Привет из каменного века. Чье внимание могут привлечь баннеры "а-ля 90-е" и какое будущее ждет наружную рекламу в Сургуте?

19:22 25.11.2016 Общество 4371 просмотров

    Кто кого? Очередная попытка городских властей навести порядок на рынке наружной рекламы, наткнулась на прокурорский протест. Буквально накануне сургутские депутаты должны были принять, по сути, революционное решение, которое бы полностью меняло правила игры в этой сфере бизнеса. Речь о том, как будут сдаваться в аренду почти 500 мест для рекламных конструкций. Сегодня это происходит на конкурсной основе, администрация же предложила выставлять их на аукцион. То есть, кто больше заплатит, того и место. С точки зрения чиновников, это позволило бы городу получить дополнительные доходы в бюджет. Но именно это сегодня и пугает местных игроков на рынке. Если друг с другом они еще как-то  могут конкурировать, то с какими-нибудь большими иногородними компаниями это вряд ли получится. У тех денег больше. Мол, придут и рынок отберут.

    В итоге местные рекламщики обратились в прокуратуру, посчитавшую, в свою очередь, предложенный проект с аукционами недоработанным документом.

     «Вчера вечером пришла информация от прокуратуры, в которой все-таки было обращено внимание, что оценка регулирующего воздействия, которую посчитали юристы администрации, в пакете документов, представленных в думу города, отсутствовала. Они как-то    формально ее провели. Ее необходимо все-таки сделать. В результате предприниматели должны понимать, какое воздействие на них оказывает этот муниципальный акт, отрицательное, положительное, либо уменьшает какие-то риски или что-то    еще, то есть, там показатели большие», — отметила председатель думы Сургута Надежда Красноярова

    По сути, в администрации должны создать такие условия, чтобы как в поговорке: и сыты были, и целы остались. А возможно ли это вообще?

    Мы уж подзабыли историю о том, когда местное предпринимательское сообщество било тревогу по поводу прихода сюда больших торговых сетей федерального масштаба. Тогда много говорилось о том, что это конец для местных предпринимателей, занимающихся торговлей. Много говорилось и о проблемах, которые возникнут у компаний, что-то  здесь производящих (например, у местных фермеров). В итоге, количество магазинов разной направленности с тех пор только выросло, а, допустим, цены на одежду известных брендов, наоборот, упали. Что же касается тех же фермеров, спрос на их очень дорогую продукцию как был, так и остался. Можно предположить, что сети точно повлияли на уровень доходов местных бизнесменов, обычный же потребитель никаких проблем сегодня не испытывает. Наоборот, торговля стала выглядеть более цивилизованной.

    Но значит ли это, что на рекламном рынке все пройдет так же гладко? Нет — уверены местные рекламщики. То, что бюджету хорошо, для них будет означать однозначное закрытие своего бизнеса. По их мнению, все баннеры могут оказаться в руках монополиста, который в разы увеличит цену, а это в свою очередь скажется на потребителях.

    Городские власти, наоборот, видят во всем только плюсы. Порядок на этом рынке не получается навести уже лет 15. Иначе — решить застарелую в Сургуте проблему эстетики и безопасности баннеров, расставленных сегодня на улицах. Не получается, потому, что никак не удается договориться со всеми местными владельцами баннеров. Их больше десятка. Если на рынке останутся одна-две крупные компании, решать подобные вопросы, считают чиновники, будет проще. Но в любом случае, сейчас эти взаимоотношения опять в тупике. Ни власти, ни рекламщики друг друга не слышат.

     «Привет из каменного века!» — пожалуй, главная характеристика сургутского рынка наружной рекламы. Хотя уже несколько лет подряд и сами предприниматели, и местные власти говорят о необходимости демонтажа незаконных конструкций, о замене ржавых щитов на плазматроны, скролеры и другие ласкающие слух  и другие ласкающие слух термины, обозначающие современные виды наружной рекламы. Предполагалось, что все это будет происходить постепенно, после того, как на конкурсе будут разыграны все рекламные места в городе. Но уже второй год объявляемые торги так и не могут быть признаны состоявшимися. Их результаты опротестовываются то кем-то  из участников, то антимонопольной службой. В итоге город недополучает деньги от аренды, конструкции так и не заменяются. Поэтому чиновники администрации и решили изменить правила игры.

     «Торги в 2015 году отменялись 5 раз, в 2016 году — 2 раза по предписаниям антимонопольной службы. Претензии к критериям конкурса, а именно к основному критерию, это дизайн и внешний вид. Была задача получить качественные, интересные с точки зрения дизайна рекламные конструкции, соответствующие архитектурно-художественному облику города, а в связи с тем, что критерий дизайна из оценки конкурсных предложений по настоятельной рекомендации УФАС исключен, целесообразно проведение торгов в форме аукциона», — объяснил директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.

    Местные рекламные агентства, узнавшие о предстоящих планах администрации, пребывают в недоумении. Они не понимают, зачем чиновники хотят поменять коней на переправе. Предприниматели говорят, нужно отказываться не от проведения конкурса как такового, а доработать его документацию. Так, чтобы ни у антимонопольной службы, ни у кого-то из участников торгов не было возможности оспорить их результаты. Эту работу готов был взять на себя депутат Владимир Болотов. Но его услуги пока оказались невостребованными.

     «Я предложил администрации способ формирования конкурсной документации таким образом, чтобы невозможно было спорить. Администарция не стала идти по этому варианту. Если вы возьмете за последние годы позицию администрации по отношению к конкурсам, она поменялась раз 5.Вот сейчас мы наблюдаем 6 изменение позиции. Ну, давайте подождем, посмотрим, как это скажется на городе. У нас же город экспериментов, поэтому посмотрим», — сказал Владимир Болотов.

    Главная интрига как раз и заключается в том, что произойдет с рынком наружной рекламы в случае проведения торгов в формате аукциона. И тут в России существует диаметрально противоположная практика.

     «Есть примеры крупных городов, той же Москвы, когда в 2014 году разыграли аукционы, которые привели к тому, что на самом деле цена поднялась, в некоторых случаях в разы поднялась. К чему это привело на рынке? Это привело к тому, что, собственно говоря, сама стоимость размещения рекламы стала выше, соответственно, упало количество тех рекламодателей,которые бы желали разместиться на рекламных носителях. Это привело к еще большему повышению цены, и в итоге, по факту, из 6 конкурсов по 4 это закончилось банкротством рекламных операторов», — привел пример депутат думы Сургута Владимир Болотов.

    У представителей администрации на этот счет есть другие примеры. Например, в Омске благодаря проведению аукциона на аренду рекламных мест городским властям удалось получить 47 миллионов рублей. Причем во время самих торгов цена взлетела почти вполовину. Впрочем, критики этой идеи обращают внимание на еще один аспект. При переводе отношений исключительно в товарно-денежную плоскость местным властям придется тратить деньги и на социальную рекламу.

     «Зачастую это выглядит так. Обращается к нам департамент — у нас такая ситуация, в бюджете денег не запланировано, такое мероприятие, помогите. Печатаем баннер, размещаем, причем размещаем не так, чтобы где-то    повесили на периферию, мы вешаем в центре города, часто это происходит в ущерб рекламодателям», — отметил председатель ассоциации рекламных агентств Сургута Дмитрий Филиппов.

    Главное опасение сургутских рекламщиков заключается в том, что в город могут прийти федеральные игроки, которые оптом скупят все лоты. В таком случае на местных предпринимателях можно будет поставить крест. Рекламщиков настораживает тот факт, что в конкурсной документации на торги, которые были запланированы на 20 декабря, появился странный критерий: опыт работы на рынке — 16 лет. Таким стажем не может похвастаться никто из сургутских бизнесменов.

     «Значит, это москвичи. Москвичи, которые имеют возможность работать по договорам, то есть, они в конкурсную документацию прописали, чтобы вы понимали, с 2012 года мы не работаем по договорам, нужно подтвердить официальными договорами, а официальных договоров на 16 лет ни у одного рекламщика местного нет. И это означает, что, если есть 16 лет опыт работы, то это полностью удовлетворение этого критерия, а у кого меньше, тому уже снимаются баллы», — сказал Дмитрий Филиппов.

    Пока ситуация поставлена на паузу, у чиновников, депутатов и рекламщиков еще есть время для того, чтобы сесть за стол переговоров и все обсудить. В противном случае, это обернется новым раундом противостояния местных властей и рекламного бизнеса. Что совершенно точно не принесет ни одной из сторон пользы.

    Каждый из билбордов, можно сказать, яркое свидетельство того, что что-то  не ладно на сургутском рынке наружной рекламы. Чье внимание в состоянии привлечь технологии продаж родом из конца 90-х — начала 2000-х — вопрос сложный. Менять их на более современные форматы предприниматели опасаются из-за непредсказуемости условий ведения бизнеса. Да и финансовый кризис им явно не в помощь. В общем, у сургутских рекламщиков, а значит, и у нас, как потребителей их продукта, давно уже настали черные дни.

    И все-таки. Аукцион ли, конкурс ли. Нам, потребителям, что с того? Поиски пресловутого диалога могут длиться бесконечно, а ситуация на улицах города от этого меняться не будет. После борьбы с незаконными баннерами их количество уже уменьшилось вдвое. Но от этого Сургут эстетичнее выглядеть все равно не стал. Ощущение такое, что рекламные конструкции вместе с содержимым практически не меняются уже 2 десятка лет, в то время как технологии наружной рекламы ушли далеко вперед. Согласитесь, есть разница. И для нас, жителей, в этом смысле совершенно не важно, кто там в итоге какой конкурс или аукцион выиграет, а затем на этом месте зарабатывать будет.

    Важно другое — поменяется от этого содержание самого города или нет. Будет он похож на базар из 90-х с нелепыми вывесками или на современный полис 21-го века. Приобретёт он наконец свое архитектурное лицо или вечно будет его прятать. Именно на это сегодня существует заказ сургутян.

— К наружной рекламе, к вывескам как вы относитесь?

— Да не знаю, нормально. Вывесили, прочитал и дальше пошёл.

— А часто вообще вчитываетесь в содержание, что там написано?

— Да не не всегда, так, идёшь, если что-то  интересует, то, может, и остановишься, прочитаешь.

— Как вы считаете, они нужны городу сейчас, или можно обойтись другими способами?

— Все, в основном, ищут через интернет, во всех этих приложениях. А кто в интернете не лазит, то, вот, реклама.

— Как вы относитесь к наружной рекламе?

— Всё равно.

— Считаете, она нужна городу, или есть какие-то способы рекламы?

— Считаю, нет, они не нужны, достаточно рекламы везде, в СМИ и газетах, люди всё равно, наверное, что-то  читают.

— Часто вчитываетесь, какая там информация?

— Я почти всё время за рулём, так что нет времени вчитываться, смотреть некогда.

— Как вы считаете, нужны они в городе, или можно обойтись и без них?

— Если только поменьше, пореже.

— Большинство людей уже не смотрят на баннеры, поэтому сейчас это уже потеряло актуальность, и чаще всего люди смотрят, точнее, их принудительно заставляют смотреть рекламу в интернете.

— К наружной рекламе, к вывескам как вы относитесь?

— Мне это не очень нравится, они как-то  портят вид города. Я живу в Белгороде, не в Сургуте, но у нас почти сняли всё это дело, город открыл лицо, открыл глаза.

— Часто вчитываетесь, какая там информация?

— Ну, если откровенно говоря, то сейчас нет, раньше да.

— Как вы считаете, они нужны городу сейчас, или можно обойтись другими способами?

— Я не знаю, может быть, что-то  такое, что жизненно необходимо для людей, то, что они должны знать.

Дмитрий Завьялов, Александр Кудрявцев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ