В Сургутском районе может стать одним заповедником больше: на это звание претендует Шаман-гора
Новому достопримечательному месту быть. Расположенная в Сургутском районе Шаман-гора, или, как ее называют аборигены, «Эвыт Ики», в перспективе может стать историко-культурным заповедником. Коренные жители округа намерены обратиться с таким предложением к губернатору Югры Наталье Комаровой. Тромаганские ханты требуют сохранить нетронутой эту священную территорию. Они всерьез обеспокоены активными действиями сектантов, черных копателей и возможным нашествием туристов.
Шаман-гора – одно из священных мест древней Югорской земли. На территории урочища находится три ритуальных площадки, издревле и по сей день почитаемых представителями коренных малочисленных народов Севера.
Надежда Ивановна сейчас живет на севере округа, но в детстве чумы Покачевых стояли недалеко от священного места, на берегу реки Тром-Аган. Однажды отец позвал девочку и показал ей, что случилось с оленем, который забрел к подножию Шаман-горы.
«Это все до сих пор перед глазами. Ствол один – сосна стоит, потом на два так разошлись, а там олень торчит. Такая высота – не дотянешься! Пилу взяли, пилой это дерево спилили, увели этого оленя», — рассказала Надежда Покачева.
Удивительных историй, связанных с этой культовой площадкой, у местных жителей много, они передаются из поколения в поколение. Традиционные хантыйские священные места пока общедоступны, и аборигены, безусловно, возмущены тем, что информация о поклонениях и жертвоприношениях появилась в интернете.
Откуда появились такие люди? В священном месте лазят.
Это ваш проект: защита диссертационной работы. Но какого черта ты выложил все это? Вот это дерево? Тебе от этого что? Что-то прибыло? Вот эти ткани, вот эти приклады? Это для ученых хорошо. Зачем в интернет выкладывать святая святых?
Ученые и представитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры Алексей Дозморов уточнили, что без фотографий ритуалов научно-исследовательская работа была бы неполной.
Что касается рыбаков-охотников, то они там были, есть… Мы не в состоянии просто там поставить человека с ружьем и охранять эту территорию», — сказал Алексей Дозморов.
Статус достопримечательного места, который получит данная территория, гарантирует, что не будет промышленного освоения этих земель– это касается и лесозаготовителей, и недропользователей.
Где нельзя трогать, подходить, нефтяники об этом прекрасно знают. Они обходят, они под Богом ходят, так что они совершенно святилище не трогали.
Вопрос реальной охраны урочища Шаман-гора можно решить только на региональном уровне — с организацией историко-культурного заповедника. В новой структуре были бы трудоустроены местные жители, которые занимаются традиционным для северных земель природопользованием.
«Они проживают рядышком – ханты. Могли бы нанять их на работу, на охрану заповедника своего. Я думаю, что это было бы вообще здорово. Это бы решило много проблем», — сказал директор центра «Барсова гора» Дмитрий Бочкарев.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале