Не учеба в три смены, а 3D принтер в каждый класс. Какая она — сургутская школа 21 века?

19:35 22.04.2016 Общество 3590 просмотров

    Впереди России всей! Два сургутских школьника стали лучшими из лучших на всероссийском конкурсе по робототехнике. Это такие очень престижные соревнования, где дети собирают и программируют роботов. Причем в оптимально короткие сроки решают задачи, которыми раньше занимались целые научно-исследовательские институты. Теперь Николай Егоров и Эльшан Гусейнов будут представлять Россию на международном фестивале.

     «Мы очень старались на тренировках, разрабатывали всякие тактики, чтобы потом на соревнованиях было очень легко выступить», — рассказал ученик МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова Эльшан Гусейнов.

     «Мы готовились 2 месяца, и для того, мы каждый день сидели и после уроков делали его постоянно», — добавил ученик МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова Николай Егоров.

    А теперь то, что по-настоящему удивляет в этой истории. Помимо золота учеников салмановской гимназии двое учащихся научно-технического лицея принесли Сургуту еще и бронзу. То есть, две трети пьедестала — это уже не просто случайность, а конкуренция всероссийского масштаба внутри одного города. Обычно в соревнованиях участвуют более тысячи юных кулибиных. Причем ближайшие из лучших — это московские школьники! Именно они из года в год занимали первые места, оставляя провинциалам довольствоваться лишь вхождением в десятку. Теперь лучшие — это наши.

    Все это звучит невероятно, потому что еще 10 лет назад робототехникой у нас занималась лишь небольшая группа энтузиастов в первом лицее. Теперь воспитание инженерно-технических специалистов — это общепризнанный тренд, по которому идет сургутское образование. Как среднее, так уже и дошкольное. Журналисты СТВ, готовившие материалы по этой теме, испытали настоящий шок, когда увидели в некоторых городских школах детей, моделирующих что-то  с помощью 3D принтеров или занимающихся исследованиями продуктов питания с помощью нано-лабораторий.

     «Проектно-исследовательская работа — мы проанализировали мед, исследовали и также представим общественности то, какие сорта мёда лучше, какие мы бы рекомендовали использовать», — пояснила учитель биологии естественно-научного лицея Наталья Чувакова.

    Это, несомненно круто, и говорит о том, что Сургут старается не отставать в своем развитии. Если бы не одно НО! Только представьте себе, насколько продвинутыми могли бы быть наши школы, если бы последние 10 лет они занимались исключительно решением этой содержательной задачи, а не проблемой — как за 1 парту посадить трех человек. В городе острый дефицит образовательных объектов, и многие школы сегодня вынуждены учиться чуть ли не в 3 смены. В таких условиях предоставить качественное техническое допобразование крайне сложно. Еще сложнее выполнить задачу, поставленную самим президентом России, — через 8 лет перевести всех школьников на обучение в первую смену.

     «Новых школ у нас всего лишь 2, вы их знаете, поэтому в настоящий момент для того, чтобы выполнить все необходимые условия норматива, нам необходимо построить за 4 года 23 школы. Это огромное количество школ, это серьезное количество денег», — отметил заместитель главы администрации Сургута Александр Шатунов.

    Однако на днях стало известно, что в решении этой проблемы появился-таки луч света. Застройщики заявили, что вновь готовы строить школы по программе ГЧП. После того, как округ согласился увеличить выкупную стоимость этих объектов. Причем это как раз тот случай, когда экономить за счет проекта никто не собирается. Новые школы, считают городские чиновники, должны отвечать требованиям 21 века. А вот какое будущее уготовано выпускникам этих учебных заведений?

    Чтобы создать эту 3D модель человеческой руки, Максиму Монастыреву пришлось для начала изучить анатомию. На помощь пришла справочная литература и даже рентгеновские снимки. Максим надеется, что в скором времени сможет воплотить проект в реальной жизни — изготовить макет на 3D принтере, который недавно появился в естественно-научном лицее.

     «Необходимо обладать трехмерным мышлением, так как идея — это две трети всей работы. У меня появилась идея сделать модель настоящей руки, которую можно использовать как в медицине, например, протез, так и в механике, робототехнике, тот же самый манипулятор», — объяснил ученик Сургутского естественно-научного лицея Максим Монастырев.

    3D-моделирование, лабораторные эксперименты, робототехника — инженерные программы допобразования в последнее время активно внедряются в сургутских школах. Более того, занятия по конструированию проводятся даже в детских садах. Такая политика уже дает свои результаты. В первую очередь, пробуждает у детей желание осваивать науку.

     «Навыки, связанные, конечно же, с инженерным образованием. Во-первых, они при создании роботов и программировании изучают определенные законы физики, учатся программировать, понимают алгоритмы роботов. На самом деле, целей преследуется очень много», — сказал преподаватель математики МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова Дмитрий Филиппов.

    Конечно, о своей будущей карьере школьники пока не особо задумываются, хотя и не отрицают — вполне возможно, свяжут свою жизнь с инженерными специальностями. На это рассчитывают и взрослые. Вопрос только в том, смогут ли юные дарования продолжить обучение, и, самое главное, будут ли их таланты востребованы в Югре.

    Одно из направлений, в котором могут пригодиться такие кадры, — уже существующее производство. Так, например, в Тюмени сегодня создают технопарки, в которых можно будет реализовывать реальные проекты для предприятий, работающих в области.

     «Мы создаем проектную лабораторию, во втором квартале этого года создадим эту проектную лабораторию, в которой эти проекты ребят будут в дальнейшем сопровождаться, доводиться до реализации, то есть будут, создаваться it-стартапы на базе технопарка», — пояснил директор департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев.

    В Сургуте пока о создании технопарка остается только мечтать. Как и о многих других возможностях, которые позволили бы удерживать талантливую молодежь в родном городе. Конечно, сама по себе задача подготовки инженерных кадров со школьной семьи более чем актуальна. Однако если параллельно не озаботиться вопросом, где в дальнейшем будут востребованы молодые специалисты, то вся эта работа пройдет впустую. И Сургут сработает не на себя, а на другие города, которые найдут, что предложить юным дарованиям.

    По статистике департамента образования, в последние годы 60 процентов школьников уезжают из Сургута для продолжения учебы. Обратно возвращаются далеко не все. Тенденция тревожная, поскольку таким образом Сургут проигрывает в качестве человеческого капитала другим российским мегаполисам. Как можно переломить ситуацию? Для ответа на этот вопрос нет готового решения. Здесь нужна отдельная стратегия в рамках стратегического плана развития города. Этот комплексный план должен дать понимание, что будет меняться в сфере детского здравоохранения, самореализации подростков, безопасности и организации комфортной городской среды, подготовки инженерных кадров. Для координации действий по всем этим направлениям в городе создается общественный совет, который возглавит глава Сургута Дмитрий Попов. Об этом он заявил накануне журналистам СТВ.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ