Готовимся к кардионагрузкам! Через пару лет сотни многоэтажек Сургута рискуют остаться без лифтов
Жители десятков домов в Сургуте в ближайшие несколько лет могут остаться без лифтов. Коммунальщики бьют тревогу. Со времен начала массовой застройки города многоэтажками прошло более 25 лет. А это порог, когда лифтовые механизмы нужно либо капитально ремонтировать, либо менять. Впервые у нас сложилась ситуация, когда сразу более 300 лифтов или уже достигли, или вот-вот достигнут критической возрастной отметки. Вот только денег на замену оборудования нет. И, как ни странно, жители Сургута сами отчасти в этом виноваты. Почему? И есть ли выход из ситуации?
Приверженцы здорового образа жизни утверждают, нужно меньше пользоваться лифтами и больше ходить по лестницам. Это какая-никакая, а кардионагрузка. Похоже, в ближайшее время жители сургутских многоэтажек, построенных в 80-х и середине 90-х годов, поневоле будут делать именно так. Ситуация с лифтами, уверяют коммунальщики, сегодня критична. Недалек тот день, когда они будут вынуждены остановить старые лифты, руководствуясь требованиями безопасности.
«В ведении нашей управляющей компании находится 398 лифтов, 153 из которых отработали свой положенный срок службы, 25 лет. Из них 48 лифтов, которые второй раз проходят экспертизу, то есть, второй раз экспертная организация дает продление сроков, и есть вероятность, что на следующий год экспертная организация не даст продления. Возможно, придется некоторым отключать полностью оборудование», — прокомментировал главный инженер ООО «УК ДЕЗ ВЖР» Алексей Русин.
И с такой проблемой сегодня столкнулись практически все управляющие компании города. Три сотни лифтов Сургута работают больше четверти века. По закону, когда это оборудование достигает столь солидного возраста, оно должно пройти специальную экспертизу, которая либо определит, что в лифте нужно отремонтировать, либо решит — эксплуатация невозможна. Пока эксперты обязывали коммунальщиков Сургута только ремонтировать лифты и продлевали срок службы на несколько лет, но бесконечно это продолжаться не может.
«В любом случае, если экспертиза поведена, данные лифты, отработавшие назначенный срок службы, они уже не соответствуют техническому регламенту безопасности лифтов, и до 2020 года в соответствии с техническим регламентом их необходимо привести в данное состояние, то есть, по сути, произвести замену», — отметил заместитель директора ООО «Сургутлифтремонт» Валерий Колесников.
Пока это кажется нереальным. По темпам замены старых лифтов на новые Сургут среди муниципалитетов Югры в аутсайдерах — обычно это всего несколько подъемных кабин в год, а в следующем году вообще заменят только один. Работы эти ведутся по программе капитального ремонта домов, а в Сургуте первые строчки очереди программы занимают старые пятиэтажки с ремонтом фасадов. Но выбирать нам не дано.
«Безопасность прежде всего. Если фасад мы с вами не отремонтируем, ничего не случится, будет дискомфорт определенный. Но безопасность есть безопасность», — сказал Алексей Русин.
Раз в полгода в программе капремонта проводится актуализация работ. Иными словами, ремонт фасада в одном доме можно поменять, например, на замену инженерки в этом же доме. Но вот оставить одно здание без капремонта в пользу другой многоэтажки, даже если там вот-вот остановится лифт, невозможно. Есть вариант просить дополнительные средства из фонда. Но и это Сургуту, с самой низкой собираемостью взносов по округу, вряд ли светит.
«Дополнительно можно просить, но когда есть деньги, на сегодняшний день собираемость нам не позволяет пользоваться. Пожалуйста, другие города пользуются. И вот, честно, ситуация эта нас тоже пугает, за счет средств местного бюджета тоже не можем эти работы выполнять -это нецелевое использование средств», — пояснил заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Константин Карпеткин.
Лифты относятся к общедомовому имуществу, их обслуживание, ремонт и полную замену оплачивают собственники жилья. В случае, если капремонт в далекой перспективе, а лифт выйдет из строя уже завтра, собственники могут, что называется, скинуться и заменить лифт самостоятельно. Его покупка и установка обойдутся примерно в полтора- два миллиона рублей. У кого-то из собственников есть лишние деньги?
«Либо говорить, мы собрание соберем, кворум, сами соберем деньги, и этот 1 миллион 400 тысяч потратим на один лифт в одном подъезде, а если дом 6-подъездный, 5-подъездный, это колоссальные суммы получаются. Я сомневаюсь, что какое-то собрание примет такое решение», — сказал Константин Карпеткин.
В департаменте городского хозяйства настойчиво рекомендуют платить за капермонт тем, кто пока принципиально этого не делает. Если собираемость по Сургуту увеличится, то появится вероятность, что и деньги на замену лифтов-ветеранов будут. Но к тому моменту, когда сознательных граждан станет больше, возможно, сотни сургутских лифтов уже будут выведены из строя.
Что делать если закончился срок эксплуатации лифта? И кто должен платить за его замену? Эта тема будет обсуждаться в пятницу, 14 октября, в прямом эфире программы «ЗА!ДЕЛО». Вероника Чубенко совместно с экспертами и жителями Сургута попытается найти наиболее рациональное решение данной проблемы. Свое мнение также можно выразить, приняв участие в опросе.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
З.ы. мне пофигу на ваши лифты, я на первом… вот тока платить за это г придется и мне, за 10 лет 4 раза проехавшемуся….
если лифты нельзя эксплуатировать, то как может помочь экспертиза?
Ну ладно — собрали жители деньги, провели экспертизу. ну и на сколько продлена будет эксплуатация этого самого лифта.
Пройдет год и что опять экспертизу заказывать? Так их по большому счету будет выгодно просто в состоянии чтобы не рухнули и каждый год зарабатывать на экспертизах. Это ж куча денег и ни за что. Экспертиза — это ведь не ремонт. Ну и еще нюансик — провели экспертизу и эксперт не разрешил эксплуатацию (это как вариант). Что делать дальше жителям? Все жилищно коммунальное хозяйство у нас через одно место. А ведь каждый год мы платим за обслуживание немалые деньги. А по перечню работ предусмотрено техническое обслуживание по графику — раз в полугодие и раз в год. Т.е фактически ТО 3 раза в год. А вот что реально делается, какие работы проводились в том или ином подъезде в отношении лифтов. Кто знает? Ведь главное чтобы не рухнул и на бумаге все было тип-топ. В общем очередная эпопея и не зря новые конторки по обслуживанию и предоставлению экспертиз в отношении лифтов по открывалось в последнее время. Очередная придумка как делать деньги, ничего не делая. Вообще-то для разных типов лифтов разные сроки службы, но это же не максимальный срок службы. Кто знает в каком доме была замена какого лифтового оборудования. Кое где были возгорания лифтовых кабин и уже должны были проводиться более менее капитальные ремонты — но это тайна. Зачем озвучивать — если можно поиметь денежку и даже там где не все критично. С девятиэтажки 700 тыс и более в год (зависит от количества подъездов). Какие работы выполнялись на эти деньги — кроме подметания кабинки в 2 м² . Где получить информацию — опять все в темную и в наглую.