Травма ребенка в реабилитационном центре — ЧП или закономерность?

15:49 23.05.2016 Общество 1372 просмотров
Травма ребенка в реабилитационном центре — ЧП или закономерность?

    Вероника Чубенко,ведущая

    Любая резонансная история,а уж тем более произошедшее в «Добром волшебнике», вызывает совершенно диаметрально противоположные мнения. Кто-то считает, что история раздута и все это неприятность, которая случается, кто-то что надо было жестче поступить с виноватыми специалистами, недобрыми волшебниками, кто-то винит систему и общество. На самом деле совершенно обоснованно эта тема стала первой в новостной повестке. Нельзя дальше не замечать, что с особыми детьми в нашей стране есть большие проблемы. С их уходом, адаптацией в обществе, с их развитием. Но вначале надо всерьез разобраться. Так это было ЧП (чрезвычайное происшествие) или это закономерность и, соответственно, системная проблема. Прозвучал очень тревожный звонок, приоткрывшей нам завесу поведения педагогов в естественной, так скажем, для них, среде обитания. Но дело не только в том, что подобные методы кормления могут практиковаться сплошь и рядом. ЧП в «Добром волшебнике» может быть не только спонтанным выходом агрессии воспитателя с 20-летним стажем, а назревшая закономерность, которая накапливалась при существующем положении в системе социального обслуживания.

    Ольга Богатая старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Работая со специалистами и педагогами «Доброго волшебника» в рамках руководства психолого-медико педагогической комиссии, в рамках аттестации педагогических кадров, хочется отметить высокий профессиональный уровень педагогов, которые работали с данными детьми и замечательные результаты образовательной, воспитательной и реабилитационной деятельности. Что случилось сейчас сложно объяснить, на мой взгляд — это все таки больше человеческий фактор, с которым будут разбираться компетентные органы.

    Вероника Чубенко,ведущая

    То есть, на Ваш взгляд, это все-таки ЧП, вызванное какими-то причинами субъективными, это случается, но это не закономерность?

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Это не закономерно и в таких учреждениях в большинстве работают люди, которые понимают свою ответственность перед детьми, перед родителями, ну и перед самим собой.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Сейчас сделаю небольшой тест Вашей позиции. Да, это было бы так,но может быть само положение дел в системе этой помощи -нагрузка высокая, зарплата, количество часов, отсутствие возможности для реабилитации самих педагогов, это тоже важно, сделало эту историю закономерной?

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Не соглашусь с Вами,потому что человек, выбирая определенную профессию, он должен понимать меру своей ответственности и никакие обстоятельства не заставят меня работать с ребенком, если я его не понимаю,не принимаю и не готова к сотрудничеству

    Вероника Чубенко,ведущая

    У всего есть срок годности, срок выносливости, срок, его недаром определяют в кругах научных, как закон профессиональной деформации,нарушения все равно возникают, хотим мы того или нет 

    Ольга Богатая старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    К сожалению, да, такие случаи, видимо, нередки. И, наверное, как человек, как мама, я понимаю, что это ужасно и оценивать ситуацию с этой позиции я готова со всеми людьми, которые видели этот момент. Но то, что кадровое обеспечение, здесь нужно быть очень внимательным при подборе кадров и при организации деятельности с педагогическим коллективом.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Вот здесь Вы сделали все-таки маленький шажок в сторону моей позиции.

    Полина Гончарова, член инициативной группы по созданию ассоциации родителей детей-инвалидов

    Это дети особенные и если первое, что приходит вам в ум, что это: генетические нарушения, что это ошибка родителей или последствия образа жизни родителей, или это влияние негативные социума, или это экология. Я специально утрирую, потому что, чаще всего, внутри этих убеждений обывательских, находится вера, что это дефективные дети, нарушенные, неправильные дети. И, первое, с чем сталкиваются эти родители: ты родил, вот ты и занимайся, — это твой крест, давай, неси ответственность за то, что ты сотворил. И лишь 10% людей ответят, что эти дети приходят в мир, чтобы сделать нас добрее, чтобы показать нам другой мир. О том, что те же аутисты идеальны как работники, потому что они очень исполнительны, и если функции рабочие находятся в зоне их узкого интереса, они будут выполнять это на 250%, на такую работоспособность нормотипичный человек не способен.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Здесь два мира и два отношения к самому только названию. Ведь наша система здравоохранения, образования и так далее, сама система социальной помощи, считает таких детишек нездоровыми, которые нуждаются в реабилитации, в специальной помощи. Определенная категория родителей с этим категорически не согласны, потому что они считают: наши дети особые, им нужны другие условия для их адаптации, для их развития, у них другие особенности развития. Мы не должны к ним подходить с нашей позиции, с нашими представлениями о норме и мерить их линейкой. А потом судить: вот чего-то , как-то не совпадает по нашим представлениям их интеллектуальное развитие с нормой. Как Вы считаете, может корень зла именно в этом?

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Начнем с того, что в нормативных документах эти дети обозначены, как дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в особых образовательных условиях. И подходить мы к ним должны с учетом, что этот ребенок особенный. если этот ребенок не может проявить себя в какой-то определенной области. Ну, например, ребенок с тяжелыми нарушениями развития не может усвоить образовательную программу в рамках программы, которую усваивают все дети, для него разрабатывается индивидуальная программа. Но на этого ребенка нужно смотреть, как на ребенка. Да, он другой. И не нужно мерить линейкой, нужно просто понимать особенности этого ребенка. Когда мы готовим в Педуниверситете педагогов-дефектологов мы говорим об этом. И у них совсем другой взгляд на детей, такой же, как на обыкновенного ребенка. Самые обычный люди относятся по-разному, наши родители, имеющие таких детей, они все равно в закрытом пространстве, они не выходят на улицы, они не ходят с ними в обыкновенные детские сады и школы, а если мы их не видим, то, как бы и проблемы нет. Поэтому сложно сразу определить свою позицию по отношению к таким детям. Но у нас есть такая позиция -милосердие, которая предлагает нам понять и принять человека с любыми особенностями развития…

    Вероника Чубенко,ведущая

    Игорь, каким должен быть руководитель реабилитационного центра?

    Игорь Шпицберг, эксперт Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере

    Я думаю, что очень важно, чтобы руководитель реабилитационного центра был в первую очередь специалистом, он не может быть просто менеджером, я абсолютно в этом убежден, потому что иначе он не сможет эффективно руководить такой организацией. Здесь недостаточно быть хорошим эффективным менеджером, нужно вести этих людей за собой, надо понимать, каких целей организация пытается добиться. И я считаю, что руководитель такой организации должен быть уважаемым лидером среди своих.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Как понять, что этот специалист способен работать с особенными детьми?Как сегодня должна поменяться программа работы с особенными детьми?

    Игорь Шпицберг, эксперт Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере

    Мне кажется, что хороший специалист, который работает с ребенком с аутизмом должен обладать тремя основными свойствами. Первое,- он должен просто любить детей, я думаю,- это обязательно для любого педагога. Это свойство, которое позволяет педагогу невероятно радоваться любому успеху ребенка и все усилия прикладывать для того, чтобы ребенок был счастлив и развивался. Второе,- очень важно, чтобы ими занимались педагоги, которые искренне, изо всех сил борются за каждого ребенка. В нашей стране сейчас поменялось отношение к людям с инвалидностью и, следовательно, система обучения должна измениться. То есть, если раньше были прекрасные логопеды-дефектологи, самые разные специалисты, которые занимались развитием детей, но, тем не менее, они этих детей больше ориентировали на какую-то жизнь изолированную, следовательно, те специалисты, которые обучаются сегодня (и это третье) их задача непросто как-то занять время этого ребенка или просто как-то абстрактно его развивать, а его надо развивать с целью максимальной адаптации, максимальной социализации. Соответственно в обучение специалистов, должны быть внесены такие коррективы

    Вероника Чубенко,ведущая

    СурГПУ — единственное учреждение в городе, которое готовит специалистов для этой для работы с особенными детьми. Это очень сложный спектр, потому что на стыке и медицины, и психологии, и клинической психологии, и много много всего. И вот с учетом того, что говорил наш эксперт, получается сегодня изменить модуль образования и подготовить таких вот специалистов новых?

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Вы знаете, система образования коррекционной педагогики, дефектология, как мы называем, она достаточно обеспечена кадрово. Мы сейчас готовим педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития. Дети наши получают таких специалистов, которые знают особенности развития этого ребенка. Которые умеют найти способы, приемы, средства, чтобы помочь этому ребенку с учетом его возможностей, потенциальных возможностей, с учетом, как мы говорим, зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Здесь важно, чтобы были еще и личностные качества педагога. вот если это педагоги-дефектологи, они приходят и для себя должны определить на 1 курсе, некоторые на 2, я могу работать дефектологом или не могу. Некоторые уходят студенты, редко, но те, которые остаются, и мы сделали вот такое исследование, более 70 процентов наших выпускников работают по выбранной специальности. И это говорит о том, что люди получили профессию, были готовы к работе с такими детьми.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Во время интервью экс-директор реабилитационного центра Герман Максимов говорил о довольно сложной кадровой ситуации внутри «Доброго волшебника», давайте сейчас внимательно послушаем,а что реально происходило в реабилитационном центре

    Герман Максимов, экс-директор реабилитационного центра

    В прошлом году проходило в рамках оптимизации всей системы, было сокращение, приводили в порядок в соответствии с нормативами, принятыми в округе. Это разные должности и административные, и хозяйственные, и педагогические,- 15 человек. У нас норматив установлен такой, есть норматив по часам, по норме рабочего времени, по количеству детей, в зависимости от тяжести назологии в группах от 5 до 10 детей.Но и режим работы простроен так, что дети не находятся в группе в течении дня, они посещают специалистов других, то есть выходят за пределы группы своей, к ним приходят на занятия, рабочий день стандартный у нас с 9 до 17, с часовым перерывом на обед, средняя зарплата по отрасли по нашей именно у воспитателей порядка 42-43 тысяч.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Я не скажу, что журналисты получают сегодня больше. У нас тоже сложная профессия, но все-таки она не столь ответственная,как работа с особыми детьми. В принципе уровень зарплаты не такой, чтобы можно было сказать, что сколько вы мне платите, так я и работаю. Поэтому не здесь корень зла. А вот это сокращение, оптимизация системы, напряженный достаточно график работы, ну, то есть несколько часов без смены, это как-то сказывается на самочувствие коллектива?

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Ну конечно, это идет тоже определенное выгорание. очень жаль, что сократили специалистов-педагогов. И я в начале говорила, о том, что был большой блок педагогический, который реализовал образовательные программы в Добром волшебнике. Поэтому, конечно, мы понимаем, что это не учреждение, где только присмотр и только уход, этим детям обязательно нужно реализоваться в том образовательном потенциале, который для них возможен. Там нужны педагоги, дефектологи, нужны учителя-логопеды. Несколько человек в прошлом году прошли у нас переподготовку по специальности логопедия. Я, к тому, что кадровый потенциал в общем-то в округе есть, просто нужно создать условия, чтобы эти люди работали

    Вероника Чубенко,ведущая

    Все-таки мы с Вами подходим к такому вопросу, что наш менталитет и, в том числе, менталитет специалистов, он должен повернуться в сторону максимальной адаптации,а не приведения к какой-то норме, она невозможна во многих случаях. Оптимизация в этой сфере опасна под лозунгом:как можно меньше расходовать средства,но с большим эффектом, а так, наверное, не бывает в этой сфере в принципе.

    Ольга Богатая, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ

    Не бывает и если говорить о «Добром волшебнике» давно, лет 20 назад, у них были образовательные программы, они обучали детей с 1 по 4 класс, детей с ДЦП!!! У них есть замечательные методики, кондуктивная педагогика и так далее, которая позволяла детям-ползункам, которые не ходили самостоятельно — ходить. То есть они лечили, они их учили и они их социализировали, по 4 класс обучались дети. Потом произошла какая-то реструктуризация, изменили особенность деятельности этого центра и он теперь занимается, в основном реабилитацией. Нельзя у этих детей забирать вот тот большой блок образовательный, он необходим не только детям, но и педагогам, которые работают в этой сфере. Воспитателям для того, чтобы она училась у педагога-дефектолога, как работать с этим ребенком.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Мы сейчас много говорим о том, чтобы нам поменять отношение к особенным детям, мы должны включить их в общество максимально возможным способом. Давайте послушает,что сегодня делается в системе образования в направлении инклюзии? Поменялось ли отношение педагогов, понимают ли они, что им предстоит?

    Галина Пугачева, директор МКУ «Центр диагностики и консультирования»

    Должны не только узкие специалисты, но и все педагоги, административный персонал и хозяйственный иметь достаточную подготовку для того, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Вероника Чубенко,ведущая

    Даже коррекционные педагоги относятся к этим детям, как к больным, которые нуждаются в определенном уходе и т.д….Может, проблема в том, что мы должны свое отношение поменять и относится к ним, как к особенным детям, которые нуждаются в особых программах развития, в особых условиях, но как это осуществить в школе?

    Галина Пугачева, директор МКУ «Центр диагностики и консультирования»

    Несомненно, отношение менять надо, и это позиция, которая общесистемно необходима. И отношение менять к детям и к их затруднениям, и к их особенностям, и в соответствии с этим выстраивать образование и индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Проблема очень сложная, наши педагоги очень часто и очень откровенно говорят, мы не знаем как работать. Педагогических кадров в общем и целом хватает, не хватает той подготовки, которая была бы практикоориентированной. Новые методики, новые технологии, именно те, которые позволят индивидуально выстраивать работу с каждым особенным ребенком.

    Вероника Чубенко,ведущая

    Действительно, мы делаем первые шаги в этом отношении и на этом пути много сложностей.»Добрый волшебник» делал очень много добрых дел. Но это не исключает совершенно того, что действия воспитателей и группы людей, которые были с ребенком, должны строго разбираться компетентными органами и, соответственно, должна быть дана оценка им. Но мы с Вами, уважаемые сургутяне, тоже здравоосмысленные люди и устраивать охоту на ведьм — это последняя глупость, которую можно допустить и, точно так же, судьба реабилитационного центра — он должен существовать, его необходимо дооснастить кадрами и, как-то менять ситуацию в лучшую сторону. Потому что, ситуация эта закономерна,это все не случайность,Мы должны изменить и систему,и свое отношение к этим ребятишкам.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ