Все работы хороши! Как "Олимпиада рабочих рук" изменила мечты юных сургутян о будущей профессии?

20:38 25.11.2016 Общество 3268 просмотров

    Власти давно признают перекос в пользу так называемого художественно — эстетического и спортивного направления в существующей сегодня системе доп. образования. Речь о нехватке возможностей для развития инженерно — технического потенциала подрастающего поколения, о которой в последнее время говорят на всех уровнях.

     «Мы наблюдали на протяжении многих лет, что преобладали художественно-эстетические направления: дети рисовали, пели, танцевали, занимались спортом ещё, в лучшем случае. А вот технических направлений в системе доп. образования у нас в регионе ещё 3 года назад было всего 2,3%. Сегодня 12% таких кружков. Что мы получили за предыдущие годы, имея двухпроцентный охват кружками технического творчества? Мы получили отсутствие конкурса на инженерные специальности», — прокомментировала директор департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры Любовь Ковешникова.

    Сегодня ситуация выглядит несколько иначе. Мало того, что 60% сургутских выпускников поступают в вузы на технические специальности, желающих освоить рабочие профессии также стало гораздо больше, конкурс в профколледже — несколько человек на место.

    Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат! Бессмертные строки Маяковского потеряли актуальность в девяностых. Тогда работать желающих было мало, при этом тех, кто хотел зарабатывать, хватало. Последнее с молотком, токарным станком или сварочным аппаратом как-то    не очень вязалось. Так что заводскую романтику легко сменила романтика рыночная, со всеми вытекающими. Ну а государству было как-то    недосуг, вопросов хватало и поважнее, нежели кадровый голод на производстве в далёкой перспективе. Хотя, конечно, что может быть важнее… Да и перспектива эта оказалась не такой уж и далёкой. Но когда пришло понимание, было уже слишком поздно, и привлечь миллионы рабочих рук в одночасье оказалось просто невозможным. Здесь ведь работает простая формула — имидж ничто, престиж профессии всё! А он, если говорить о рабочих специальностях, за время становления рыночной экономики обосновался в самом низу соответствующего рейтинга. Собственно, как и все, что связано с инженерно-технической сферой.

     «Не потому, что не уделяли внимание, а потому, что в тот момент вообще всё провалилось, доп. образование целиком держалось на энтузиастах. Нельзя в 18 лет или в 17 решить вдруг „Я стану инженером“ и пойти учиться в политехнический или ещё куда-то. Если ребёнок не занимался в детстве конструированием и моделированием, то вряд ли из него получится талантливый инженер», — сказал директор МБОУ ДО «Станция юных техников» Александр Норов.

    Так что одни законы рынка потребности этого же рынка закрыть способны не всегда. Здесь без мощной госпропаганды, подкреплённой определённым финансированием, наверное, не обойтись. Собственно, это сейчас и происходит. Если бы мне лет 5 — 7 назад сказали, что в детских садах Сургута будут преподавать робототехнику, я бы, мягко говоря, не поверил. Но, когда государству понадобилось, всё, что так или иначе связано с инженерно — техническими кадрами, стало трендом — и в садиках, и в школах, и в вузах. Теперь главный посыл или призыв, если хотите, — вкладывать деньги не в валюту и ценные бумаги, а именно в человеческий потенциал. Мол, люди — это и есть самый важный и жизненно необходимый экономике страны ресурс. Сложно с этим не согласится. Испанцы, например, к этому пришли практически сразу после Второй Мировой, в 1946-м. Нет, у нас, конечно, тоже в то время ремесло кочегара, монтажника, высотника считалось престижным, но трендом на все времена не стало. Потом появились нефтяники, затем банкиры, экономисты, юристы… А в Испании публичные соревнования молодежи в мастерстве владения рабочими профессиями стали постоянными. И именно они легли в основу международного движения WorldSkills. То есть, на западе уже больше полувека, как говорят студенты техникумов и профколледжей, «прокачивают» рабочие специальности. Популяризуют, повышают статус, стандарты профподготовки и квалификации. Россия оказалась в числе 70 стран, разделяющих эти идеи, только в 2012 году. Удивительно, но всего за 4 года уже можно говорить о результатах. В местном политехническом колледже сегодня наблюдается вузовский конкурс, по несколько человек на место, чего раньше никогда не было. А участники окружного этапа WorldSkills, хоть и робко, но говорят о том, что по-настоящему хотят быть строителями, поварами, сварщиками.

     «Профессия эта интересная, нравится соединять конструкции. Металл, то, что связано с металлом», — сказал участник WorldSkills Ugra, сварщик Сергей Кузнецов.

    Страшно представить, что было бы, если бы государство этими идеями начало заражать подрастающее поколение лет 20 назад. Тогда, наверное, сегодня стать студентом профколледжа или техникума было бы практически невозможно. Ну а если отбросить фантазии, то здесь тоже хотелось бы без перегибов. А то во времена кочегаров и плотников, с учётом престижа профессии и приличного заработка, в инженеры и экономисты стремились не особо. Как писал всё тот же Маяковский:» Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус!»

Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ