Холодно, но денежно. Почему мигранты готовы нарушать закон, лишь бы возвращаться в Сургут снова и снова?
Иногда они возвращаются! Местные пограничники бьют тревогу — все чаще нелегальные иностранцы идут на всевозможные ухищрения, чтобы оказаться на территории Сургута. Речь идет о гастарбайтерах-рецидивистах, которые ранее уже были лишены права на въезд в Россию. Однако это не останавливает их от стремления вновь приехать сюда на заработки. Иностранцы даже готовы идти на подлог документов, лишь бы пересечь государственную границу. А затем ищи-свищи ветра в поле. Только в прошлом году в сургутском аэропорту пограничники задержали порядка 80 таких нарушителей. В основном, это пассажиры, прилетевшие из Таджикистана.
Главный вопрос — почему при таком строгом отношении правоохранительных органов мигранты рвутся в Сургут? После падения курса рубля и сокращения темпов строительства поток иностранной рабочей силы в город уменьшился, однако затем выяснилось, что в других местах с работой еще хуже, причем не только в России, но и в Европе. Поэтому гостям из ближнего зарубежья ничего не остается делать, как вновь ехать в холодную Сибирь в поисках лучшей доли, где их и встречают пограничники. Кто выходит победителем из этой импровизированной дуэли?
Обмануть бдительных сотрудников пограничного контроля этот гражданин Таджикистана не смог. А его настоящее имя — довольно сложное для произношения — оказалось в так »черном списке» — среди тех, кому ранее был запрещен въезд на территорию России. Хитрый иностранец, якобы пытаясь начать жизнь с чистого листа, на родине оформил новые документы под новым именем. Однако на государственной границе в Сургуте этот фокус провернуть не удалось.
«Когда уезжаем, тогда поставят, а не скажут — не знаем. А там я проверял, запрета не было. Пришел, а здесь запрет, сказали. Там заявлении пишем, что жена, дети — все граждане России, а у меня нету», — рассказал гражданин Таджикистана Фарход Назиров.
«Я — не я, и имя — не моя». Одна и та же песня, рассказывают сотрудники пограничной службы. И каждый рейс контролеры выслушивают от гостей из южных стран десятки презабавных историй. Смеются, мол, хватит на книгу анекдотов. Например, ссылаются на детей или других больных родственников, которые нуждаются в их срочнейшей помощи. А то и вовсе рассказывают, мол, лишь проездом через Россию. И зачастую многие из мигрантов едва изъясняются по-русски.
«Просим пассажиров, которые непосредственно владеют языком, чтобы они перевели, объяснили им, что мы от них требуем. Находим выход из положения. Легенды разные придумывают — все, что угодно, лишь бы только проникнуть на территорию Российской Федерации», — прокомментировала сотрудник подразделения пограничного управления ФСБ России Наталия Голикова.
«Изменяют имена, фамилии, отчества. Был у нас случай, когда удалось даже подкорректировать иностранцу дату своего рождения. Это является довольно-таки распространенным, даже самым популярным», — отметил начальник подразделения пограничного управления ФСБ России Дмитрий Шакарашвили.
За прошлый год сотрудники пограничного контроля в Сургуте задержали более 80 таких ловкачей. Пытались попасть в Россию даже по документам родственников. Разве что пластические операции мигранты пока не используют в своих целях. Впрочем, бесполезно. Контролеры на границе смогут распознать и такое — владеют особыми спецнавыками. Их подготовка вообще отдельная история. Практически все, что связано с работой пограничников, строго засекречено. Конечно же, методики поимки нарушителей тоже никому не раскрываются.
«Естественно, люди готовятся готовятся основательно. Сейчас серьезно относятся к этому — к подготовке контролерского состава, работают с какими-то портретными особенностями человека. Здесь, в Сургуте, расположено подразделение пограничного контроля, орган безопасности наш находится в Кургане», — рассказал Дмитрий Шакарашвили.
И хоть официальная статистика говорит о том, что пассажиропоток из стран Азии упал чуть ли не на треть, Югра все так же остается для мигрантов лакомым кусочком. Чуть ли не ежедневно в аэропорту Сургута приземляются полные иностранцев самолеты из Таджикистана и Киргизии. В месяц набираются десятки таких международных рейсов.
А это и есть та самая государственная граница, которую так трепетно охраняют сургутские стражи. Сейчас мы находимся еще как бы за пределами Российской Федерации. И только после общения с контролером и проверки данных я могу переступить эту черту. И чуть ли не ежедневно эту границу пересекают сотни и сотни гостей из ближнего зарубежья.
Едут на Север целыми семьями. Зачастую не предполагая, где будут работать и жить. И даже несмотря на депортацию, настырные южане уверяют, что будут пытаться вернуться сюда снова и снова.
«Раньше работал в Москве, потом сказали, здесь можно работать. Таксистом официально устроюсь, буду работать, потому что там, у нас, в Таджикистане, ни заводов, ничего. Если было бы у нас там хорошо, мы вообще не приехали бы сюда, правильно?» — сказал гражданин Таджикистана Абдурахмон Амонбоев.
Только с начала 2017 года в сургутском аэропорту девять мигрантов пытались незаконно пересечь границу. Местные пограничники раскусили их уловки. Южных гостей депортировали по обратному адресу и попросили рассказать своим друзьям и родственникам, что смена имени или фамилии не открывает дверь в Россию для тех, кто уже нарушил миграционное законодательство.
Анастасия Аладинская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале