Город-полумиллионник. Как Сургут планирует развиваться и где в скором будущем появятся новые высотки?
На хозяйство земельное в этом году власти города начали смотреть несколько иначе. По крайней мере, понимание того, что в этой сфере давно пора бы навести порядок и её систематизировать, в Сургуте появилось. Одним из ключевых думских решений последних лет, пожалуй, стали принятые этой весной правила землепользования и застройки. Они, конечно, существовали и раньше, но теперь приобрели более чёткие очертания. Основной посыл документа — эти самые правила теперь для всех одинаковые: для бизнеса, градообразующих предприятий, в конце-концов, для властей. Земля, решили депутаты, должна работать на город в целом, а не в угоду чьим-то конкретным интересам.. Это решение в принципе можно назвать итогом совместной работы думы 5 созыва и городской администрации, своего рода логической точкой в борьбе с точечной застройкой, которая с переменным успехом ведётся в Сургуте не один год. С одним ли лишь «НО»: документ сразу назвали «живым», то есть, теоретически в него можно внести любые изменения. Если нынешним депутатам и администрации удалось договориться, то гарантии того, что новые народные избранники и новый глава так же легко найдут компромисс и не начнут эту эпопею заново, пока нет. А хотелось бы это достижение зафиксировать.
«Понимаете, мы сейчас даем возможность на этих участках строить все, что хотим, в том числе и жилые микрорайоны, лишая город центральной набережной», — убеждал коллег депутат думы Сургута Илья Кандаков.
Пожалуй, с таким пристрастием местные депутаты еще никогда не рассматривали карту Сургута. Во время принятия правил землепользования и застройки они чуть ли не под микроскопом изучали каждый сантиметр территории города. Столь скрупулезно подходить к делу пришлось, дабы избежать повторения таких ситуаций, как, например, в истории с яхт-клубом и автосалонами «Тойота» и «Лэнд Ровер» на Югорском тракте. Понятно, что после драки кулаками не машут, но, чтобы неповадно было, депутаты отнесли всё это автомобильное хозяйство к так называемой зоне Р-2. То есть, в окрестностях салонов ничего, кроме парка, появиться уже не сможет. Ни стоянок, ни офисов — никаких других зданий.
«По факту, там ни яхт-клуб нельзя было строить, ни автосалон, поэтому депутат Болотов и предложил всю эту территорию перевести в зону Р-2, вернуть, что называется, историческую справедливость», — объяснил председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.
Но историческая справедливость не всегда способна удовлетворить всех и каждого. Справедливость вообще понятие относительное, у каждого она своя. У градообразующих предприятий, у строителей, у бизнеса, у муниципалитета наконец… И каждый в споре за тот или иной кусок земли готов тянуть это лоскутное одеяло на себя, ничто человеческое может быть не чуждо и самим депутатам, которые представляют в думе определенные интересы.
Мы должны будем вырезать земельный участок по забору, и границы автомобильной дороги практически будут уменьшены, — сказал директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.
Давайте всё-таки будем исходить из того, что есть корпоративные интересы, есть общественные интересы. Нужно понимать, что корпоративные интересы, они вторичны должны быть при исполнении обязанности депутата, — отметил депутат думы Сургута Владимир Болотов.
Сложно утверждать, что публичное столкновение интересов — это гарантия того, что каждый клочок земли будет под контролем со стороны оппонентов. Но шансов точно больше, что таким образом не будет принято какое-то кулуарное решение в тиши кабинетов. И это одно из достоинств принятых правил землепользования и застройки. Как, впрочем, и какие-то конкретные решения. Например, выделение земельного участка почти в 100 гектаров в восточной части города под жилищную застройку.
Небольшая часть этой территории — печально известный посёлок «Голд Фиш». Ещё года 3 назад его обитатели, а это порядка 30 семей, считали переезд отсюда несбыточной мечтой. Сейчас всех нуждающихся расселили, началась зачистка территории. Перспективы дальнейшего развития этой площади впечатляют. В первую очередь, из-за появления транспортных артерий. Именно к границам этого участка как раз должна выйти сургутская объездная. Кроме того, инвестор, а это компания «Сибпромстрой», готов финансово поучаствовать и в строительстве продолжения Нижневартовское шоссе, что обеспечит выход на автодорожное кольцо рядом с посёлком Финский.
Обустройство территории в дальнейшем даст толчок развитию всей восточной части города, в том числе, не совсем обустроенных посёлков, таких как Финский или Кедровый. Именно там планируется выход ко второму мосту через Обь.
Таким образом, уже сейчас прорисовываются границы нового Сургута, который, согласно стратегии развития, к 2030 году должен стать городом-полумиллионником. Что на востоке, что на западе предполагается активная жилая застройка новых микрорайонов. За счет этих действий местные власти рассчитывают на увеличение инвестиционной привлекательности города. Чем он больше, тем может быть заманчивее для бизнеса.
Благодаря похожим решениям вдохнули в себя новую жизнь уже многие российские города, начиная от Тюмени и заканчивая Казанью и Белгородом. Стратегия может быть крайне соблазнительна и для Сургута. Вот только главное — прирасти не только новыми территориями, но и смыслами. А вот с этим у города пока есть проблемы. Впрочем, это уже совершенно другая история.
Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале