Эх, чиновники! Кто персонально ответит за срыв сроков сдачи двух новых дорог в Сургуте?
А что случилось?! Единственный вопрос, который задавали многие из тех, кто услышал новость об отказе Сергея Бондаренко участвовать в выборах. Действительно, это не может показаться не странным, когда один из фаворитов гонки, действующий председатель сургутской думы, по сути, второй человек в городе, вдруг берет и снимает свою кандидатуру за неделю до голосования. Тут, хочешь — не хочешь, а начнешь додумывать причины в лучших традициях конспирологии. Надавили? За руку поймали? Или, может, в каком-то смысле, достали? В общем-то, причина, озвученная самим Сергеем Афанасьевичем, для многих только подогрела интригу.
В 48 лет действительно много в жизни можно еще поменять. Другой вопрос — всегда ли к лучшему перемены? Роль Сергея Бондаренко в политической и даже хозяйственной жизни города все время воспринималась неоднозначно.
Сейчас много найдётся злопыхателей, довольных этим событием. Уж очень часто за последние пять лет он был как кость в горле. И для ряда чиновников, и для крупных сургутских бизнесменов. И правда, кому понравится человек, который во всеуслышание начинает вопрошать — почему на месте планирующихся спортивных объектов вдруг вырастают жилые дома и торговые центры? Правда, помимо борьбы с так называемой точечной застройкой, сомнительными бюджетными контрактами и тому подобным, Бондаренко запомнился еще и как человек, которого впрямую обвиняли в том, что именно он дестабилизирует политическую жизнь в городе. Мол, нет ничего хорошего от конфронтации думы с администрацией, все это только мешает работать и вообще, решать повседневные хозяйственные вопросы, от которых зависит жизнь сургутян. Кто знает, не это ли все привело в итоге к тем переменам, которые произошли в последние несколько месяцев. Сам же председатель думы, наоборот, всегда был уверен — депутаты 5 созыва под его руководством работали с чиновниками очень конструктивно.
Как бы там ни было, с тех пор много воды и песка утекло. А вопросы из серии «Как будем жить после выборов дальше?» остаются. Какой, например, получится состав следующей думы? И чего мы хотим от будущих депутатов больше? Чтобы они работали в одной связке с новым главой, не мешали, а помогали наводить в городе порядок? Или же наши ожидания от народных избранников более привычны — чтобы контролировали, проверяли, выводили на чистую воду? Или, если сказать по-другому, искали, что называется, где собака зарыта?
Вот как раз с тем, что и где зарыто, в Сургуте оказалось проблем предостаточно. Сразу два ключевых объекта, строительство которых было запланировано на это лето, не будут сданы в срок. Первый — это дорога и она же улица Никольская, идущая от Дзержинского к «Сити Моллу». Планировали окончить осенью, до снегопадов. В итоге перенесли сдачу на ноябрь, что само по себе, в случае с дорогами, уже звучит странно. Второй объект — тоже дорога. Долгожданное продолжение улицы Маяковского до Университетской. Ее вообще закончат не раньше следующего года.
Причина просто удивляет. В процессе строительства и там, и там, под землей вдруг нашли какие-то сети. Пока искали, чьи это провода, пока пытались понять, как они там оказались, время, отведенное на ударное строительство, неожиданно вышло. Теперь, чтобы достроить начатые объекты, необходимо менять проекты.
Удивительно, правда? Обе улицы планировали строить еще с незапамятных времен. Но как вообще такое бывает, чтобы в департаменте архитектуры не знали, что и где в городе зарыто? Конечно, все слышали про историческую уникальность застройки нашего города отраслевиками. Там нефтяники, там газовики, там еще
Все-таки речь идет о сотнях миллионов рублей, о социально значимых объектах. Тут, как говориться, жизнь пройти — не поле перейти, а дорогу построить — не волосы покрасить.
Этот относительно небольшой участок на улице Никольской создал большие проблемы для строителей. Именно здесь внезапно обнаружились инженерные сети. Почти три недели понадобилось, чтобы решить все вопросы связанные с переносом подземной линии электропередачи.
«Сместить, вроде бы, казалось, можно, но рядом газопровод — уже нельзя, охранная зона, пришлось переносить дальше. Соответственно, это сначала разрешение, согласование с владельцами, это время на этот период, им необходимо было резервно, людей без света не оставить, то есть, нужно было им тоже определиться, как свою схему проработать», — объяснил генеральный директор АО »Автодорстрой» Сергей Кочуров.
И таких проблемных мест на относительно небольшом отрезке от Дзержинского до Югорского тракта немало. Здесь, правда, пока дорожники сроков не срывают. Но вот на Маяковского это произошло. Дорогу, дай Бог, построят в только следующем году. И хотя и там, и здесь инженерные сети появляются «вдруг», сама по себе проблема не нова и дорожников не удивляет.
Опытные строители дорог сталкиваются с таким внезапным появлением инженерки постоянно. Проблема системная. Одна из причин — большая часть сетей прокладывалась десятки лет назад. Тогда система проектирования не позволяла с точностью до сантиметра указывать координаты проложенных коммуникаций. Поэтому когда сегодня строители приходят на участок будущей дороги, грубо говоря, сети им приходится искать «где — то здесь». «Следы расположения подземных кабелей, они немного теряются, пришли владельцы с проектировщиками: „Где кабели? — Где-то здесь“. Для того, чтобы окончательно понять, где они находятся, нужно вскрыть асфальтобетон, раскопать, прошурфить, определить местоположение, и мы увидели наложение одного конструктива на другой», — сказал Сергей Кочуров.
Но не только технические огрехи проектировщиков прежних лет становятся причиной проблем дорожников. Некоторые подземные провода проложены не там, где должны были быть по проекту. Или же об их наличии нет никакой информации.
«Такого стопроцентного учета и кадастра инженерных сетей, к сожалению, нет. Конечно, все, что сегодня проходит, мы в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности фиксируем, но этим мы занимаемся на протяжении последних, скажем так, 10 лет», — объяснил заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Усов.
Проблемой, кончено, становятся не сами сети, которые неожиданно вырисовываются, — их-то можно перенести. Трудности в том, сделать это можно только после согласования с собственником. И процесс этот иногда затяжной и неэффективный.
«К сожалению, собственники сами далеко не всегда знают, как точно, знают, что
Подземные инженерные сети — это как слоеный пирог, только на одном участке десятки проводов проходят рядом и друг над другом. Специалисты говорят, нет таких технологий, которые смогли бы как рентген просканировать землю. Дорожникам приходится рассчитывать на точность проектировщиков. А это, как показывает практика, иногда как вилами по воде…
А дальше что? Проект переделают, дорогу перенесут? Пока что все это не значит, что подобные истории вновь не всплывут. Таких же точно электрических кабелей под городом закопано огромное количество. Где под пустырями, а где и под стоянками для машин и даже под детскими площадками. И остается только надеяться, что в этом всем буден наведен порядок. Тут даже в каком-то смысле символично то, что новым главой Сургута стал именно энергетик. Вадим Шувалов во время своих инспекций по городу также посещал эти две строящиеся дороги. Пока неизвестно, какие именно поручения он дал своим подчинённым после рейда, однако, по итогам прошедшей ремонтно-строительной кампании, градоначальник уже предупредил сотрудников мэрии — каждый чиновник теперь будет нести персональную ответственность за принятые им решения.
Бить по рукам, наказывать — это, конечно, может повысить ответственность тех, кто должен делать нашу жизнь комфортнее. Но станет ли она от этого комфортнее? Многие решения, даже очень ответственные, порой не поддаются потом проверке на здравый смысл. Как в случае все с той же пресловутой дорогой к «Сити Моллу». Городские стратеги вроде бы правильно все определили. Этот выезд очень нужен, чтобы разгрузить остальные. Вот только еще один светофор на Югорском тракте окончательно сведет на нет ту функцию, которую должна выполнять объездная. Это, кстати, признают и сами дорожники.
«На мой взгляд, в этом проекте как плюсы, так и минусы есть, потому что объездная дорога все-таки должна выполнять функции свои. Вы знаете, что там движение осуществляется со скоростью 80 километров в час, а нагружая ее вот этими дополнительными перекрестками, мы снижаем скорость потока», — прокомментировал директор филиала КУ ХМАО-Югры »Управление автомобильных дорог» в Сургуте Михаил Блохин.
Вот тебе и на… Строили- строили, еще не достроили, а уже руками разводим. А действительно, вот вам и еще один вопрос — почему по всей стране регулируемые перекрестки на городских въездах и выездах переделываются в нерегулируемые развязки, а у нас этот момент даже не учитывают при проектировании новых дорог? Может, для того, чтобы потом было поле непаханное — все заново переделывать? Делая вывод во всей этой истории, очень хочется, чтобы перемены, уже обещанные в администрации и грядущие после думских выборов, все-таки
— Дорога скоростная, если там светофоры, то как можно там? Опять пробки, пробки, пробки.
— Конечно, нельзя такого делать. И так заторы, то тут, а оттуда быстрее и на работу, и домой. Конечно нет, я против.
— Я думаю, это просто создаст очередные пробки. Если раньше это была объездная, можно было объехать город, попасть в какую-то точку, то сейчас это будет то же самое, что и в городе. Будешь на этих же светофорах также стоять везде, всё.
— Транспортный поток, средняя скорость движения по тем магистралям, где дополнительные перекрестки, причем перекрестки со светофорным регулированием, будет снижена.
— Возьмите наши перекрестки, на которых организовано круговое движение, — магазин «Ярославна» возьмите, ГРЭС, там как таковых пробок нет. Почему? Там нет светофоров, нет необходимости стоять, пропустить транспортное средство, которое движется по главной дороге, в дальнейшем осуществлять движение в намеченном направлении транспортных средств. Поэтому чем больше будет организовано перекрестков с круговым движением, тем больше у нас будет плюсов в организации передвижения транспортных средств.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале