Хотели как лучше. Почему государственная помощь ипотечникам обернулась для последних еще большими проблемами?
В борьбе за место под солнцем! Тысячи сургутян несколько последних недель чуть ли не штурмом берут офисы крупнейших банков. Все они хотят вскочить в последний вагон уходящего поезда и получить от государства помощь в погашении ипотеки. Щедрость российского правительства не знает границ. Оно готово компенсировать до 600 тысяч рублей долга заемщика. Главное — соответствовать ряду критериев программы для ипотечников, попавших в сложную жизненную ситуацию. Она работает уже 2 года, но в середине минувшего декабря ее условия неожиданно смягчились. Раньше компенсация предназначалась тем, кто имеет просрочку по выплате кредита. Кроме того, нужно было документально подтвердить, что за последнее время доходы снизились на 30 процентов. Теперь критерии стали куда мягче. Главное, чтобы после ежемесячного платежа за ипотеку совокупный доход членов семьи не превышал 2 прожиточных минимумов на человека. Много это или мало — давайте посчитаем на конкретном примере. Представим типичную семью из 4 человек: супруги и 2 маленьких ребенка. Муж — единственный кормилец, жена сидит в декрете. Напомним, что прожиточный минимум в Югре около 15 тысяч рублей. Получается, что даже при зарплате главы семейства в 120 тысяч рублей можно быть признанным нуждающимся в получении господдержки. А много ли сургутян могут похвастаться такой зарплатой?
В общем, при желании под условия программы может попасть каждый второй ипотечник. Надо лишь иметь несовершеннолетних детей и отвечающую требованиям площадь квартиры. Отсюда и весь ажиотаж. Желающих просто тьма, а документы в банках принимаются только до конца февраля. В общем, если государство действительно хотело помочь ипотечникам, то получилось у него это как всегда.
— Три тысячи сто шестьдесят седьмой — Зугираева!
— Я.
— Есть?
— Я здесь.
Пофамильный список и ежедневные переклички по нему. Как еще можно организовать очередь, когда в ней почти 5 тысяч человек? Сургутские ипотечники выбрали для себя хоть и не самый оригинальный, зато действенный способ.
«Все работающие, я понимаю. Вот я тоже стараюсь — и сына сегодня присылала, он студент у меня, чтобы из очереди меня не вычеркнули, сейчас после работы прибежала. Они же вычеркивают, если человека нет. И вот каждый день приходится перекличку делать», — рассказала сургутянка Асет Зугираева.
Асет Зугираева узнала о программе помощи заемщикам на работе, в детском саду, подсказали коллеги-воспитатели. И так большинство людей в очереди:
«Никакой нет информации, до нас ничего не доходит. Это только вот так — понаслышке — мы узнаем. Каждый месяц ходила, спрашивала, есть ли какая-то поддержка. Я была в декрете, то есть, у меня муж один работающий, финансов никаких не было, и банки- нет, нет, ждите субсидии и платите 20 лет. То есть, от ипотечного агентства никакой информации не было», — рассказала сургутянка Эльвира Курманова.
В итоге люди спохватились, когда программа была уже на исходе. Она действует лишь до 28 февраля, а тысячи людей еще стоят в очереди только на предварительную консультацию, чтобы узнать, попадают они под нее или нет, есть смысл собирать необходимые документы или не стоит.
При этом попытка государства сделать как лучше вроде бы и была: условия программы смягчились, круг претендентов на господдержку расширился, и даже деньги выделили — Агенству ипотечного жилищного кредитования направлено на эти цели 4,5 миллиарда рублей. Вот только широкой огласке этому почему-то не придали. Хотя, даже если информационная работа и оказалась бы на высоте, времени у людей все равно было бы немного. Изменения вступили в силу в декабре, а уже в феврале программа сворачивается.
Что такое пара месяцев, когда речь идет о целом пакете документов? Попробуйте хотя бы справку из Росреестра о наличии в собственности недвижимости дождаться. Её должны выдавать через 8 дней, а на деле ждать приходиться куда дольше. Причем еще и деньги за это платить немаленькие.
— Везде очереди бешеные, справки получить невозможно.
— А вам сказали, за сколько эту справку сделают?
— Две недели. То есть, через две недели программа уже закончится.
В Росреестре сейчас пытаются объединить две базы данных — Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Это всё для того, чтобы сделки с недвижимостью и обмен данными потом были чуть ли не молниеносными. Но, опять же, пока хотят как лучше, получается-то как всегда. Из-за технических работ базы Росреестра сейчас просто «висят», и оперативно обрабатывать заявки граждан здесь не могут. Так что люди рискуют опоздать с предоставлением документов еще и по не зависящим от них причинам.
«Единственное, что в данной ситуации можно посоветовать, — это обратиться в Росреестр либо в МФЦ, смотря, где они обращались за получением данной справки, потому то многие сейчас это делают через МФЦ, и попросить предоставить им справку, подтверждающую то, что они действительно обратились, и справку о том, что это действительно не их вина и там висит база или большой объем. С ней уже люди просят, соответственно, продлить им этот срок для выдачи данного документа», — посоветовала адвокат Анна Мальцева.
Словом, делайте справку о том, что приходили за справкой. И желательно иметь на руках подтверждение каждого своего обращения куда-либо. Это может помочь, если по завершении программы опоздавшие захотят отстоять свои права уже в судебном порядке. Впрочем, сегодня на уровне российского правительства рассматривается вопрос о продлении срока действия программы до конца мая. То есть, не исключено, что будет снова предпринят шаг из серии «как лучше». Вопрос — ждать ли вместе с этим подвоха из серии «как всегда». Ведь одно без другого у нас уже и представить сложно.
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале