Не проходят по нормам! Какая перспектива ждёт сургутские школы и почему 20 новых городу может не хватить?
Чуда может не случиться! Сургут рискует не справиться с поставленной правительством России задачей — перевести к 2025 году всех детей на обучение только в первую смену. Согласно документу, представленному федеральными чиновниками, помимо строительства новых учебных заведений необходимо избавиться и от всех уже существующих, степень износа которых выше 50 процентов. Реально ли это? В Сургуте, например, официально никто сегодня не готов сказать, сколько учебных заведений считаются сильно изношенными. Есть лишь отдельная программа, касающаяся капитального ремонта школ. Очередь из 14 зданий. Если в них не поменять кровлю, коммуникации, не утеплить фасады, они как раз и попадут в разряд тех, от которых велено избавиться. Гипотетически прибавим к этому списку еще и те школы, которые за 10 лет рискуют так же состариться. И тогда все это, по сути, означает следующее — чтобы выполнить пресловутое распоряжение правительства, строить в городе придется не 23 новых школы, а
«Мы понимаем, что риск существует. Недофинансирование ремонтов наших образовательных организаций приводит к формированию достаточно серьезной суммы. Конечно, это приводит к износу, к быстрой амортизации наших зданий», — сказала Татьяна Османкина.
При этом риски, связанные с износом учебных заведений, не решают другую, пожалуй, более серьезную проблему. Школы, построенные еще в советское время, по многим нормативам не подходят для обучения детей сегодня. Это и количественное соотношение человек и квадратных метров, это и санитарно-эпидемиологические условия, и пожарная безопасность. Даже требование к качеству безбарьерной среды, оборудованию пищеблоков и туалетов в российских школах растет ежегодно. Да и помимо всех часто меняющихся ГОСТов очевидно — школы 21 века должны быть другими. Но как это сделать? Только сносить безжалостно старые и строить новые, считают некоторые сургутские депутаты.
«Конечно, надо понимать, что нормативы, которые были приняты в Советском Союзе, и те, которые действуют сейчас, совершенно разные. Старые школы не подходят под эти критерии. И необходимо говорить о том, чтобы строить новые школы, может быть, с большей численностью, нежели старые. Там, где это возможно, расширять, реконструировать школы, которые в более-менее хорошем состоянии, может быть, увеличивать их, количество классов наращивать на территориях близлежащих», — прокомментировал депутат думы Сургута Илья Кандаков.
И тем не менее, все это пока выглядит настоящей фантастикой. Десятки миллиардов рублей из ниоткуда не возьмутся, а значит, тем же депутатам и чиновникам пока приходится вести речь об освоении десятков миллионов. Перед началом ремонтной кампании мы попытались выяснить, могут ли старые школы еще послужить или их действительно проще снести?
9 школа — одно из немногих, если не единственное общеобразовательное учреждение в городе, где дети с ограниченными физическими возможностями могут передвигаться без границ. Проект новый, застройщик учёл все требования времени. Собственно, поэтому никаких нареканий с точки зрения несоответствия тем или иным нормам здесь быть в принципе не может.
«Никакого бюджета не хватит для того, чтобы полностью за один год взять и перестроить вот эту вот всю безбарьерную среду и создать все условия. Поэтому эта работа ведется поэтапно, ведется планомерно, есть в школе внебюджетные средства, которые тоже могут быть частично потрачены на приобретение того или иного оборудования для данной категории детей», — отметила директор МБОУ СОШ №9 Елена Дорохина.
В остальных же школах, построенных 30, а то и 40 лет назад, преграды для детей с ограниченными физическими возможностями чуть-ли не с входной группы. Дальше, как говорится, по накатанной — узкие дверные проемы, неправильно спроектированные гардеробы и, конечно, отсутствие лифтов. Да и вообще, время многие местные образовательные объекты не пощадило. А уменьшение финансирования строчки «Ремонт школ» этому только способствует. Если раньше восстановительные работы ежегодно проводились в 5 или 6 объектах, сегодня их максимум 3. При этом, та же инженерка в некоторых из них не менялась с момента ввода в эксплуатацию.
«Понятно, хотелось, чтобы трубы были в несколько ином состоянии, сантехнику хотелось бы современную, а не 80-х годов. Вот один из основных вопросов которые я буду решать и ставить на всех уровнях, вплоть до губернатора. Потому что так нельзя. Я думаю, мы еще остальные школы проверим», — пообещал депутат думы Сургута Евгений Барсов.
Кризис и нехватка бюджетных денег авторам новых редакций санитарных норм и правил неинтересны. Взять те же туалеты. Понятно, что такая уборная для 21 века — нонсенс и по большому счёту всё бы тут переделать и перестроить. Но даже если каким-то волшебным образом в городском бюджете на реконструкцию сотен санитарных комнат появятся деньги, это окончательно проблему не решит.
«Это приводит к значительному сокращению числа вот этих санитарных приборов. А это, как следствие, ведет к сокращению пропускной способности. Мы сегодня находимся в состоянии выбора: либо выполнить все требования, которые диктует новый СанПиН и при этом сократить пропускную способность и тем самым получить заключение о невозможности организовать образовательный процесс, либо нет», — пояснила директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина.
Невозможно организовывать образовательный процесс в том числе и по причине не соответствующего новым стандартам пищеблока. Современная столовая должна за одну смену в 3 перемены принимать всех учеников, а это в некоторых школах чуть ли не по 900 человек. Да,
«Физически можно выполнить любой ремонт и любую реконструкцию. Просто вопрос затрат, которые это потребует. Потому что в действующем здании расширить коридоры, проемы для дверей технологически возможно, но это стоит сумасшедших денег, и порой дешевле бывает снести, построить новую школу, новый блок пристроить рядом для того, чтобы выдержать необходимые нормативы», — сказал Илья Кандаков.
Но это в идеале, на который как всегда нужны деньги. Пока же власти рассчитывают на новые школы, которых в Сургуте должно появиться больше десятков. Они в свою очередь должны разгрузить старые, что позволит хоть
Главное, чтобы приблизиться удалось. А то ведь за несоответствие можно и запретить учебный процесс в школах, построенных ещё в прошлом столетии. И в этом случае 2 десятка новых образовательных учреждений, как говорится, погоду не сделают.
Новые — это, конечно, всегда хорошо. Где только взять на это деньги и землю? Лучшим решением финансового вопроса сегодня считается только один механизм — ГЧП! То есть, по сути, привлекать инвесторов и строить как бы в долг. С другим же вопросом — земельным — все намного сложнее.
На сегодняшний день в Сургуте есть только 14 участков, где можно возводить образовательные объекты. В большинстве своем это новые микрорайоны. Но как быть с уже застроенными, где места под очередную школу нет просто физически? Многолетняя борьба с появлением точечных объектов поставила местные власти в своего рода тупик.
И все же выход из него городские чиновники совместно с депутатами нашли. Строить новые школы путем пристроев к старым. Например, в здании на 1000 мест есть футбольное поле или большой палисадник. Там, где это возможно, появляется новый корпус вместимостью до полутора тысяч человек. Он и становится через какое-то время основным. А после того, как в него переселяются ученики, старый можно сносить.
Какие еще есть возможности превратить фантастику в реальность? Подробнее об этом замглавы Сургута Александр Шатунов:
«Для того, чтобы инвестор прибыл на объект, необходимо было рассмотреть ряд вопросов. Первый вопрос — стоимость строительства школ, второй — гарантия инвесторов при выкупе этих школ. Поэтому был выявлен ряд проблем. Первая — низкая стоимость выкупа квадратного метра школ. Важенин Юрий Иванович обратился к губернатору, губернатор поручила проработать этот вопрос, и буквально на той неделе мы поставили точку в этом вопросе, стоимость квадратного метра увеличилась на 30%. В настоящий момент подготавливаются последние документы, связанные с внесением изменений в постановление правительства округа о выкупе школ. И сейчас с потенциальными инвесторами начинаем прорабатывать типовой документ о государственно-частном партнерстве по строительству школ.
У нас все социальные объекты финансируются по программе государственно-частного партнерства, 90% на 10%. 90% — это окружные, 10% — это муниципальные средства. Поэтому и делаем ГЧП. Снижаем нагрузку на бюджет и распределяем эти средства на 3 года. Нами подготовлен перечень тех мест, которые удовлетворяют всем потребностям города, согласовано с департаментом образования именно в тех местах, которые в первую очередь необходимы и не обременены. Список чётко подготовлен. Первый объект — школа-детский сад в 38 микрорайоне, средняя общеобразовательная школа в 16А микрорайоне, СОШ в 34 микрорайоне, в 35, в 38, в 42, в 20А. Задача перед управлением капстроительства города — разработать типовые проекты школ, которые бы соответствовали всем параметрам. Школы будут рассчитаны на 990 мест. Это самая маленькая, и задача округа — построить большие школы на 1500 мест. Поэтому будут разработаны площадки под 990 мест и 1500 мест.. Более того, будет предусмотрена ставка, так называемый дефлятор, и возмещение процентной ставки. Это будет интересно как инвесторам, так и банкам, которые подпишут соглашение о ГЧП вместе с инвесторами. Насколько знаю, это банкам интересно. Первую инициативу проявил «Газпром банк», «ВТБ», «Ханты-Мансийский банк». Пока, судя по тем движениям со стороны инвестора, все заинтересованы в реализации этих проектов».
Александр Садовский, Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале