Жестокий век. Почему в Сургуте о пациентах тщательнее всех заботится хоспис?
Осторожно, врачи! В сургутском здравоохранении очередной громкий скандал. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту неоказания помощи больному. Как установила проверка, медики Сургутской окружной клинической больницы выписали из стационара умирающего пациента и отправили его домой на такси.
Истекающий кровью 39-летний Борис Соколков был не в состоянии самостоятельно зайти в подъезд и около двух часов провел на лавочке возле собственного дома, пока нанятые родственниками грузчики не подняли его в квартиру. А спустя два дня мужчина скончался. Родным погибшего медики сообщили, что молодой человек сам отказался от врачебной помощи и отправился домой. Теперь все обстоятельства смерти мужчины выясняют работники Следственного комитета.
«В целях установления всех обстоятельств произошедшего следственным путем было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 ст. 109 УК РФ»Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Следствие намерено не только дать правовую оценку действиям работников медицинского учреждения, но и провести работу по выявлению причин и условий, способствовавших произошедшему», — прокомментировала старший помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ СУ СК РФ по ХМАО-Югре Алина Никифорова.
Естественно, такая жуткая история не могла не возмутить общественность. В интернете активно идет сбор подписей с требованием отстранить от работы руководство больницы, которое допустило подобный поворот развития событий. Но как сами рядовые врачи, дававшие клятву Гиппократа, могут преспокойно отправить за ворота учреждения человека, который находится на грани смерти? Конечно, реальность такова, что в государственных больницах не всегда удается уделить внимание пациентам в нужном объеме, но ситуация, когда человека выписывают из больницы, по словам родственников, с официальным заключением о выздоровлении, а он умирает спустя 2 дня — находится
Что на самом деле произошло? Врачебная халатность, в результате которой погиб человек или сбой системы, приведший к таким последствиям?
После смерти Бориса Соколкова прошло уже два месяца. Но его близкие говорят, что так и не услышали внятных объяснений от врачей, почему они так поступили со своим пациентом. В официальном заключении смерть наступила в результате отказа нескольких органов и, само собой, из-за болезни. И, конечно, к печальному итогу привела совсем не история с отправкой пациента из больницы на такси. Но родственники Бориса Соколкова не могут понять другого — как можно было так жестоко обойтись с умирающим человеком?
«Остаться на улице одному, если ты не можешь ни ходить, ни говорить — это очень страшно. Это нечеловеческий поступок, нарушает все нормы морали человеческой, то есть, так нельзя с людьми поступать. Хочу добиться, чтобы человек, не знаю, человеком можно ли назвать этого врача, который вызвал такси и вывез моего брата, я хочу, чтобы этот человек больше не работал в сфере медицины, он не должен работать», — рассказал брат Бориса Соколкова Петр Соколков.
Существует несколько версий того, почему медики отправили человека умирать за пределами территории больницы. По одной из них Борис Соколков якобы сам настаивал на выписке. По другой эта история — показатель того, как работает в целом система здравоохранения, где чуть ли не главный показатель — статистика: лишняя смерть на территории больницы медучреждению совсем не нужна, вот и постарались поскорее избавиться от пациента с нерадужными перспективами.
Юристы утверждают, что такой показатель, как уровень смертности, напрямую влияет на дотации учреждению. Связь прямо пропорциональная: чем ниже на территории больницы уровень смертности, тем выше объемы финансирования. Грубо говоря, с глаз долой — из статистики вон. То есть, когда пациента выписали из стационара, например, как в нашей истории, за то, что с ним случится дальше, врачи ответственность не несут.
Статистика влияет на рейтинг медучреждения, а он в свою очередь — на объемы финансирования. Сегодня больницы живут на деньги, получаемые от страховых компаний, и это тоже достаточно сложная система отношений. Так, по каждому из диагнозов министерством здравоохранения определены стандарты лечения — вплоть до количества таблеток и уколов. Все, что выходит за рамки этих стандартов, больницам не оплачивается.
«Существует и стоимость услуг оказанных, дело в том, что на сегодняшний день больницы не лечат, а оказывают медицинские услуги, поэтому на сегодняшний день больница — это большой бизнес-инкубатор, который, в общем-то, рождает вот такие меры. Страховая компания оплачивает только те, вещи, которые указаны в стандартах», — прокомментировал адвокат Алексей Редькин.
Пожалуй, только одно медучреждение в Сургуте ориентируется на другие показатели и статистики смертей совсем не боится. Как это ни парадоксально, но политика хосписа — то есть места, откуда провожают нередко как раз в последний путь, строится на проценте выздоровевших. Единственный сургутский хоспис «Золотое сердце» имеет показатель в 60% выздоровевших (сюда попадают не только неизлечимые больные, но и пациенты, которым для восстановления нужен особый уход). Оба его отделения — дневной и полный стационары живут под девизом «все для пациента».
«У нас интерьер такой необычный, чтобы пациент чувствовал себя комфортно, чувствовал себя словно здоровым, чтобы он как царем себя чувствовал в нашем учреждении, знал, что он в приоритете», — отметила процедурная медицинская сестра поликлинического отделения «Золотое сердце» Кристина Желтова.
Попадают пациенты в хоспис по направлению либо из других стационаров в порядке очереди, лечат здесь по медицинскому полису. Уютная домашняя обстановка, доброжелательный персонал и отсутствие даже намека на строгий режим. Философия сотрудников хосписа — заботиться о своих пациентах в буквальном смысле до последнего дня их жизни. В большинстве случаев люди приходят сюда с тяжелыми формами заболеваний. Например, такими, как онкология. Часть из них — уже практически на конечной стадии. И здесь уже оказываются иного рода услуги.
«Наша основная цель — это все-таки борьба с болью у этих пациентов. Для меня очень показательно, когда я делаю обход, пациент, который поступил дня два назад, мне говорит: «Доктор, спасибо вам, я сегодня спал, у меня боли не было». Мы иногда уже не можем повлиять на само заболевание, на само онкологическое заболевание или инсульт, мы уже не можем излечить человека от заболевания, но лечим симптомы», — пояснил заведующий поликлиническим отделением «Золотое сердце» Евгений Гордеев.
По стандартам системы здравоохранения врачи в России обязаны не лечить пациента, а оказывать ему медицинские услуги — прописать таблетки или поставить уколы, провести какие-то процедуры.
«На сегодняшний день никакой ни моральной, ни юридической ответственности, в общем-то, реально наши врачи за качество оказанных услуг не несут», — считает адвокат Алексей Редькин.
Получается какой-то замкнутый круг под названием «система здравоохранения», в которой пациенту, как бы это странно ни звучало, рады только в клиниках для безнадежных больных.
Анастасия Аладинская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале