Цирк с оленями. Права аборигенов Нумто в Москве отстаивали ямальцы — у жителей деревни к нефтяникам претензий нет
На этой неделе жители столицы нашей страны очень неожиданным образом, прямо в центре Москвы, познакомились с проблемами аборигенов с далекого югорского Севера.
Настоящий цирк, но не с конями, а с оленями устроили экоактивисты движения Greenpeace в самом центре Москвы, на Крымской набережной в парке «Музеон». Эта акция была проведена для того, чтобы в очередной раз привлечь внимание к нашему природному парку «Нумто», на территории которого работает компания «Сургутнефтегаз». Главными героями стилизованного спектакля стали некие оленеводы, не имеющие прямого отношения к коренным жителям Югры. Вместо них о своих проблемах во взаимоотношениях с промышленниками почему-то рассказывали ханты, живущие на Ямале.
Шаманом нарядился директор Московского музея кочевых культур Константин Куксин, в паре с ним работала антрополог Анна Ларионова. На фоне стилизованного хантыйского чума, установленного прямо на Крымской набережной, откуда до памятника Петру I рукой подать, в небольшом загоне гуляли два оленя.
Якобы впервые приехавшие в Москву аборигены рассказывали журналистам, что оленей они везли с собой с самого Ямала, из Надымского района – это в 60 километрах от северной границы парка Нумто. Добирались, мол, до Сургута автотранспортом, а потом в столицу – самолетом, оленей в багаж сдали, как сдают крупных животных. Мол, привезли с собой 7 мешков ягеля. Но в итоге выяснилось, что парнокопытных взяли напрокат, в ближайшем Подмосковье.
«Где-то недалеко отсюда есть питомник. Да, точно я не могу сказать», — рассказала сотрудник Greenpeace-Россия по работе с волонтерами Анна Копытова.
Впрочем, столичных журналистов, представляющих, в том числе, и инопрессу такие подробности не интересовали. Кто там будет вдаваться в подробности, что приехавшие в Москву ханты — жители совсем другого региона, вовсе не Югры, где находится парк, который, по заявлению «зеленых», срочно нужно спасать от нефтяников, а Ямала?
«Даже люди Приуральского района, который, казалось бы, находится не так близко, говорят, что это священное место, туда нельзя пускать нефтяников, нельзя ставить нефтяные вышки», — прокомментировала антрополог Московского музея кочевых культур Анна Ларионова.
Коренных жителей деревни Нумто и стойбищ природного парка на этом событии не было. Лидия Логаны и Анастасия Кантерова, как и другие женщины, в свободное время шьют национальную одежду и обувь. Оленевод Василий Пяк вместе с сыном Ильей –перевозит в лес стройматериалы для новых построек.
«В настоящее время можно работать. Это не как раньше, в 70-х годах, когда все ради нефти давили. сейчас за экологией следят. И я, как работник природного парка, госинспектор, скажу, что мы все время следим», — отметил оленевод, коренной житель деревни Нумто Василий Пяк.
То, что «Сургутнефтегаз» применяет современные природоохранные технологии, подтвердили и в Greenpeace. Что, называется, под занавес, после драматичных демонстраций серьезных угроз предстоящего нефтяного освоения.
«Да, прекрасно, что они там будут применять безамбарные технологии, это значит, что там не будет отходов. Понятно, что „Сургутнефтегаз“ умеет показывать качество своей работы, он действительно применяет, наверное, довольно передовые технологии, я с этим не буду спорить», — сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace-Россия Михаил Крейндлин.
И тем не менее, экоактивисты продолжают вести активную пропаганду, призывая не допустить сургутских нефтяников на новые участки природного парка, при том, что компания обязана выполнять требования лицензионных соглашений.
«Озеро Нумто и прилегающая к нему территория – достопримечательное место „Нумто“ — не соприкасаются с нефтяным месторождением. Объекты нефтегазодобычи располагаются максимально комплексно. Это способствует снижению техногенного воздействия, конечно, сохраняет экосистему», — пояснил заместитель начальника центральной инженерно-технологической службы НГДУ «Нижнесортымскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз» Булат Насыбуллин.
Ямальский оленевод Антон Мултанов, узнав в Москве о том, какую работу ведет «Сургутнефтегаз» в парке, о построенных для жителей домах, о социальных объектах, о содержании зимника, заявил, что о столь серьезном подходе не знал и согласен, что только так можно найти компромисс.
«Конечно, можно найти. Если они все соблюдать будут, и с согласия коренных жителей, мы не против вот так осваивать. Да, конечно, чтобы защищали, в первую очередь, интересы коренных, чтобы учитывали», — сказал житель Надымского района ЯНАО Антон Мултанов.
В Нумто тем временем все идет своим чередом. Свои чаяния и радости люди делят друг с другом. На Дне оленеводов вместе с аборигенами были только местные власти и работники «Сургутнефтегаза». Greenpeace обычная жизнь малочисленных северных народов не интересует, если только не нужно рекламировать собственные природоохранные акции.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале