Сначала убрать, а потом разбираться. Кто и как должен решать киосочно-ларёчный вопрос в Сургуте?
Оказывается, это возможно — снести ларек, незаконно установленный во дворе, без привлечения судебных приставов и даже ресурса городских властей. Просто силами самих жителей. Правда, инициатором и организатором подобного события все же стал один из городских депутатов. Максим Слепов в частном порядке нашел бригаду рабочих, которые за 50 тысяч рублей решили вопрос. Вопрос, который не мог сдвинуться с мертвой точки последние 6 лет. Решение о сносе незаконно установленного торгового павильона было принято уже давно. Но вот выполнить постановление суда и очистить территорию самостоятельно предприниматель отказался. Пока суд да дело, торговал. И с этой безнаказанностью никто ничего делать не решался.
Все как всегда. Одни органы разбирались в бумажках- законно — не законно, другие разводили руками, мол, не наши полномочия. А когда, наконец, третьи приняли однозначное решение, четвертые расписались в том, что исполнить его не могут.
»Мы писали письма. И в прокуратуру писали, кругом писали заявления. Все- «нет, не уберем, не уберется он ». Они сказали, что жильцы 28 дома все подписали. Да никто не подписывал!»,- жалуется жительница дома №3 »А» по улице 30 лет Победы Валентина Маслова.
»По распоряжению депутата городской думы Слепова Максима Николаевича был инициирован демонтаж ларька»,- сообщил помощник депутата Слепова Андрей Стеценко.
Депутат, будь он городской, региональный или даже федеральный, ларьки сносить полномочий не имеет. Поэтому Максим Слепов честно заявляет — сделал он это просто по праву обычного горожанина, такого же, как и все. Дело ведь не в том, что у человека с мандатом в кармане авторитет больше или деньги лишние есть. А в том, что исполнить судебное решение — очистить территорию двора от незаконно находящихся там предметов- может любой собственник этой территории. Что и было продемонстрировано в данном случае.
Другой вопрос. Снос одного ларька- пример показательный, но нам наукой еще не ставший. Нам- не только гражданам-собственникам того или иного двора. Сотрудники управляющих компаний, правоохранительных, исполнительных и надзорных органов, депутаты и чиновники, они ведь не на другой планете живут. Все они точно такие же жители одного города. Только вот почему-то в рамках своего функционала все начинают рассуждать о своей беспомощности — мол, не можем, или не вправе решить такой, казалось бы, простой вопрос — закрыть, снести, убрать.
Может, в этом и кроется весь секрет. Почему после объявленной войны ларькам, на придомовых территориях как грибы продолжают появляться все новые торговые точки. Потому, что горожане, включая и тех, что с функционалом, занимают по отношению к этому всему только две позиции. Либо пообижаться на то, что к нам как к лохам относятся, и утереться. Либо обойти стороной. Дать отпор при этом почти никто не решается.
«Должна быть четкая позиция у всех. Позиция депутатов ясна, позиция администрации города ясна. Должна быть ещё четкая позиция горожан, которые должны не позволять превращать свои дома, свои дворы в мусорки и не превращать их вот в такие стихийные рынки»,- отметил Максим Слепов.
Ситуацию изменит только та позиция, которую мы все занимаем по отношению к объектам, находящимся на территории чужой собственности. Не в смысле «я отношусь к этому плохо или хорошо», а в смысле «как я отношусь к этому конкретному объекту?». Как к ларьку — торговой точке, чьей-то собственности, бизнесу, который кого-то кормит? Или, как образно выразился депутат, к мусорной куче, которую
Понять, на каких основаниях возле дома №36 по проспекту Мира появился ларек, нам не представилось возможным, поскольку обещание продавца позвать владельца так и не было выполнено. Остальные рабочие, занимающиеся его монтажом, оказались неразговорчивы. Зато жители дома уверены в том, что предпринимателю разрешения на установку ларька не давали. Поэтому они оказались крайне недовольны таким вероломством со стороны малого бизнеса.
-Не устраивает, не устраивает. Зачем он здесь нужен?
-А вы голосовали? Было какое-то собрание по этому поводу в доме?
-Нет, ничего не было, наш подъезд не подписывался.
В управляющей компании подтвердили — ларек, действительно, появился без всяких на то документов. После установки владелец договорился с руководством магазина на первом этаже дома о подключении к электричеству. Сейчас коммунальщики собираются подавать на предпринимателя в суд, чтобы он приостановил торговлю, а павильон был демонтирован. Правда в управляющей компании сразу предупреждают, что вся процедура может длиться очень долго.
«Мне сначала нужно установить владельца, собственника данного павильона. Судебные какие-то претензии мы должны провести. В дальнейшем, естественно, данный предприниматель может подать апелляцию на решение суда. И, как правило, это все затянется. После того, как будет решение суда по ликвидации данного павильона, должен сработать пристав. Как правило, у них все не так оперативно и быстро получается»,- констатирует технический директор УК «Сервис-3»Сергей Алексеев.
Даже положительное решение суда о демонтаже торговой точки еще не свидетельствует о полной и безоговорочной победе. Исполнить его крайне непросто. Владельцы павильонов зачастую игнорируют требования служителей Фемиды. А судебные приставы, как правило, работают крайне медленно.
«Это означает, что по многим киоскам существуют судебные решения, они существуют год-два. Приставы говорят,- у нас нет крана, завтра у нас нет площадки, послезавтра нет рабочих»,- говорит депутат думы г. Сургута Владимир Болотов.
У ларечников, вообще, масса возможностей для того, чтобы оставаться безнаказанными. Надзорные органы в лице Роспотребнадзора или прокуратуры могут проверять их только после какого-то заявления от граждан. И то обычно все заканчивается выписыванием предписания об устранении нарушения. Поэтому особо дерзкие владельцы торговых точек устанавливают их даже на муниципальной земле в расчете на то, что пока суд да дело, в смысле пока дойдет до того и другого, установка киоска себя окупит. Заложниками ситуации остаются жители. В микрорайоне «Строитель» недавно павильон появился прямо на тротуаре.
«Весной вот здесь огромная лужа, и мы по этому тротуарчику обходили. И вот здесь стоянка машин. И мы между машинами выходили в магазин и в аптеку. Тут напрямую не пройти весной, потому что там ливнесток вдоль дороги, канава. Пока машины туда всю воду не выгонят, здесь пройти невозможно»,- жалуется жительница дома №9 по ул.30 лет Победы Галина Суевалова.
Прирастают ларьками и парковки торговых центров. Там они себя чувствуют абсолютно вольготно, возвращая архитектурный облик города обратно в девяностые.
Парковку в районе УБР уже называют сургутским Гарлемом или Шанхаем. Территория частная, соответственно, ее владелец посчитал возможным за определенное вознаграждение запустить сюда ларечников. Со временем они как раковые метастазы заполонили чуть ли не всю площадь. И формально сделать с этим ничего нельзя, поскольку речь идет о частной собственности.
Если и к самим ларькам продолжать относиться с позиции неприкосновенности частной собственности, то дело еще не скоро сдвинется с мертвой точки. Абсолютно другой взгляд на эти вещи продемонстрировали власти Москвы. Они для ларьков придумали даже специальный термин — торговые объекты, опасные для жизни и здоровья москвичей. По сути, назвав их сорняками, мусором, от которого просто нужно избавиться. Вкупе с наличием политической воли руководства столицы и должным уровнем энергии чиновники теперь успешно решают эту проблему.
«Что сделал Собянин, если покопаться? Это не просто шашка, сел на коня и поскакал. Нет, ни в коем случае. Он скоординировал работу всех служб. Это, конечно, в первую очередь администрация, второе, это, конечно ж,е надзорные органы- Роспотребнадзор, прокуратура УВД, санэпидемстанция, пожарные и так далее и тому подобное. Сегодня претензий к этим незаконным объектам можно найти к каждому, и они действительно не соответствуют федеральному законодательству»,- уверен Максим Слепов.
С таким жестким подходом власти к решению проблемы, киосочно-ларечный вопрос и в Сургуте мог бы уже давно не стоять. Добросовестные управляющие компании готовы заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть содержанием и уборкой придомовой территории от всяческого мусора, в том числе и всевозможных ларьков и киосков. Надо только дать им такую возможность.
«Не проще ли на местном уровне принять такое постановление, когда вызываем службу аварийную, загрузили, вывезли, поставили его
Не стоит забывать и про главных заинтересованных лиц всего этого процесса — самих жителей. Пока они не ответят для себя на вопрос — тварь я дрожащая или право имею,- киоски так и будут безнаказанно продолжать появляться во дворах. Можно ли с ними бороться? Депутат Слепов на примере ларька на проспекте Ленина, 28 наглядно показал, что да — сносить и никаких гвоздей.
Конечно, есть избитое выражение- хочешь сделать хорошо, сделай это своими руками. Но, простите, чья обязанность содержать двор в надлежащем виде? Судя по любому договору управления многоквартирным домом, ответственны за это коммунальщики. Им жители и делегировали решение всех вопросов, связанных с наведением порядка. И в этом смысле любые оправдания управляющих компаний, когда речь идет о возникших из ниоткуда ларьках больше напоминают отговорки. Другой вопрос, что как собственники мы так и не научились спрашивать с управляющих компаний за качество их работы.
И дело касается не только ларьков на придомовых территориях. Сургутяне второй месяц безуспешно бьются над тем, чтобы из дворов были вывезены снежные кучи. Очевидно, что жителей эта ситуация не устраивает. Но дальше разговора о причиненных неудобствах или ругательств в адрес коммунальщиков дело не идет. Мы слишком ленивы и нелюбопытны, чтобы стать настоящими собственниками.
Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале