Экзамен — всегда праздник. Почему автошколы Сургута никак не могут договориться с инспекторами и сколько водителей со стажем помнят ПДД?

19:13 11.11.2016 Общество 5472 просмотров

    Рулить или не рулить? Разруливать скандал, связанный с большим количеством не сдавших экзамен по вождению в Сургуте, взялось окружное руководство ГИБДД. На этой неделе в самый крупный город Югры приехали представители этого ведомства. Напомним, очередь из желающих повторно пройти испытание и получить заветные «корочки» в городе приближается к отметке в тысячу человек. В связи с этим на прошлой неделе представители автошкол обвинили сотрудников ГАИ в необъективности. Мол, курсантов «валят» специально. Более того, один из тех, кто провалился, даже подал в суд на действия инспектора. Несостоявшийся водитель призывает аннулировать результаты экзамена, который сдать не удалось. При этом истец заявляет — дело не в его умениях и навыках, а в предвзятом отношении гаишника. Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, настаивают на своём: своих выпускников автошколы готовят спустя рукава, и только по этой причине те не могут пройти итоговые испытания.

     «Если бы вы выпускали поваров, которые пересолили, я бы… пусть как хотят, так и делают. Но вы выпускаете водителей, которые управляют источником повышенной опасности. Он не только себе вред может нанести своими неквалифицированными действиями и незнанием навыков вождения транспорта, он может нанести вред окружающим. От того, какого вы подготовили кандидата и как мы приняли экзамен, зависит, в первую очередь, как он будет себя вести на автомобильной дороге», — отметил заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Югре Константин Крылов.

     «Чтобы ни в коем случае инспектор не мог и не хотел даже необъективно отнестись к какому-либо  кандидату, и всегда действовал согласно законодательству. Понимаете? Вот это, наверное, наша гражданская позиция», — сказал директор автошколы Андрей Васильев.

    Как говорится в одной знаменитой басне, кто виноват из них, кто прав — судить не нам… Тем не менее, после встречи руководства ГИББД с представителями городских автошкол в автоинспекции пообещали сделать всё возможное для полной ликвидации очереди. Добавят сотрудников, изменят методику приёма экзаменов, снизят нагрузку на инспекторов — в общем, в ручном режиме механизм отрегулируют. Правда, всё это когда-то  в Сургуте уже проходили. И встречи такие — дело привычное, и ажиотаж давно никого не удивляет. Случается он каждую осень, когда приехавшие из отпусков курсанты, не сдавшие на права с первого раза, пытаются попытку повторить. И обвинения в несостоятельности и низкой квалификации участников процесса звучат по новому кругу. Так всё-таки, кто, кого и чему учит?

    Эта конкретная видеозапись, по мнению директора одной из сургутских автошкол Андрея Васильева, демонстрирует вполне корректный проезд «зебры», в то время, как инспектор посчитал, что курсант не пропустил пешехода, за что тот и получил «неуд» во время практического экзамена. Это в корне неправильно, считает Васильев. Он говорит, с 2013 года существенно изменилась трактовка пунктов правил дорожного движения, касающихся пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах.

     «Если раньше пешеход встал, все водители были обязаны остановиться и пропустить пешехода, теперь же в данной ситуации останавливаться и уступать дорогу пешеходу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость его. Так вот таких ситуаций у нас в городе сотни», — рассказал директор автошколы Андрей Васильев.

    У представителей ГИБДД в распоряжении тоже немало видеозаписей. Это как раз та самая, которую в качестве доказательства необъективности оценки инспектора суду предъявил сургутский курсант.

     «Я с уверенностью заявляю, что я готов поддержать инспектора, который принимал квалификационные экзамены. Если инструктор в ходе приёма второй части, практической, вождение, в городе применил воздействие на средство управления — будь это тормоз, либо будь это рулевое управление — какая ставится оценка? Не сдал. Так ведь, или нет? А там было воздействие», — пояснил Константин Крылов.

    Представители сургутских автошкол, в свою очередь, с уверенностью заявляют — обвинения в подготовке неквалифицированных кадров безосновательны. И образовательную услугу они оказывают качественно. Иначе как объяснить тот факт, что в отдел по защите прав потребителей на местные школы жалоб не поступало в принципе и все они ежегодно проходят процедуру лицензирования? И вообще, экзаменаторам самим бы педагогической практики поднабраться, а то ведь курсанты их как огня боятся!

     «Вы знаете, экзамен, образовательные процедуры — это творческий момент, и экзамен — это стресс для всех людей. Тяжело прогнозировать, как это будет, понимаете, вот человек обучается, обучается, экзаменатора увидел — все, руки-ноги затряслись, всё! — перегорел на экзамене. Он не смог показать то, чему его научили, что он умеет», — объяснил Андрей Васильев.

    Следуя этой логике, инспектор — экзаменатор — это, кроме всего прочего, ещё и дипломированный психолог! Но кто сказал, что он им быть обязан? Его задача простая — оценить знания, при этом он может вести себя сколь угодно агрессивно и никаких регламентов не нарушит. Это правда ГИБДД. А ещё они по каждому поводу готовы предоставить статистику.

     «Есть факт, что 40% сдачи с первого раза. Я посмотрел видеозаписи приёма квалификационных экзаменов, и действительно это так. Я не могу выпустить участника дорожного движения, который не пропустил пешехода и создал аварийную ситуацию, или если вмешался инструктор в процесс приёма экзамена», — сказал Константин Крылов.

    Всё это традиционно сопровождается упрёками о качестве проведения внутренних экзаменов. Мол, там-то, на территории автошкол, сдают все без исключения… Сдают, соглашаются в школах, но не всегда с первого раза, и за каждого выпускника руководство некоторых учреждений готово ручаться.

     «Не выдаём мы так, во всяком случае, я буду говорить за себя, не знаю, коллеги там скажут за себя, не выдаём так просто-напросто свидетельства. У нас же те же самые программы», — сказал директор автошколы Николай Звягин.

    За взаимными упрёками и претензиями, как это часто бывает, скрывается одна общая задача. Нет, не выпустить на дороги квалифицированных, уверенных в себе и психологически устойчивых водителей. А сделать так, чтобы сегодняшние курсанты сдали экзамен. Это что-то  , похожее на ЕГЭ, только вот выпускники обычных школ за руль сразу после получения аттестата не садятся. И реальную угрозу не только своей, но и жизни окружающих, не представляют.

    Я не я, и ответственность не моя. В этом вообще нет ничего удивительного. Просчеты и неудачи у нас в стране ни одно ведомство на свой счет не записывает. Все готовы хвалиться только положительной статистикой. Как только речь заходит о конкретных проблемах, причины будут находиться где угодно, но не в себе. Например, кто виноват в высокой аварийности на дорогах? Плохие водители! А плохие они почему? Потому, что плохо учат. Но, позвольте. А на дорогу-то их, в конечном счете, кто выпускает? Кто выдает им для этого соответствующие права?

    Вот пример, ставший самым громким за последнее время. В Сургуте возбуждено уголовное дело в отношении 18-летнего водителя, который насмерть сбил пешехода. ДТП произошло на перекрёстке улиц Мира и Островского в начале октября. Молодой человек не справился с управлением и буквально врезался в девушку, которая стояла на пешеходном переходе и ждала разрешающего сигнала. Водительский стаж парня к этому времени составлял 5 месяцев.

     «Дорожные условия — на тот момент дорожное покрытие было мокрое после незначительного выпадения осадков, но тем не менее, я считаю, что это не основная причина. Скорее всего, повлияло всё в комплексе — и его водительский стаж, и погодные условия, какие то ещё другие факторы», — объяснял заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по Сургуту Евгений Духовников.

    Учитывая все это, теперь задаемся главным вопросом. Какая конкретная череда событий привела к гибели человека? То что, парня плохо учили? То, что плохо наученному водителю права выдали? Или то, что он, не имея опыта, взял на себя ответственность сесть за руль в плохую погоду? Вряд ли кто-то  ему или другим новичкам давал навыки контраварийной подготовки в рамках обычной программы по обучению вождению. Делать это никто никого не обязывает. А в таком случае какая разница, сдал он экзамены с первого раза или с десятого? Придирались к нему инспекторы или наоборот? Девушка погибла не из-за этого!

    Цель, которую преследуют наши российские законодатели, все время ужесточая нормы по обучению водителей школами и по их аттестации инспекторами, — это уменьшение аварийности на дорогах. И, судя по всему, цели этой никак не достигают. Все думают о том, как экзамены сдать, или о том, как их принять, а не о том, что будут делать новоиспеченные полноправные водители дальше. А дальше начинается период, когда появляется самоуверенность и желание положиться на русский авось. Но самое главное — неуважительное отношение к другим участникам дорожного движения. Этому в школах научить невозможно. Воспитание — это к папе с мамой. Ну и отчасти к ГИБДД, ибо безответственность лечится только карательными мерами, установленными государством.

    Чем можно этот тезис доказать? Все просто — проверить водителей, давно закончивших автошколы и успешно сдавших экзамены, на предмет их квалификации. Знают они или не знают правила дорожного движения? Корреспонденты СТВ проверили — и ужаснулись.

— Мы сейчас проверяем, как действующие водители помнят правила дорожного движения.

— Ну, давайте попробуем.

— Вот, пожалуйста, этот вопрос. Зачитайте его, пожалуйста.

«Вы намерены повернуть направо, ваши действия?». Уступить. Да, уступим дорогу трамваю.

— На самом деле в этой ситуации вы имеете право полностью первой проехать на перекрёстке, поскольку трамвай ждёт сигнала от регулировщика, чтобы поехать прямо, а при таком сигнале он может ехать только налево, а пути у него, к сожалению, ведут прямо.

— Вопрос с подвохом, оказывается.

— Сколько у вас уже водительский стаж?

— С 2000 года.

— При въезде на подъем у вас затруднен встречный разъезд. Какая машина должна уступить: та, что идёт на спуск, или вы должны уступить дорогу машине?

— Я должен уступить дорогу.

— Ещё раз?

— Я должен уступить дорогу.

— На самом деле, нет, в правилах сказано, что машина, идущая на спуск, должна уступать дорогу.

— Вы намерены повернуть направо, ваши действия? К вам стоит регулировщик левым боком, правая рука у него вытянута вперёд, справа от вас трамвай. Вы уступите дорогу трамваю?

— Конечно, уступлю.

— На самом деле в данной ситуации вы имеете право первым проехать на перекрёстке, поскольку регулировщик указывает трамваю движение только налево, но трамвай может двигаться только прямо из-за рельс, он будет стоять и ждать, пока регулировщик позволит ему ехать прямо. А вы можете спокойно поворачивать направо при таком сигнале регулировщика.

— Господи, 30 лет назад сдавал бы…

— Выполняя объезд, на подъёме вы имеете право проехать первым или должны уступить дорогу?

— Я?

— На самом деле нет, спускающаяся машина по правилам уступает вам дорогу, и вы имеете полное право первым проехать первым.

— Да там было два таких билета, это я точно помню.

— У вас затруднён встречный разъезд на подъёме. Кто должен уступить дорогу: машина спускающаяся, или вы должны уступить дорогу, поднимаясь?

— Я должна уступить дорогу.

— На самом деле правила гласят, что спускающаяся машина уступает вам дорогу, и вы имеете право проехать первой.

Виталий Щербаков, Александр Кудрявцев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 2
Сдавал на права в 2013 году. Ужаснулся. Когда я пришел в группу, во первых увидел много, очень много девушек (при этом как сказал инструктор, в этот раз их было не так уж и много). При этом процентов 20% реально «блондинки», которые действительно право от лева отличить не могут. Еще процентов 20% это дамы в возрасте. И вот тогда мне стало страшно, за то, что некоторые могут получить ВУ. К счастью, особо безнадежные, небыли допущены до экзаменов, вследствие элементарного пропуска занятий. Повезло. Но кто более менее ходил на занятия, были допущены и в итоге то сдали, конечно же не с первого раза, но сдали. Я наблюдал за некоторыми обучающимися, и поразился, они просто зубрили правила и билеты, не понимая смысла. Да и автошколе сами инструктора говорили: вот щас езжай так, а когда получишь права хоть как можешь ездить. Т.е. им побоку на то, какой водитель получится из тебя, им главное чтобы ты сдал экзамены. Аналогично и теоретическая часть, натаскивали именно на билетах, до такой степени, что абсолютно все билеты знал наизусть, и при виде картинки, даже не читая текста знал правильный ответ. Т.е. цель одна, не понять правила и уметь их применять на практике, а тупо знать наизусть правильные ответы на билеты. Это я к чему: к тому, что, возможно не все, но многие автошколы не учат думать, оценивать дорожную обстановку и применять ПДД.
А по поводу водителей со стажем и незнания ПДД, скажу что, я сам хоть и недавно, но стал подзабывать их, а именно те, которыми не пользуюсь, т.е. к примеру: езжу я по дорогам Сургута, естественно правила касающиеся трамваев я не применяю, ввиду их отсутствия (трамваев), понятное дело я их и подзабыл. Думаю стоит ввести экзамен на теоретическую часть, при смене ВУ раз в 10 лет. Будет стимул вспомнить ПДД.

# kt315 12.11.2016 13:51:52 0

 Через 10 лет вы сами не захотите пересдавать теорию:)

# Конь в пальто 12.11.2016 17:01:09 0

НАВЕРХ