В светлое будущее. Когда темные сургутские дворы и улицы перестанут быть зоной повышенного риска?
Штрафом может не отделаться. Врач сургутского кардиоцентра, сбивший на своем «Инфинити» женщину в больничном городке в НГДУ, возможно, отправится в тюрьму на 2 года. Сургутские полицейские сейчас занимаются расследованием этого уголовного дела. Случилось резонансное ДТП в конце сентября на стоянке рядом с ожоговым центром. Пострадавшая — 30 летняя женщина — выжила, но получила тяжелые травмы, и лечение ей предстоит долгое. Водитель объяснил произошедшее тем, что попросту не заметил пешехода, так как на территории больничного городка было довольно темно. И тут много поводов поразмыслить. С одной стороны, можно сказать, что ответственность всегда несет водитель — не увидел, не убедился, отвлекся. С другой — кто из нас может быть застрахован от подобной ситуации? Только с начала года в Сургуте сбито 80 пешеходов, трое из них погибли. И далеко не всегда вина за это полностью лежит на водителе — пешеходы в Сургуте, так сказать, непуганые, по сторонам особо не смотрят. Заметить их, особенно в темноте, часто бывает сложно даже на переходе. И роковую роль при этом может сыграть недостаточное освещение дороги или двора.
«У нас с начала года было два ДТП, при которых пострадало два человека. Именно в том участке дороги, где зарегистрировано ДТП, отсутствовало стационарное электрическое освещение. То есть, это было одно из условий, от которого не напрямую зависело ДТП, а оно способствовало совершению данного ДТП», — сообщил врио начальника ОГИБДД УМВД России по Сургуту Евгений Духовников.
Во время недавней инспекции городских дорог сотрудники ГИБДД обнаружили 14 участков, где вообще не было никакого освещения. Какая, спрашивается, там может быть безопасность? Но когда речь заходит о жилых микрорайонах, ситуация становится еще печальнее. Паркуясь вечером после работы, водители в основном сдают задним ходом. И это настоящая рулетка. Задние фары светят слабо, а темнота при этом во дворах кромешная. Особенно в последнее время, благодаря новой моде среди управляющих компаний. В целях энергосбережения вместо старых лампочек они теперь устанавливают на подъездах небольшие светодиодные светильники, которые подсвечивают лишь дверь и несколько ступенек. Все остальное пространство двора остается во тьме. Конечно, освещение придомовой территории — забота только самих собственников и их финансовых возможностей. Но когда в целом в городе отсутствует единая концепция по подсветке улиц и дворов, сложно понять, на что нужно ориентироваться и к чему стремиться. Да и назвать такой населенный пункт городом
«Архитектурно-художественная подсветка — это часть городской среды, и, конечно же, все более-менее уважающие себя города стараются уделять этому вопросу должное внимание. Городская среда неразрывно связана с архитектурно-художественной подсветкой во всех ее проявлениях: и в рекреационных зонах, и фасадов зданий и сооружений, и так далее», — отметил директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.
Проблему в администрации Сургута пытаются решить не первый год. В 2015 году идею о разработке единой концепции архитектурно — художественной подсветки города не поддержали депутаты, и необходимые на реализацию проекта деньги тогда не были выделены. Сегодня чиновники хотят взять реванш и программу планируют все-таки отстоять. Надо сказать, что если всё у них получится, то можно будет говорить не только и не столько об эстетике современного города, но и о безопасности на его улицах и во дворах.
Пару шагов от дороги — и пешеходы полностью скрываются во тьме. Проведя эксперимент и измерив степень освещенности подходов к пешеходному переходу, эксперт-автотехник Геннадий Паклин пришел к неутешительным выводам — появление на «зебре» человека для сургутских автолюбителей часто бывает очень неожиданным. Другими словами, вроде бы все по ГОСТам, проезжая часть отвечает всем требованиям, но там, где она заканчивается, заканчивается и освещение.
«Водитель, надо понимать, что при подъезде к пешеходному переходу получает большой объем информации в виде дорожных знаков, светофорного объекта, и так далее и тому подобное. Плюс, еще надо следить за дистанцией и интервалом. А если вдруг пешеход, а если скорость движения пешехода достаточно высокая? Конечно, тогда водителю сложно будет каким-то образом избежать наезда, в особенности, если это такой зимний период», — пояснил Геннадий Паклин.
Несмотря на то, что сотрудники ГИБДД и коммунальщики в один голос говорят — время, когда выпадает первый снег, самое аварийно-опасное — обвинить их в том, что перед каждым пешеходным переходом не поставили по огромному прожектору, конечно, нельзя. Любая модернизация дорожного освещения в Сургуте производится только за счет бюджетных средств. И по статистике последних лет, выделяемых денег хватает только на содержание, необходимый ремонт, и, максимум, на реконструкцию одной улицы. В 2016 глобальных работ не проводилось вовсе.
«Капитальных ремонтов, к сожалению, в этом году у нас не предусмотрено из-за дефицита бюджетных средств, то есть, всю улицу взять, например, поменять опоры, провода, светильники. Этого в этом году, к сожалению, нет. В прошлом году по капремонту линию освещения на целой улице мы не меняли», — сказал начальник дорожно-транспортного управления департамента городского хозяйства администрации Сургута Игорь Газизов.
Выход из сложившейся ситуации в местной администрации видят в создании некой архитектурно-художественной концепции, которая должна дать ответ на вопрос — как вообще должен выглядеть Сургут в вечернее время. Помимо освещения улиц, речь о городских парках, скверах, фасадах домов… Времени на ее создание много не потребуется.
«Я думаю, что на нее понадобится минимум три месяца. Смотря в чем будет заключаться подсветка, нарисовать дома, либо мы действительно хотим сделать эволюцию в световой среде. В первую очередь это графические материалы, это очень серьезный кропотливый труд, но этот труд дает очень серьезный выхлоп, потому что это даст основание формировать программу и смежно заявляться на региональные и федеральные программы», — отметил Рустем Юсупов.
Имея на руках такую концепцию, уверяют в мэрии, город получит совершено новые возможности. Помимо расходования бюджетных средств, которых как всегда на все не хватает, Сургут сможет рассчитывать на деньги окружной, областной и даже федеральной казны. Одним из таких ярких примеров является предстоящий всероссийский специализированный форум, который проводит министерство энергетики России. Те города, где власти не просто говорят, а переходят от слов к делу, смогут претендовать на получение грантов, либо софинансирование по реализации программ, направленных на модернизацию имеющегося архитектурно-художественного освещения в городе.
«Мы в этом году снова предлагаем на 2017 год средства на разработку этой концепции, то есть, разработку такой системной программы по изменению города в части колористики и освещения. И, конечно, будем стараться участвовать во всех программах. Федеральных в том числе, которые позволили бы нам высвободить средства местного бюджета на реализацию таких программ и привлечь средства окружные, либо федеральные», — прокомментировал директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.
В случае принятия положительного решения в городской думе программа по перезагрузке светового и колористического облика города имеет все шансы быть реализованной уже в следующем году. К осени 2017 представители департамента архитектуры и градостроительства смогут завершить разработку необходимой концепции, после чего планируется, что в бюджете 2018 года будут зарезервированы деньги уже на конкретные мероприятия.
Здесь, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Можно сколько угодно мечтать о воздушных замках и о том, что Сургут
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале