — сколько колясочников фактически учатся в сургутских школах? Какие мероприятия и для какого количества инвалидов проведено за 2016 год с использованием окружных средств и сколько учителей появилось в школах, в которых дети хотят и смогли бы учиться, будь у них такая возможность! тьюторов кто-нибудь обучает в Сургуте? Уж лучше ребенок с ОВЗ будет год учиться в обычной школе со здоровыми детьми, адаптируясь к нормальной жизни в среде здоровых детей, чем раза три в год ему праздник устроят: под ёлочкой попляшут, на спектакль позовут и шарики с ним в небо запустят, которые улетят вместе с бешеными деньгами, прописанными в строке расходов красивыми словами» на проведение массовых мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями».

# Iriska 06.04.2017 18:06:39 0

НАВЕРХ