"Летающий кран" и выступление самой сильной женщины страны. В Тюмени прошло крупнейшее в области авиашоу
Легендарная техника! В Тюмени прошло традиционное авиашоу, свидетелями которого стали десятки тысяч людей, собравшихся в аэропорту Плеханово. Гиганты Ми-6, Ми-10 и Ми-26 — именно эти вертолёты в свое время были задействованы в освоении Западной Сибири, а в выходные почувствовать себя их пилотом мог любой желающий.
Выступление самой сильной женщины страны открыло череду ярких мероприятий на тюменском авиашоу. Спортсменка из Иркутска Оксана Кошелева сдвинула с места вертолет МИ-8 весом более 8,5 тонн. Характерно, что перед этим до стоянки вертолет толкали с десяток мужчин.
«Это самый большой, самый красивый вес, который мы берем. Тяжело было, дико тяжело. Сложность в акклиматизации и в очень больших переживаниях во время перелета. Де пересадки, я боюсь летать. Лучше их двигать, чем летать на них»,- призналась Оксана Кошелева.
Первое, что бросается в глаза пришедшим на авиашоу, организованное «ЮТэйр», — это, пожалуй, самый необычный за всю историю авиации вертолет МИ-10К. Эту огромную модель еще называют «летающим краном». В свое время в Советском Союзе он принимал непосредственное участие в строительстве в том числе топливноэнергетического комплекса страны. А ещё объектов культуры, религии, промышленности… К примеру, с помощью этого вертолета устанавливали купол на Тобольский кремль или вентиляционные блоки, каждый весом по 10 тонн, на металлургическом комбинате в Челябинской области.
«Практически как вся наша отечественная техника, в любых условиях способен выполнять задачи. Грузоподъемность 11 тонн. Мировой рекорд установлен 15 тонн. Уникальность вертолета в том, что это единственный у нас в стране „летающий кран“. Если обратите внимание, кабина пилота-оператора, который при монтаже в особо сложных условиях смотрит непосредственно на груз»,- говорит Евгений Ефременко, бортоператор МИ-26 авиакомпании «ЮТэйр».
Еще один уникальный экспонат, так сказать, прародитель сегодняшних винтокрылых великанов- это МИ-6. Вертолет сыграл важнейшую роль в освоении Западной Сибири. На нём доставляли людей и грузы на нефтяные месторождения. В далеком 1965 году на выставке во Франции МИ-6 был признан вертолетом, не имеющим аналогов. И за годы эксплуатации этот гигант сумел установить 15 мировых рекордов.
«Это у нас изначально самый первый вертолет МИ-6, который пошел в производство. Основные задачи были у него освоение Севера, буровые. Для него специально были созданы разборные буровые, которые можно было передвигать, на внешней подвеске перетаскивать»,- объясняет Александр Постоев, бортоператор МИ-26 авиакомпании «ЮТэйр».
Попасть в кабину пилотов, подержаться за штурвал и заглянуть в каждый уголок воздушного судна в этот день могли десятки тысяч людей. Кроме моделей вертолетов, ставших уже историей, не меньшей популярностью пользовалась и современная техника. Среди них и огромный МИ-26, в грузовой отсек которого смело заезжает КАМАЗ, и легкие прогулочные вертолеты. Особый интерес по большей части у юных гостей авиашоу вызвали легкомоторные самолеты. Когда еще доведется почувствовать себя настоящим пилотом.
«Популяризация малой авиации. Люди, как видите, интерес какой проявляют, лезут в кабину, включили даже аварийный маяк случайно детишки. То есть они лезут, глаза горят, не остановить. Это очень здорово. Был года три назад здесь, было народу в сто раз меньше и техники меньше. Нынче, вообще, глаза разбегаются, такую технику выставили. Молодцы ЮТэйровские, подготовились очень замечательно»,- отметил пилот Александр Хорьков.
Самой зрелищной частью авиашоу стали, конечно, показательные выступления пилотов над летным полем. Начали программу легкомоторные самолеты: Амфибия СК-Орион, Цесна, гидроплан и другие модели. Примечательно, что некоторые пилоты из Сургута или Нефтеюганска добирались до тюменского аэродрома Плеханово собственным ходом. Именно в развитии малой авиации руководитель федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько видит следующий этап покорения неба.
«Сейчас у наших граждан появилась замечательная возможность удобно для себя, для своих родных и близких перемещаться по воздуху. Есть небольшие самолеты, вертолеты, наша задача упростить для этой категории все процедуры подготовки персонала, подготовки воздушных судов, ну дальнейшее гибкое использование воздушного пространства. Поэтому все, что делается сейчас в Тюмени, это способствует дальнейшему развитию нашей авиации»,- уверен руководитель федерального агентства воздушного транспорта России Александр Нерадько.
Продолжили праздничную программу показательные выступления пилотов авиакомпании «ЮТэйр» на различных моделях вертолетов. На сегодняшний день в штате авиаперевозчика числится больше 500 воздушных судов различного назначения. Сотрудники компании выполняют сложнейшие работы во всех уголках мира. В том числе обслуживают Организацию Объединенных Наций, доставляют гуманитарные грузы и спасают жизни людей. На авиашоу опытные пилоты, управляя МИ-8, вместе с МЧС, продемонстрировали, как проводятся спасательные операции и транспортировка раненых без посадки воздушного судна. Не обошлось и без показательных выступлений вертолётов и тушения лесных пожаров.
«За годы, которые прошли после такого бурного освоения территории, авиакомпания значительно расширила и географию полетов, и спектр использования авиационной техники, и количество типов воздушных судов, которые мы эксплуатируем. Знаменитая наша летная школа, здесь в Западной Сибири, Тюменской авиации, она сегодня известна во всех уголкам мира»,- сказал генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.
В итоге 7 по счету фестиваль, проводимый компанией «ЮТэйр», завершился только к вечеру. Ну а руководство российского авиаперевозчика пообещало подготовить на следующее авиашоу через два года не менее насыщенную программу.
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале