Скорбим всей Югрой! Кто виноват в жутком ДТП под Ханты-Мансийском и где гарантия, что трагедия не повторится?

19:22 09.12.2016 Общество 8598 просмотров

    Просто шок. Это была, пожалуй, самая страшная и тяжелая неделя в истории Югры. Во-первых, никогда такой чудовищной аварии у нас не было. Во-вторых, столько погибших и пострадавших детей. Мы снова, как и год назад, по схожей же ситуации, оказались в топе федеральных новостных лент. Внимание президента, премьера и ключевых министров. И это, в том числе, превратило произошедшее в трагедию национального масштаба. Всю неделю многие переживали — удастся ли спасти выживших? Руководитель российского здравоохранения Вероника Скворцова в первый же день прилетела в Ханты-Мансийск, далее прибыли лучшие нейрохирурги. Многие известные медики дистанционно консультируют из Москвы. При этом искренне восхищение югорскими врачами выразил Леонид Рошаль, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В письме, отправленном в окружную больницу, он поблагодарил местных докторов за профессионализм.

     «Медики Югры всегда верили в себя и свои силы, всегда стояли в авангарде инновационной медицины. Трагедия объединила медицинских специалистов округа и Российской Федерации, вместе вы делаете невозможное – спасаете жизни нашего поколения. В этот час я хочу вам пожелать терпения, самообладания и мужества. Я испытываю гордость за вас и нашу профессию», — отметил Леонид Рошаль.

    И тем не менее. 12 нефтеюганцев, среди которых 10 детей, уже не вернуть. Ощущение было такое, что с ними прощался даже не весь город, а вся Югра. Эту трагедию многие действительно восприняли близко к сердцу. Слишком нелепым кажется все, что произошло. Вот есть юные спортсмены, которые только что были призерами на пьедестале, грезили будущими победами. А вот непогода, метель и та самая страшная авария. И здесь никого и никогда не успокоит банальное изречение про череду нелепых случайностей или про то, что так могли сложиться обстоятельства. Почему? Потому что все мы понимаем, что в любых трагедиях, какие бы случайности и обстоятельства ни были, всегда есть пресловутый человеческий фактор. И от него всегда зависит чья-то безопасность.

    Версии случившегося следователями уже озвучены. Подозреваемые есть. Уголовные дела возбуждены. Но при этом всем многих из нас волнует не только то, что все может произойти из-за чьей-то конкретной халатности или пренебрежения правилами, техникой безопасности. А то, что все это просто неизбежно в нашей жизни. Все это стало нормой. Почему?

     «Некоторые спали, я смотрел, как кто-то         в телефон играл, и все. И тут авария», — рассказал пострадавший в аварии Артем Бернгарт.

    Настоящее чудо. По-другому сказать просто нельзя. Артем Бернгарт ехал в том самом злополучном автобусе, попавшем в ДТП, и единственный из всех спортсменов, кто отделался только царапинами.

— Я отключился. Включился потом, когда летел, а потом опять отключился. больше я… просыпаюсь, дошел до машины, и все. Довезли до больницы. Горе, обидно очень, — вспоминает Артем.

— Будешь акробатикой еще заниматься?

— Да. Нельзя бросать, это не повод.

    Такому стремлению и дальше заниматься спортом остается только позавидовать. После случившейся трагедии власти всех уровней потребовали от организаторов перевозки детей срочно усилить меры безопасности. Спрашивают и с перевозчиков, и с тех, кто трансфер заказывает — директоров школ и детсадов, например. Так что им теперь зачастую проще совсем отказаться от поездки на любое мероприятие, чем обеспечить все требования закона. Эксперты говорят, что перевозчики в России и раньше не сильно стремились брать детские группы, а теперь и подавно.

     «Многие перевозчики, которые раньше такого рода услуги оказывали, сегодня отказываются от организованной перевозки групп детей, потому что это очень зарегулировано, причем отказываются и потенциальные организаторы перевозок — директора школ общеобразовательных, директора спортивных школ, каких-то других детских образовательных учреждений, кто раньше этим пользовался. Достаточно сложно выполнить все требования этого постановления в те сроки, которые указаны», — прокомментировал президент московского транспортного союза Юрий Свешников.

    Конечно, все правила безопасности, что называется, кровью написаны. Но нередко они бывают почти невыполнимы. Например, список всей группы детей и сопровождающих с подробными сведениями нужно заверить за 5 дней. В случае изменений — попробуй его обнови. Если поездка длится больше трех часов, то состав сухого пайка нужно согласовать с Роспотребнадзором. Вызывает у многих вопрос и требование к возрасту автобуса – 10 лет. Например, что лучше: 12- летний Mercedes или 8-летний ПАЗик? Ну и еще один момент — хватит ли теперь у автоинспекторов ресурсов на то, чтобы обеспечить каждую группу спецтранспортом, как того собираются требовать, например, в Югре. В ГИБДД надеются на лучшее. 

     «Я думаю, ресурса хватит, но ещё рано говорить, насколько я знаю, сейчас проходит обсуждение этого решения. Я думаю, что отчасти мы уже готовились к этому, потому что у нас традиционно декабрь-январь -это так называемые губернаторские елки, кремлевские елки, президентские», — прокомментировал заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по Сургуту Евгений Духовников.

    Но одно дело — организовывать новогодние праздники в обычном режиме, и совсем другое — в режиме повышенной готовности. После заявлений губернатора автоинспекторы, можно сказать, оказались меж двух огней. С одной стороны, законодательно в России четко прописаны все требования к организации перевозки детей. Сопровождение машинами ГИБДД полагается, только если в колонне идет минимум три автобуса. С другой — раз глава региона велела усилить, игнорировать ее просьбу вроде как тоже нельзя. Усложнили ситуацию в автоинспекции и обеспокоенные родители, ринувшиеся заказывать эскорт ГИБДД на любые мероприятия.

     «Внутри родительского комитета родилась идея: давайте детям устроим красивый праздник Новый год. Слышали, что у нас на Белом Яру есть резиденция Деда Мороза. Обратились в наше отделение ГИБДД, сургутское. Там не просто ажиотаж, там сидит инспектор, который занимается организацией этих перевозок, у него волосы дыбом — телефон раскаленный, звонки, посетители, очередь стоит к нему из желающих зайти проконсультироваться. И они просто физически не справляются даже с этим всем», — рассказал сургутянин Владислав Шерин.

    Коснулся сложившийся ажиотаж не только автоинспекцию. Сегодня в Сургуте например, существует всего несколько транспортных компаний, которые имеют лицензию, соответствующий парк и сотрудников. Потребность превышает возможности в разы. В среднем в год только на спортивные соревнования выезжают около 100 раз. До конца декабря спорткомитету предстоит организовать еще 15 поездок. Сопровождение спортсмены вряд ли получат — группы небольшие. И теперь чиновники в экстренном порядке пытаются купить билеты на поезд.

    Проблема организации выездных соревнований для Сургута в целом не нова. Фундаментальным всегда оставался финансовый вопрос. На все спортивные сборы в бюджете денег, конечно, нет. Вот и приходится родителям вкладывать в своих чад, а спорт, как известно, удовольствие недешевое. Командная форма, инвентарь, питание, теперь уже не автобус, а ЖД или самолет, гостиница для тех, кто не хочет нарушать закон и возвращаться затемно. Что тут поделаешь, для начинающего чемпиона нужны большие инвестиции, или о большом спорте можно забыть.

    Эксперты говорят, чем жестче требования к перевозке детей, тем чаще их будут пытаться обойти. А альтернатива, как известно, есть всегда. Компании, которые согласны доставить группу детей из пункта А в пункт Б без лишних вопросов, работают сплошь и рядом. Мы дозвонились в одну из таких фирм в Сургуте, просто найдя номер в интернете. И быстро сторговались отвезти группу детей на утренник за 4 тысячи. Без лицензии и согласования в ГИБДД.

— В ТРЦ доставить нужно группу.

— Можно, но у нас лицензии нет на перевозку. У нас микроавтобус, по 20 человек, 20 мест. Допустим, 2 микроавтобуса — 4 тысячи в одну сторону. Нет, по городу нет никакого сопровождения. Вы ж не едете за город, в другой регион. Просто один автобус выезжает на пять минут раньше другого, вот и все 00:07:12:11 В принципе, можно будет, да, если аккуратно там, никто не узнает. Ответственность, понимаете, будет лежать на вас.

    То, что такие ситуации происходят сплошь и рядом, — секрет Полишинеля. В соревнованиях, с которых возвращались нефтеюганские спортсмены, участвовали дети почти из всех муниципалитетов Югры. И только две команды, по данным УМВД Югры, приехали на соответствующем транспорте — с разрешениями автоинспекторов. Все остальные так же, как и Нефтеюганская группа, по всей видимости, добирались, кто на чем смог, на свой страх и риск. Просто одной такой группе не повезло.

    Трагедия в очередной раз заставит многих из нас не просто испугаться, а посмотреть на многие привычные вещи по-другому. Мы, вроде бы, привыкли к тому, что живем в суровом климате, к тому, что между городами у нас большие расстояния, что основной вид транспорта у нас — автомобильный. Привыкли доверять своих детей воспитателям, школьным учителям и спортивным тренерам. Теперь все, что было привычным, у многих точно вызывает опасения. И это очевидно по разговорам между обычными родителями, а также по тем комментариям, которые сегодня дают чиновники высокого ранга. В каждом югорском муниципалитете сегодня задумались о том, какие меры предпринять, чтобы трагедия, не дай Бог, не повторилась.

    Вот что об этом думает недавно избранный глава Сургутского района Андрей Трубецкой. Его видение того, что необходимо делать для безопасности детских перевозок, показалось самым здравым из всего, что мы услышали за последнюю неделю:

— Есть возможности, например, у вашего муниципалитета организовать все на должном уровне? Хватает машин при этом, хватает ГИБДД мощности и так далее?

— Опять же, давайте разделим. Конечно, потенциала патрульных экипажей в Сургутском районе не хватит, сопровождать каждую перевозку. Но, может быть, этого и не требуется. Может быть, имеет смысл обратиться к мировому опыту. Мы все прекрасно видели в фильмах, и такая практика существует, взять Соединенные Штаты Америки, там автобус, который предназначен для перевозки детей, он законодательно приравнен к полицейскому автомобилю. Он оснащен такими же проблесковыми маячками, такими же звуковыми сигналами. В ряде штатов наказание за, скажем так, непредоставление приоритета на дороге школьному автобусу, который едет с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом, гораздо строже, чем неповиновение требованиям полицейского. Это факт. То есть, там приоритет школьному автобусу. Что касается Сургутского района, практически все образовательные учреждения оснащены автобусами, которые соответствуют требованиям перевозки детей. То есть, сейчас речь идет о чем: либо каждый автобус надо сопровождать полицейской машиной, либо, может быть, пойти по такому пути и приравнять школьный автобус, который специально предназначен для перевозки детей, к полицейскому сопровождению, оснастив его необходимыми проблесковыми маячками, звуковыми сигналами. Но такие нововведения возможно только на уровне федерации принять.

— Такая инициатива вообще озвучивается?

— Мне сложно об этом говорить, я могу сказать одно, и это правило, которое никак нельзя исключить. Априори, это безусловное исполнение тех норм и правил, которые существуют в настоящее время. Положено уведомить о перевозке — это надо делать обязательно. Необходимо уведомить и согласовать маршрут — это надо делать обязательно, ведь, вполне возможно, я просто говорю о практике, которая в Сургутском районе, совсем недавняя перевозка детей в Ханты-Мансийск — мы уведомили о предстоящем маршруте, так автобус остановили пять раз сотрудники ДПС, проверили состояние водителя, проверили состояние детей, пристегнуты они или нет. Вполне возможно, что, если бы эта перевозка была организована по всем существующим правилам — не надо новые изобретать, давайте эти будем соблюдать — может быть, на выезде из Ханты-Мансийска этот автобус был бы остановлен на стационарном посту, его бы проверили, и это бы спасло жизни детей. Зачем изобретать колесо,если мы не выполняем то, что есть в настоящее время?

    А что делать? В этом вопросе явно не должно быть ничего риторического. Это уже очевидно по первым шагам, предпринятым губернатором Югры. После любого ЧП, тем более, после трагедий такого масштаба в нашей стране всегда принято делать все, чтобы повысить персональную ответственность чиновников разного уровня. То есть, вывести из привычных формальных рамок, дабы никто не забывал — за такими словами, как функционал, процессы, нормативы, статистика и тому подобное, всегда есть люди, которые могут пострадать, а то и вообще погибнуть. Поэтому было вполне ожидаемо — чьи-то головы должны полететь.

     «Настаиваю на принятии решения об освобождении от занимаемой должности директора муниципальной организации дополнительного образования СДЮСШОР Тарасовой Ирины Николаевны. В кратчайшие сроки назначить служебную проверку в отношении заместителя главы города, курирующего социальные вопросы, Михалевой Светланы Евгеньевны, в правительстве автономного округа — в отношении директора департамента и руководителя учреждения «ЮграМегаСпорт»», — распорядилась губернатор Наталья Комарова.

    В итоге, директор спортшколы также стала фигурантом уголовного дела. В этом смысле без внимания не останутся и остальные подобные учреждения. Тотальная проверка ожидает всех, кто накануне занимался перевозкой детей, участвовавших в соревнованиях по акробатике в Ханты-Мансийске. А это, напомним, с десяток югорских муниципалитетов.

    Закручивание гаек — метод эффективный. Но все понимают — такая профилактика не навсегда. Необходимы изменения системные, и в этом направлении Натальей Комаровой также были предприняты серьезные шаги. Во-первых, техническое состояние транспорта, на котором перевозят детей, должно отвечать всем существующим стандартам. Во-вторых, обслуживать бюджетные организации, занимающиеся перевозками в округе, должно теперь одно транспортное предприятие, которое будет создано на базе компании «Севератотранс». Во что конкретно это выльется, пока не совсем понятно. Речь о едином операторе, который будет по заявкам выполнять транспортировку детей? Или же о некой структуре, занимающейся техническим обслуживанием всех ведомственных автомобилей? В любом случае, это попытка ужесточить контроль за сотнями, а может, и тысячами, как оказалось, бесконтрольных автобусных рейсов.

    Есть всегда, правда, и другая сторона любых жестких мер. Закручивая гайки, резьбу не сломай. Этого опасаются многие спортшколы, чья задача — растить будущих победителей. Первой реакцией многих учреждений в округе стала, что называется, попытка уйти в глухую оборону. Практически никто не готов сказать, как они дальше будут обеспечивать возможность участия своих воспитанников в различных соревнованиях. Возить рискованно, а не возить — по сути, значит, вообще превратиться из спортивных центров в нечто вроде кружков общефизической культуры. Это ни для кого не секрет. Спорт высоких достижений в любой стране начинается с раннего детства и связан порой с невероятными рисками для здоровья.

    По-спортивному молниеносную реакцию продемонстрировали после трагедии не только на всех уровнях власти, но и во всех школах, учреждениях культуры, ну и, само собой, в спортивных секциях и клубах. Отвезти детей в соседний город сегодня чуть ли не так же сложно, как съездить за рубеж рядовому советскому гражданину в середине прошлого столетия. Нет, безопасность превыше всего, и с этим, конечно, не поспоришь. Но хотелось бы системности. Требований можно придумать сколько угодно много, главное — иметь возможность хоть как-то         им соответствовать. Например, автобус должен быть не старше 10 лет, а его днём с огнём не сыщешь, и что тогда делать? Хорошо, когда в необходимом направлении есть железнодорожное сообщение, а если нет, то, значит, и поездки нет. А надо сказать, что спорт высших достижений — это постоянные сборы и соревнования, соревнования и ещё раз соревнования. Именно на всевозможных внутренних турнирах спортсмены набираются необходимого опыта, без которого на турнирах международных делать нечего.

     «Великолепный спортсмен, который должен в ближайшем будущем выступить на ответственных соревнованиях, и подготовка подведена к тому, чтобы сейчас он поехал на соревнования региональные или всероссийский турнир, и тренер должен его везти. Тренер понимает, что, если этот спортсмен не выступит сейчас на данных соревнованиях, то результата хорошего не будет. В последние годы, когда в тёмное время суток выезд детей запрещён, я лично отказался от того, чтобы вывозить детей автобусами, делаю так, что только на своём личном транспорте родители везут своих детей. Достаточно сложно организовать весь процесс», — поделился опытом директор центра физического развития «Атлет» Артур Балтиков.

    Иначе сегодня никак. Если, конечно, мы говорим всё о том же спорте высших достижений, а не о школьной физкультуре. Судя по всему, ещё до ужасной трагедии под Ханты-Мансийском запретительных мер хватало. Но о контроле говорить бы не хотелось, а вот об условиях, в которых находятся сегодняшние тренеры, от которых напрямую зависит результат подрастающих спортсменов, поговорить стоит. В последние несколько лет любой коуч, который вывозит подопечных на соревнования, — это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Кроме своих прямых обязанностей — подготовки воспитанников — он должен найти перевозчика, договориться об условиях, получить и проанализировать данные об автобусе и его водителе. Когда вечерние поездки запретили, появилась дополнительная нагрузка — на месте договориться с гостиницей, обеспечить доп. питание… Не каждый тренер согласится на такую работёнку — мол, я готов давать результат, а не заниматься администрированием. Но даже найдя себя в этой ипостаси, преподаватель получает новые задачи — найти на поездку деньги. С финансированием у многих спортивных федераций сейчас не так хорошо, как хотелось бы. Поэтому в ход идут родительские средства, если они есть, любая спонсорская помощь и, конечно, личная ответственность всё того же тренера, который готовил спортсменов на протяжении долгих лет и как никто другой понимает необходимость наличия у своих воспитанников соревновательного опыта.

     «Нам нужно сделать определённые выводы из этой ситуации, и в первую очередь всё-таки обеспечивать любым способом и безопасность детей, и финансовые средства необходимо изыскивать для того, чтобы обеспечить эту безопасность как в пути, так и во время проведения соревнований. У нас сегодня, к сожалению, получается немножко по-другому, что из-за отсутствия достаточного финансирования тренеры проявляют порой инициативу. Она вроде и благая, но сами видим, чем это оборачивается», — сказал депутат думы Сургута Сергей Макеев.

    Похоже, спортсменам сегодня приходится побеждать не только соперников и самих себя, переживая нечеловеческие физические нагрузки и стрессы, но и обстоятельства, которые к спорту не имеют абсолютно никакого отношения! О какой конкуренции, в том числе и на международной арене, вообще можно говорить, когда потенциальный чемпион не знает, попадёт он на турнир или нет к которому готовился год, а может и все 10 лет? О каких успехах можно рассуждать, когда о проблемах недофинансирования и пробелах в организации детского спорта мы вспоминаем только после ужасных трагедий? Ну а такую активную, даже агрессивную, заботу о подрастающем поколении спортсменов эти самые спортсмены легко смогут оценить по достоинству уже через годик — другой. При отсутствии соревновательной практики они навряд ли составят серьёзную конкуренцию тем, у кого она присутствует на постоянной основе. А когда нет результата, то и развития тоже нет. Может, в таком случае вообще отказаться от спорта как такового? Судя по всему, это и есть сегодняшняя цена безопасности наших детей.

    Когда год назад мы рассказывали о гибели детей в пожаре, мы оперировали тем, что такой страшной трагедии не было никогда. Прошел год, и снова шок от того, что погибли именно дети. Конечно, мы не сомневаемся, что в последнем случае выводы будут тоже сделаны. Но будут ли при этом учитывать другие ситуации, в которых так же каждый день рискуют маленькие югорчане? Вот еще одна тема недели, связанная с детьми, о которой мы рассказывали в новостях. И это тоже может обернуться трагедией. Речь идет о школьниках, которые проживают в дачных кооперативах Сургута. Так как дачные автобусы курсируют только летом, дети ходят на учебу пешком, причем вдоль дороги — за городом обычно нет тротуаров. А теперь вопрос. Сколько еще таких не предвиденных историй может быть в Югре?

Сергей Зотов, Виталий Щербаков

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
Комментарии: 4
спрашивать за эту аварию нужно с тех, кто снял запрет на перевозку негабаритных грузов в темное время суток 5 лет назад.

# filini 11.12.2016 09:56:21 0

 Я тоже склоняюсь к тому, что больше виноват водитель тягача. Они там так гоняют на этой трассе, жуть. Приходилось ни один раз ездить в Ханты по работе, проезжали мимо такие машины, а мы всегда жались к обочине, нашу машину даже вибрировало от тягача. Они очень нагло ездят, их никто там не контролирует,а зимой вдвойне страшней

# Linda's 09.12.2016 23:44:26 0

Страшное горе. Соболезную все родным и близким погибших…Но…Нигде, ни в одном СМИ не был назван владелец этих самых тягачей с тралами! А, ведь вина и с него не снимается! Не было сопровождения негабаритного груза! И перевозка осуществлялась в тёмное время суток!

# Николаевич 09.12.2016 20:57:36 0

 что тебе даст название фирмы??? У них документы на перевозку были в порядке, об этом было сказано уже не раз.

# filini 11.12.2016 09:53:05 0

НАВЕРХ