Танки на улицах и "Лебединое озеро" на ТВ. Сургутяне вместе со всей страной вспоминают события 25-летней давности
Военный переворот, танки на улицах Москвы и «Лебединое озеро». 19 августа 1991 года в Советском Союзе была предпринята попытка силового захвата государственной власти, вошедшая в историю как августовский путч. Вся власть в стране чуть не перешла к самопровозглашённому Госкомитету по чрезвычайному положению. В него вошли союзные министры, руководители армии и КГБ, не согласные с проводимыми в стране реформами. Сегодня этому историческому событию исполняется 25 лет. Что знает о ГКЧП современное поколение и повлиял ли агустовский путч на новейшую историю России?
-А вы знаете, что такое ГКЧП?
— Нет.
— А августовский путч?
-Нет.
-Там бунтовали возле этого, Белого дома. Жалко было людей, которые ни за что погибали там.
-ГКЧП. Да, я это помню, я это пережил. Скажем так, ожидание
Москва августа 1991 года была классическим примером русской революции. Баррикады, возмущенные граждане и лидеры, выступающие прямо на броне танков. Тогда, 25 лет назад, казалось, что советские люди наконец активно проявили свою гражданскую позицию и с оружием в руках яростно защищают новые демократические свободы. Однако сегодня, спустя четверть века, политологи считают августовский путч одной из наиболее трагичных дат истории СССР.
«Это трагическая дата, на мой взгляд, и, можно сказать, что тогда страна пошла по наихудшему варианту развития событий, по антидемократическому и олигархическому пути развития. У меня в целом такая негативная оценка, хотя я понимаю, что, объективно, сил изменить ситуацию тогда не было»,- говорит политолог, профессор СурГУ Михаил Мартынов.
Августовские события 1991 года еще, наверное, долго будут предметом для обсуждения и споров. Политики и политологи до сих пор делят их на черное и белое, однако бесспорным остается один факт, что фактически всю страну могли охватить народные бунты. Несмотря на то, что самые активные события происходили в столице Советского государства, напряжение чувствовалось и в самых отдаленных уголках страны. Вот, что говорили тогда сургутяне:
-Такое есть предчувствие какое то, страх за наших детей, у меня два сына растут.
-Этого надо было ожидать, потому что дальше так продолжаться не должно.
-Не знаем, чего ждать, пока жутко, неизвестность нас всегда пугает. Не знаем, чем это нам грозит.
Чтобы удержать население от паники и беспорядков, местным властям приходилось проявлять буквально железную волю и характер. Так как в существующей ситуации не было ни связи с центром, ни четкого понимания должностных обязанностей. То есть вопросов было куда больше, чем ответов.
«Что сегодня есть, что сегодня правильно, где сегодня черное, а где сегодня белое, наверное, трудно разобраться сиюминутно, когда еще неизвестно, что сегодня болезнь Президента, где Президент. Я бы хотел сегодня послушать его по радио, по телевидению. Я бы хотел знать, что это сегодня за болезнь такая, которой вчера еще не было. Что за декларациями комитета стоит, если просто чрезвычайное положение и все, то это не то, о чем мы мечтали»,- сказал тогда Александ Сидоров, занимавший должность председателя исполкома г. Сургута.
Сегодня, спустя 25 лет, сложно оценивать те реалии, в которых приходилось действовать городским властям. Особенность ситуации заключалась в том, что август 91-го мог стать для многих руководителей того времени как стартовой площадкой, так и крестом на дальнейшей карьере. Для Александра Сидорова это стало своеобразным тестом, определившим его дальнейшее будущее и отношение к нему горожан.
«Тот опыт, который имеем сегодня, наверняка, помог пройти подобные испытания так же надежно. Он был неким экзаменом, где мы искали ответ — мы правильно идем, в правильном направлении развиваемся, мы правильное решение приняли двигаться в эту сторону? Ну и вот этот путч, тогда и слова такого не знали, помог нам ответить на этот вопрос,»- говорит Александр Сидоров сегодня. Напомним, что он был мэром г. Сургута с 1996 по 2010 годы.
Светлана Юн
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале