Пешком на 9 этаж. Почему замена лифта не может потерпеть до капремонта и придется ли сургутянам покупать новые вскладчину?
Здоровее будем! Уже чуть ли не в следующем году некоторые жители сургутских многоэтажек, возможно забудут, что такое лифт, и как настоящие приверженцы ЗОЖ будут ходить по лестницам. Дело в том, что в домах, построенных в 80-х и середине 90-х годов, критическая ситуация с лифтами. Все они достигли или вот-вот достигнут 25-летнего возраста, а значит, им нужен ремонт или, в идеале, полная замена. Денег на это нет. Коммунальщики уже бьют тревогу. Недалек тот день, когда они будут вынуждены остановить старые лифты, руководствуясь требованиями безопасности.
«В ведении нашей управляющей компании находится 398 лифтов, 153 из которых отработали свой положенный срок службы, 25 лет. Из них 48 лифтов, которые второй раз проходят экспертизу, то есть, второй раз экспертная организация дает продление сроков, и есть вероятность, что на следующий год экспертная организация не даст продления. Возможно, придется некоторым отключать полностью оборудование», — прокомментировал главный инженер ООО »УК ДЕЗ ВЖР» Алексей Русин.
И с такой проблемой сегодня столкнулись практически все управляющие компании города. Три сотни лифтов Сургута работают больше четверти века. По закону, когда это оборудование достигает столь солидного возраста, оно должно пройти специальную экспертизу, которая либо определит, что в лифте нужно отремонтировать, либо решит — эксплуатация невозможна. И экспертиза, и ремонт, и замена лифтов — все это сегодня проблемы собственников. И они, по мнению чиновников, с ними не очень-то справляются. Мол, за капремонт не платят, а именно оттуда идут деньги и на лифты. Ну а что же в этой ситуации делают сами власти? Они, как-никак, за лифты тоже отвечать должны, хотя бы потому, что тоже на них ездят. Чьи лифты будут?
Как ни крути, лифт — вполне себе настоящий вид транспорта. Его неисправность может стать причиной очень больших неприятностей. В важности ремонта такого оборудования не приходится сомневаться. Однако мы, собственники, вряд ли и задумывались, менялось ли там хоть
Экспертиза обходится в 35-40 тысяч рублей и проводится, естественно, за счет собственников. Деньги, в общем-то, небольшие, если раскидать их на дом. Но вот почему, например, ремонт инженерки или фасадов коммунальщики проводят без каких либо экспертиз, а здесь вдруг нужны дополнительные расходы? Тем более, что за лифт мы и так платим. Он ведь входит в общедомовое имущество. Все это, естественно, вызывает недовольство собственников. Ну кто хочет лишний раз тратить деньги? При том, что вряд ли даже после этой экспертизы лифт заменят на новый.
«В любом случае, если экспертиза поведена, данные лифты, отработавшие назначенный срок службы, они уже не соответствуют техническому регламенту безопасности лифтов, и до 2020 года в соответствии с техническим регламентом их необходимо привести в данное состояние, то есть, по сути произвести замену», — пояснил заместитель директора ООО «Сургутлифтремонт» Валерий Колесников.
Замена лифтов производится и по программе капитального ремонта домов. Но в Сургуте первые строчки очереди программы занимают старые пятиэтажки с ремонтом фасадов. И оставить их без капремонта в пользу многоэтажки, даже если там вот-вот остановится лифт, невозможно. Нужно просить дополнительные средства из фонда. Но это Сургуту, с самой низкой собираемостью взносов по округу не светит.
«Дополнительно можно просить, но когда есть деньги, на сегодняшний день собираемость нам не позволяет пользоваться. Пожалуйста, другие города пользуются. И вот, честно, ситуация эта нас тоже пугает, за счет средств местного бюджета тоже не можем эти работы выполнять -это нецелевое использование средств», — пояснил заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Константин Карпеткин.
Вот и получается, что остались мы без лифтов. В следующем году, например, в городе заменят только один. Это самый низкий показатель по округу. В случае, если капремонт в далекой перспективе, а лифт выйдет из строя уже завтра, собственники могут, что называется, скинуться и заменить лифт самостоятельно. Его покупка и установка обойдутся примерно в полтора- два миллиона рублей.
«Либо говорить, мы собрание соберем, кворум, сами соберем деньги, и этот 1 миллион 400 тысяч потратим на один лифт в одном подъезде, а если дом 6-подъездный, 5-подъездный, это колоссальные суммы получаются. Я сомневаюсь, что какое-то собрание примет такое решение», — сказал Константин Карпеткин.
Получается как всегда тупиковая ситуация. Чиновники кивают на собственников — мол, не инициативны, не платят за капремонт. И при этом власти не хотят искать рычагов для разрешения этой проблемы. Собственники не понимают, почему, если они платят за капремонт, надо еще и отдельно платить за лифты. Для чего тогда нужна эта программа? Все это рискует закончится стандартной историей: нет лифта — нет и проблемы, добирайтесь пешком.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Проведение экспертизы — это узаконенный, дополнительный отъем денег у населения. Но экспертизой сейчас не отделается ни один дом, это как шантажисты ведут себя — раз дали, так и будут доить. Как там в статье написано сделали экспертизу -заплатили, а теперь еще платите за то, что управляющая ничего не делала. Лифт при хорошем обслуживании и 100 лет может прослужить.