На твердую "четверку". Чего сегодня не хватает сургутским дорогам и как другие регионы стараются ради "пятерки"?
100-дневный рубеж правления глава Сургута Вадим Шувалов отметил очередной работой в поле — рейдом, в котором градоначальник инспектировал сургутские дороги. Подобными действиями глава уже в принципе никого не удивляет. С самого начала он решил получать информацию на месте, там, где строят и ремонтируют. На этой неделе как раз закончилась ремонтно-дорожная кампания в Сургуте. Вместе с чиновниками и журналистами Вадим Шувалов отправился на рейсовом автобусе по сургутским улицам. В целом вроде бы остался доволен, хотя
Вроде бы, все как всегда. Те же полмиллиарда, которых на все не хватает, и подрядчики, за которыми в три глаза следят. Из принципиально нового только то, что обещание избавить Сургут от проблемы колейности давал один градоначальник, а ответственность за исполнение этого обещания теперь лежит на его преемнике. Ведь, как показывает история знаменитых желтых наклеек, горожанам совершенно все равно, кто, когда, в какой период к власти пришел. Если проблема очевидна, они ее все равно приклеят действующему главе. От того «какой мэр -такие и проблемы» не деться никуда.
Как никуда не деться и от другой известной формулы: какой бюджет — такие и ремонты. Известный факт — на полное приведение в порядок сургутских дорог необходимо 5 миллиардов рублей. Возможностей в 10 раз меньше. Как из одной шкурки 7 шапок сделать, мы уже знаем. Но как при этом сделать очевидный результат для жителей — вопрос открытый. Именно перед такой проблемой сегодня находятся большинство городов России, в том числе и Сургут. А как ее решают в других муниципалитетах?
Несмотря на бюджетный дефицит во многих муниципалитетах и регионах страны, Тюмень не перестает удивлять своими амбициозными планами. В ближайшие три года областное правительство планирует построить в столице не один десяток мостов, развязок и путепроводов. Разработав стратегический план по развитию дорожной сети, власти намерены построить магистраль непрерывного движения, которая бы соединила четыре стороны света, с севера на юг и с запада на восток, а также создать полноценную объездную вокруг всего города.
«Основным из этих направлений является обход города Тюмени, завершение в целом первого кольца вокруг города. Далее, строительство магистральной улицы Мельникайте, превращение ее в улицу непрерывного движения, но и также ряд важных стратегических направлений. Программа включает в себя более 50 объектов, часть из них уже на сегодняшний реализована», — рассказал заместитель начальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков.
По самым скромным подсчетам одна такая развязка обойдется казне в 2 миллиарда рублей. Деньги немаленькие, прибавим к этому траты на поддержание новых дорог в надлежащем состоянии. Власти идут на большие расходы и не причитают, что нет таких возможностей, что на дворе кризис. Тюмень — бизнес-столица, центр инноваций, по-другому и не может быть.
«Достаточно частому ремонту подвергается верхний слой. И вообще, если хотите, эта такая стратегия или тактика, на которую рассчитаны улицы в городе Тюмени. Когда сделано хорошее, глубокое основание, в цене единичное исполнение глубокого, глубинной переработки и глубинной реконструкции, конечно, больше, но мы берем период немножко побольше. Стратегически мы выигрываем от этого», — пояснил заместитель начальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков.
Другими словами, отремонтировать дорогу капитально и лет на 15, а после каждые 2-3 года небольшими усилиями менять только верхний слой асфальта. Если провести калькуляцию, то в конечном счете на ремонте дорожного полотна получается сэкономить. Правда, для реализации такой долгой стратегии далеко не в каждом бюджете найдутся лишние пара миллиардов рублей. Существует, конечно, и другой, более бюджетный, вариант. К примеру, как поступили в Саратовской области.
Там чиновники, получив нагоняй от руководства страны за ужасное состояние дорог, были вынуждены задуматься о рациональном использовании бюджетных средств. Вместо дорогого щебня по тысяче рублей за тонну, коммунальщики стали использовать фосфогипс, это химическое удобрение, которое дешевле в 10 раз. В результате чиновникам удалось кратно увеличить количество отремонтированных километров.
«У нас ведь как в России: по старинке, пока петух не клюнет, мужик не задумается. Тут приехал премьер, проехал по дорогам, сказал: „Слушайте, ребята, тут у вас не дороги, а черт знает что, давайте-ка поднапрягайтесь и думайте, как ситуацию исправить“. Они подумали-подумали, по сусекам поскребли. Оказывается, можно сэкономить вот на этом, тем более, что комбинат, который производит химическое удобрение, у них там рядом», — рассказал генеральный директор всероссийского отраслевого журнала «Строительство.RU» Александр Гусев.
То есть, получается, саратовские власти не только сэкономили, но и поддержали местного производителя, тем самым обеспечив предприятие стабильным рынком сбыта. Теперь чиновники с гордостью делятся своими инновациями с коллегами из других регионов. К слову, многие эксперты в области строительства сейчас сходятся во мнении, что на поддержание и создание новых дорог не обязательно тратить только деньги из бюджета. При грамотно выстроенной политике заниматься укладкой и содержанием дорожного полотна вполне могут и бизнесмены, если у них будет интерес
Мировой опыт знает много примеров. Так называемое концессионное соглашение, то есть, привлечение для строительства дорог частного капитала. К примеру, за то, что инвестор построил тот или иной мост или развязку, взамен получает деньги из бюджета на содержание объектов. В добавок за такую социальную нагрузку в мэрии той или иной компании предоставляют множество льгот, будь то временное освобождение от налогов или другие преференции. Одним словом,чиновники сегодня должны выступать менеджерами, искать варианты решения проблем законными методами. Иначе для чего нам власть?
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале