Ускоренный курс красноречия. Готовы ли современные школьники к экзамену по ораторскому искусству?
Третий обязательный экзамен решено ввести для девятиклассников. Уже в следующем году школьникам предстоит сдавать устную речь, однако в некоторых регионах это может случится и в текущем году в качестве эксперимента. Тюменская область пока в этот список не входит, но готовиться уже начали.
В институте развития регионального образования аншлаг. Вместо 30 человек послушать об изменениях в итоговой аттестации пришли 60. Почти всех учителей интересует одно — как будет организован экзамен по устной речи, а самое главное, как подготовить к нему детей.
«Мы сегодня с учителями говорим, прежде всего, о следующем важном: „Начнём с себя“. Как учитель, я понимаю, насколько моя речь, устная речь в том числе, может быть образцом, может быть ориентиром для ребёнка. И поэтому мы предлагаем серию семинаров-тренингов, например, по совершенствованию культуры речевого поведения педагога», — отметила доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО Елена Медведева.
«В нашей школе среди моих одноклассников, сверстников гораздо меньше людей, совершающих, допустим, грамматические ошибки какие-то или говорящих неправильно, чем в городе в принципе», — сказала призер областных олимпиад по русскому языку и литературе Анна Петрова.
А всё потому, что в 70 школе к русскому языку и литературе особое отношение, и, прежде всего, к классической. Вопреки образовательным тенденциям последних двух десятилетий здесь сохранили некоторые традиции советской педагогики.
«Пусть хоть сколько бранят классику в школьной программе. Я сама брошу камень в того, кто это делает. Классика даёт детям жизненные соки, развитие их души», — считает учитель русского языка и литературы школы №70 в Тюмени Галина Синицына.
И вот результат — большинство старшеклассников готовы хоть сейчас пойти на экзамен по устной речи. Ораторского мастерства им не занимать, хотя проявлять его, как правило, удаётся лишь на образовательных площадках.
«Я общаюсь во дворе с друзьями языком своих друзей во дворе. И это единственный верный вариант, потому что нужно использовать те слова, которые подходят для обстановки», — сказал призер областных олимпиад по русскому языку и литературе Николай Кудрявцев.
И ещё для понимания. Далеко не все подростки могут похвастать таким же словарным запасом, как призёры олимпиад по литературе. Некоторые в разговоре вообще напоминают Эллочку-людоедку. Педагоги уверены: скудность языка, против которой и выступает министр Васильева, — последствие чрезмерной информатизации. ЕГЭ и гаджеты отбили у россиян тягу к живому общению и чтению книг. Но решение проблемы есть, нужно лишь обратиться к истории.
«Древние греки просто поступали. У них были знаменитые расписные чаши. И когда они поднимали эту чашу на пиру, они должны были долго говорить о том, что на ней изображено. Тем самым они говорили об истории своего народа, своего города-полиса, говорили о своей мифологии, говорили о культуре. Вот и сегодня с детьми нужно говорить о культуре», — заметила директор школы №70 в Тюмени Лидия Русакова.
Владимир Поротников
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале