Погоня за элитным букварем. Почему в Сургуте разгорелись "бои за лицей" и к чему приводят детей родительские амбиции?
Не попали! Сотни, если не тысячи, родителей будущих первоклашек недовольны тем, как произошло распределение в сургутские школы. Набор был объявлен с 1 февраля и в некоторых учебных заведениях 1 февраля же и закончился, причем еще до 9 часов утра. Страсти среди родителей не утихают до сих пор. И это понятно. Многие просто не успели правильно и вовремя оформить заявку туда, куда рассчитывали попасть. Причина проста. Впервые в истории подобные заявления принимались через портал госуслуг, а это, по сути, предполагает принцип живой очереди. Кто первый встал туда — того и парта.
«Решением министерства образования в порядке приёма документов в первый класс заявлено, что школы с углублённым изучением предметов не осуществляют набор по территории, на которой расположена данная школа. Это означает, что школы с реализацией программ повышенного уровня ведут городской набор детей, однако есть некое противоречие в этом. С одной стороны, заявлено право на реализацию программ повышенного уровня лицеями, гимназиями, школами с углублённым изучением предметов, а это означает особое, повышенное, требование к подготовленности ребёнка, с другой стороны, мы обязаны на основании закона об образовании обеспечить равный доступ всех детей на те и другие учебные места в соответствии с законом, поэтому в списке детей уже приняты к формированию практически списка на зачисление фамилии, которые первыми попали в туда», — прокомментировала директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина.
При этом не важно, на какой территории живет ребенок, ходил ли он на специальные подготовительные курсы, да и вообще, достаточно ли он готов для освоения учебных программ повышенной сложности, которые, например, предполагаются в лицеях, гимназиях и спецшколах с углубленным изучением предметов. Педагоги именно этих учебных заведений тоже сейчас хватаются за голову. Раньше они отсеивали неподготовленных через тестирование, теперь придется работать с теми, чьи родители просто оказались проворнее, чем остальные. Причем не только как интернет-пользователи портала госуслуг, а, что называется, по старинке — ночью под стенами учебного заведения со списками в руках.
«По опыту некоторых родителей, с которыми мы общаемся в детском саду,
Первофевральский набор — норма федеральная. Поэтому надо сказать, что ажиотаж с приемом документов происходил на всей территории страны. Пожалуй, еще никогда такое количество взрослых людей не стремились попасть в первый класс. В ряде случаев стремление закончилось мордобоем. Например, в Нижнем Новгороде мужчину избили среди ночи прямо в очереди на запись в одну из элитных школ города. Вот это вот словосочетание — «элитная школа» — и есть на самом деле причина всего ажиотажа. Как по стране в целом, так и в отдельно взятом Сургуте.
Город будоражило весь, а проблемы с попаданием возникли всего-навсего в десятке школ. Это из более чем сорока. В них набор по-прежнему продолжается вплоть до 1 июля. Кроме того, из 5,5 тысячи будущих первоклашек заявлено на поступление меньше половины. Родители остальных еще даже не определились, когда пойдут оформлять своего ребенка. В общем, ажиотаж, как уверяют нас в сургутском департаменте образования, вообще не связан с возможным дефицитом мест в школах.
«Мы всех детей обязаны обеспечить школьными местами и это непременно сделаем. Понятно, что мы выполним требования закона в отношении детей 1 класса. Безусловно, все дети сядут за школьные парты, и, безусловно они будут заниматься все в первую смену», — подчеркнула Татьяна Османкина.
Количество мест в школах и количество первоклашек в итоге совпадут. Другое дело, будут ли удовлетворены этим фактом сами родители. По большому счету, ребенку в 6-7 лет совершенно все равно, учится он в школе номер такой-то, в каком-нибудь лицее, какой-нибудь гимназии или вообще в гимназии-лаборатории. А вод для пап и мам этот статусный выбор, судя по всему, оказался принципиален. Но оправдан ли он на самом деле?
Ни очередей, ни нервов, ни истерик. Обнаружив 1 февраля, что портал госуслуг оказался не готов к такому наплыву родителей первоклашек и просто перестал работать, Евгения Сакаева ночью, чтобы оказаться в первых рядах, в школу не побежала, а просто позвонила в образовательное учреждение № 7, как говорится, по месту жительству. Там она, собственно, и узнала — документы можно сдать в любое удобное время. Что же касается непосредственно выбора учебного заведения, то жительница Сургута посчитала: имидж — ничто, самое главное — комфорт ребёнка.
«Я других вариантов не рассматривала, потому что надо же оценивать своего ребёнка, свои силы, свой какой-то опыт жизненный. Для меня было важно, чтобы мой ребёнок пошёл в школу, где её, дочку мою, встретит хороший педагог, душевный, профессиональный, во всех отношениях устраивающий меня и, как следствие, моего ребёнка», — сказала Евгения Сакаева.
Думать о том, что устраивает ребёнка, сегодня
«Мы иногда действуем так: хотеть не вредно, вредно не хотеть. Родители забывают о возможностях ребёнка, желаниях ребёнка — вот это главное. Не зря же даже в новом законе предусмотрено, что для поступающих в 10 класс заявление пишет не родитель, а ребёнок. Ребёнок почему пишет — потому что он должен быть мотивирован», — отметил народный учитель России Валерий Салахов.
При этом мало кто задумывается, что даже если удалось пристроить ребёнка в самую престижную гимназию или лицей, это ещё далеко не гарантия того, что выпустится он именно из этого учебного заведения. При поступлении в школу с родителями заключается договор на начальное образование, то есть, до 4 класса включительно. И если сегодняшний первоклашка не покажет необходимого результата, ему могут предложить другое место учёбы.
«Если у ребёнка учебные возможности не соответствуют тому, чтобы освоить программу углубленного изучения, то, конечно, учреждение будет рекомендовать переход в общеобразовательную школу, универсальные классы. Наверное, родитель должен принять адекватное решение. Когда родитель ориентируется на такое образовательное учреждение, как школа с углублённым изучением предмета, гимназия или лицей, он должен точно осознавать, что там реализуются программы повышенного уровня», — посоветовала директор МБОУ гимназии имени Ф. Салманова Галина Мисюля.
Родительские амбиции при этом справиться с возникающими у детей психологическими проблемами не помогут. И если впоследствии ребёнку придётся менять коллектив, соответственно, и школу, то этот факт только усугубит существующее положение дел.
«Если по каким-то причинам ребенок немножечко не дотягивает, конечно, с трудностями он столкнется с очень большими. Во-первых, для ребенка это стресс, стресс за собой влечет снижение статуса, снижение иммунной системы, поэтому такие дети начинают болеть, еще больше отставать от программы. Это очень тонкий момент, на который родители должны обратить особо пристальное внимание, чтобы не нанести своему ребенку ущерб, вред», — сказала практический психолог Любовь Проводникова.
Всё, что нужно для того, чтобы не нанести вред, — это повнимательнее изучить возможности городского среднего образования. И в этом случае станет очевидно — многие местные школы, которые сейчас вне родительского «топа», добиваются приличных результатов. Это и количество олимпиадников, и собственные научные лаборатории с неплохой материально — технической базой, в конце концов, более чем достойные результаты ЕГЭ.
Плюс ко всему, в последние годы процентов на 70 в городских образовательных учреждениях обновился как управленческий персонал, так и педагогический состав, готовый работать по новым стандартам и внедрять их в вверенные им школы. Практически в каждой из из них успешно развивается та же робототехника и любое другое доп. образование, которым раньше могли похвастать только гимназии и лицеи. То есть, среднестатистическая сургутская общеобразовательная школа имеет все возможности для того, чтобы вырастить конкурентоспособного человека. Именно поэтому для педагогов предпочтения местных родителей ни что иное, как обычные стереотипы, связанные, в первую очередь, с престижем и элитарностью того или иного учебного заведения.
«Мне известно, конечно же, что ряд родителей считают только определённые школы залогом успешного обучения их детей, но сегодня общеобразовательные школы выглядят очень достойно наряду с нашими флагманами системы образования, и сточки зрения материально-технического оснащения, и с точки зрения кадрового ресурса, и, конечно же, сравнительный анализ результатов, повторяю, подчёркиваю это, он показывает — качественно работать сегодня умеют многие школы», — отметила директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина.
Осталось научиться выбирать подходящую. Ну а парт в любом случае хватит всем 5 с половиной тысячам первоклашек, которые по прогнозам отправятся за знаниями 1 сентября 2017 года. Главное при этом, чтобы желания родителей всё-таки совпадали с возможностями детей.
Было время, те или иные школы выбирали только по принципу — куда ходить ближе. Вернее даже будет сказать, что по этому принципу учеников себе выбирали сами школы. А тут вдруг на тебе — появился критерий престижности, элитарности. Но что это, по сути, означает? Во всем мире элитными, как правило, считаются частные школы. С дорогими интерьерами, дорогой формой, очень дорогой материально-технической базой и очень высокооплачиваемыми преподавателями. За все это платят родители и платят, надо сказать, суммы внушительные. В пересчете на рубли — в год от 500 тысяч и до «за гранью нашего понимания». Ни одно учебное заведение под такие критерии элитарности у нас не подпадает, если только не брать в расчет, что плата за питание, например, в гимназиях бывает около 6 тысяч, а в школах, которые просто школы, — около 4. В целом же, что касается всего остального, все укладывается в рамки бюджетных возможностей региона.
Казалось бы, для чего тогда одни школы называются гимназиями, другие лицеями, а третьи могут вообще и академиями назвать? Все просто. Все учебные заведения находятся в некой конкуренции. Все хотят особых учеников, особого отношения родителей, особого признания со стороны властей. С особым именем этого порой добиться проще, отсюда и не оправданный порой ореол элитарности. А спроси сейчас лицеистов, гимназистов и школьников, чем все эти понятия отличаются? Ведь никто не ответит. А спроси педагогов из этих учреждений? Эффект будет тем же. И чего, спрашивается, тогда мы хотим от обычных родителей?
— Чем отличается гимназия от лицея?
— Программой обучения, наверное. Вот сын у меня учится в лицее, лицей лучше, чем гимназия, мне кажется.
— Скажите, пожалуйста, где, по вашему мнению, более качественное образование, в гимназии или в лицее?
— В гимназии.
— А почему?
— Потому что там более углублённое, там по специальностям деление идёт,и гораздо больше информации дают, чем в лицее.
— Гимназия специализирована, есть наклонности, есть, допустим, гуманитарии есть и физмат, а лицей — это, допустим, взять милицейский лицей, тоже как школа, только там, может быть, своя форма милицейская, свой устав.
— Скажите, а образование где более качественное, по-вашему, в лицее или гимназии?
— Вот этого не скажу даже. Я сам в лицее учился, но разницы я не вижу, это зависит от преподавателей и от самого ученика.
— Чем, по-вашему, отличается гимназия от лицея?
— Не знаю.
— Где, по-вашему, более качественное образование?
— Наверное, в лицее.
— Почему?
— Не знаю, я ни то, ни другое не знаю, чем оно отличается от школы.
— Чем отличается лицей от гимназии?
— Так, вроде, ничем не отличается.
— А где, по-вашему, более качественное образование?
— Если они ничем не отличаются, значит, и там, и там хорошее образование.
— Ну они же
— Я не знаю.
«Гимназии исторически у нас были, во-первых, более распространены в России, во-вторых, это была разновидность такой качественной общеобразовательной подготовки, которая давала возможность поступать в высшее учебное заведение. Это было именно среднее образование высокого качества. Лицей — это такое образовательное учреждение элитного типа, которое сочетали в себе как программу средней школы, так и программу высшей школы. Лицеи имели очень высокие статусы, их было меньшее количество, они, как правило, назывались императорскими, царскими и давали подготовку, которая приравнивалась к вузовской», — прокомментировал заведующий кафедрой истории России СурГУ Денис Кирилюк.
Сейчас же, по большому счету, такого серьезного разделения нет, и опытные педагоги говорят: главное — не здание и даже не учебная программа. Главное, чтобы с учителем повезло. И спорить с этим, во всех смыслах, точно было бы глупо.
Виталий Щербаков, Александр Садовский, Александр Кудрявцев
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале