Шеф, два счётчика! Как раз и навсегда решить проблему со службами заказа такси в Сургуте?
Заказ не принят! В сургутской торгово-промышленной палате предлагают блокировать сервисы диспетчерских служб вызова такси. Их водители работают без лицензий, не проходят медика и не обращают внимание на состояние машины. Проблема, конечно, не новая. Но до сегодняшнего дня ни одного эффективного способа её решения ещё не применялось. И штрафовать их пытались, и в Госдуме обещали всерьёз об этом подумать, но воз, а точнее, полулегальный «бомбила», и ныне там — на сургутских дорогах. Официально это не такси, в случае чего — «подвозит знакомого». Именно поэтому они не скрываются, скорее, наоборот, обклеены очень яркой и узнаваемой рекламой. А самое главное, считают, что занимаются вполне законной деятельностью!
— Вы меня на преступление толкаете. Вы зачем за руль садитесь без прав?
— Что, у меня права нету, что ли?
— У вас права есть, но срок годности истёк, правильно я понимаю?
— Ну и что?
— Вы не имеет права за руль садиться.
— Вы сейчас в самом деле своими камерами заставляете нас воровать и на преступление толкаете, чтоб мы пошли на преступление, своровали, я честным путём зарабатываю. Я не ворую.
С таким отношением к делу можно далеко зайти — продавая наркотики, утверждать «Не ворую же!». Сложно даже представить, что может такого «таксиста» заставить изменить потребительский взгляд на окружающий мир. Может быть, когда он и такие же как он останутся без заказов, если сервисы диспетчерских действительно заблокируют, они начнут жить по другим правилам? Вопрос из разряда риторических. Пока же, нарушая все мыслимые и немыслимые правила, извозчики в огромных количествах на разбитых машинах продолжают колесить по городу.
— Разрешение на осуществление перевозки пассажиров?
— Я не такси.
— Девушка, подойдите сюда. Вы заказали такси?
— Заказала такси «6 четвёрок».
— Путевой лист, который означает, что перед выездом вы проходите медика и механика?
— Нету.
Страховка недействительна, плюс проблемы с техосмотром — ТО автомобили такси должны проходить дважды в год. Этот водитель делает это в лучшем случае один раз. При этом утверждает — это же не такси, а значит, всё это лишние бумажки и никому не нужная трата времени. Именно поэтому привлекать таких извозчиков к ответственности крайне сложно, а их работодателей, всем известные диспетчерские службы, и подавно.
«Где-то его найти, даже в Сургуте, трудно, потому что он отдал машину любому человеку, эту карточку, и человек с телефоном спит в машине и ждет, когда ему
Современное сургутское такси сегодня не ассоциируется с комфортом и безопасностью, как принято во всём мире. То, на чём подвозят клиентов, постоянно скрипит, дребезжит и заставляет задуматься, реально ли вообще на таком авто добраться из пункта А в пункт Б… Всё это суровая реальность, до которой диспетчерским службам, принимающим на работу таких горе-водителей, нет дела. Ещё до их появления на рынке, когда в городе процветал частный извоз, были попытки привести всё это в более или менее цивилизованный вид. Создали ассоциацию, появилось несколько вполне легальных компаний, с шашечками, хорошими машинами, с контролем как водителя, так и транспортного средства. Но, как это часто бывает, счастье было недолгим.
«В Сургут пришли компании, „6 четверок“ и другие, которые, пользуясь интернет-каналами связи, выполняют работу диспетчерских служб для неограниченного количества физических лиц, которые, не регистрируясь в качестве ИП, не соблюдая никаких требований законодательства, фактически выполняют деятельность, связанную с организацией службы такси», — рассказал председатель правления сургутской ТПП Владимир Болотов.
Да, бесконтрольные диспетчерские, безусловно, проблема. Но подход тех, кто таксует, тоже не перестаёт удивлять. Например, у этого мужчины истёк срок годности водительского удостоверения, больше того, неисправна тормозная система на старом ВАЗе 12 модели. И его это нисколько не смущает.
— Вы почему садитесь за руль такой машины?
— А я чё, пьяный, что ли? Я пьяный? Такой машины? Я трезвый, хорошая машина, мне нравится, это гордость России.
— Вы состояние машины своей видели?
— Отличное состояние!
— Вы даже не имеет права возить.
— Я же вас не уговаривал, я не просил.
А если не уговаривал и не просил, значит, ничего и не нарушил. Такая вот железная логика, против которой искать аргументы сложно. Именно поэтому одно из предложений местной торгово-промышленной палаты — попросту лишать таких вот бомбил заказов.
«Одно из предложений у нас связано с тем, чтобы инициировать пример Москвы — это блокировка электронных сервисов, осуществляющую деятельность с нарушением законодательства, потому что все попытки ассоциации блокировать номера на уровне автодозвона упираются на то, что этот оператор имеет одновременно до тысячи каналов связи, заблокировать которые невозможно», — пояснил Владимир Болотов.
И другого, похоже, не дано. Способов и методов борьбы с такими перевозчиками предлагалось много. Но пока суд да дело, привычного такси в Сургуте почти не осталось. Легальному бизнесу с диспетчерскими, не обременёнными собственными машинами и остальными прелестями таксопарков, тягаться не под силу. Собственно, поэтому по городу и передвигается столько машин, которые давно пора бы утилизировать.
Тут сам собой вспоминается пример лондонского такси, устроиться туда порой сложнее, чем поступить в престижный вуз. Вот только один из критериев отбора — нужно до мелких деталей знать особенности всех 25 тысяч улиц столицы Великобритании. У нас же водитель, если навигатором не умеет пользоваться, на ломанном русском, не стесняясь спросит клиента: «Дорогу подскажете?».
Один из основных экономических постулатов гласит, что спрос рождает предложение, которое у представителей диспетчерских служб традиционно дешевле, нежели у официальных фирм такси. И это очень часто играет определяющую роль при выборе перевозчика. Удивительно, но человек может возмущаться и разбитыми машинами, и нарушениям правил дорожного движения, и, в конце концов, хамским отношением к клиенту, при этом, когда ему предлагается выбор — комфорт и безопасность против сниженной на 10-15 рублей стоимости с риском вообще не доехать до дома, он часто выбирает последнее.
— Пользуетесь услугами такси? На что смотрите, когда выбираете, по какому номеру позвонить?
— На цену, если тариф нравится.
— Что здесь важнее, качество или цена и скорость?
— Мне кажется, качество важнее, однозначно.
— Когда вы выбираете такси, на что смотрите?
— Я выбираю, во-первых, доступность, чтобы оно быстро приезжало, цену.
— Когда выбираете такси, на что смотрите?
— В основном, на цену.
— А не боитесь, что в дешевом такси какая-нибудь развалюха приедет или водитель без прав?
— Не знаю.
— В этом вопросе важнее что: качество или скорость и цена?
— Наверное, на данный момент все-таки скорость и цена.
— Не боитесь, что за низкой ценой и быстрой скоростью стоит старый автомобиль и водитель без прав?
— Я думаю, что службы такси такого не допускают.
— Безопасность, конечно. Если бы я с ребенком поехал, конечно, я бы переплатил, а комфорт — я заказываю «эконом», и мне этого достаточно.
— Скорее всего, скорость и цена, потому что я пользуюсь такси, чтобы добраться до куда-то побыстрее, чем на маршрутке.
— А не смущает, что в дешевом такси часто машины не очень хорошие, разваливаются? Это же безопасность.
— Естественно, это смущает, потому что это некрасиво, неприятно, допустим, если заплатить 180 рублей за проезд и ехать в какой-нибудь «девятке», которая еле движется, и страшно, и неудобно.
Вероника Демидова, Виталий Щербаков, Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Где у нас легальные такси? Жёлтые с шашечками? Или лондонские кэбы? Не совладали с конкуренцией? Даже синьоры помидоры с визгом «запретить» не помогли?