Стране нужны инженеры. Как убедить школьников перестать грезить о карьере менеджера?
Знания — сила! В Сургуте на этой неделе прошла выставка «Образование и карьера», призванная помочь выпускникам школ определиться с будущей профессией и вузом. Помимо местных учебных заведений заманивать абитуриентов к себе на учебу приехали представители университетов из Восточной Сибири, Уральского федерального округа и Санкт-Петербурга.
Интерес иногородних вузов абсолютно понятен. Северяне — народ зажиточный, поэтому их с особым удовольствием ждут в любом уголке нашей страны. Тем более, что по статистике департамента образования 60 процентов выпускников покидают пределы родного города для дальнейшей учебы. Впрочем, высшее образование они получают все-таки не в безвоздушном пространстве, а в конкретных университетах страны.
В последние несколько лет государство хоть и прилагает все усилия для того, чтобы абитуриенты поступали на инженерные специальности. Однако пока лишь четверть школьников прислушивается к этим призывам. Понятно, что в условиях курса на импортозамещение всего и вся эта цифра ничтожно мала. Так можно ли еще на школьной скамье скорректировать поведение выпускников?
Вопрос «Кем быть?» всегда являлся актуальным для старшеклассников. Особенно когда до выпускных экзаменов остается всего лишь несколько месяцев. Правда, еще не переступив порог взрослой жизни, многие школьники продолжают носить розовые очки. В последние годы кажется, что чуть ли не из каждого утюга доносится призыв — мол, дорогие выпускники, не идите вы косяками учится на юристов, экономистов и менеджеров. Потом найти себе достойную работу будет крайне трудно. Однако абитуриенты продолжают брать приступом эти факультеты. Красивое и счастливое будущее почему-то связано именно вышеперечисленными профессиями. Про реалии рынка труда в 16-17 лет подростки еще не думают. К тому же, они крайне уверены, что конкретно с каждым из них все точно будет в порядке.
«Математика — это не мое. Мое — это все-таки Конституция, уголовное право. Ближе мне это. В принципе, если ты хорошо будешь учиться и практику замечательно пройдешь, то, думаю, может, фирма возьмет меня», — считает ученица МБОУ «Лицей №3» Виктория Горошко.
Понятно, что разговаривать про смену ориентиров с без пяти минут выпускниками — занятие бесперспективное. Система популяризации инженерных специальностей должна запускаться гораздо раньше. Конечно, в сургутских школах давно практикуется профильное образование, среди прочего, естественно-научное и физико-математическое.
Еще одно неплохое подспорье — это появление специализированных классов. Например, энергетического, шефство над которым взяла одна из сургутских ГРЭС. А со следующего учебного года в естественно-научном лицее будет открыт и газпромовский класс, который со школьной скамьи начнет готовить специалистов для градообразующего предприятия.
«Дети будут поступать на конкурсной основе. Количество ребят — 25. И профильные предметы достаточно весомые и тяжелые. И в плане подготовки ребят к освоению предметов на профильном уровне — это и математика, и физика, и химия. Кроме того, будет расширено представляться информатика», — рассказала директор сургутского естественно-научного лицея Татьяна Кисель.
Все это звучит неплохо. Вкупе со все больше набирающей обороты робототехникой в сургутских школах. Но достаточно ли всех этих проектов, чтобы готовить инженерные кадры в нужном количестве и с соответствующей квалификацией? Чиновники Тюменской области подошли к этому вопросу с присущей им дотошностью.
Профориентационная работа начинается чуть ли не с младших классов. Отсюда и результат. За несколько лет работы такого проекта как «Кадры под ключ» в регионе почти 40 процентов старшеклассников после окончания школы идут на инженерные специальности, что примерно в полтора раза больше, чем в среднем по стране. Впрочем, студенты средних и высших учебных заведений не остаются брошенными на произвол судьбу. Сейчас в области реализуется несколько проектов в сфере дуального обучения, когда подготовкой специалистов занимается как профильное учебное заведение, так и конкретное предприятие.
«Мы можем готовить в целом, можем готовить универсально — авось,
В итоге все это положительно сказывается на социально-экономическом развитии области. Молодежь уверена в своем будущем и перспективах. Потенциальные инвесторы охотнее размещают свои производства в тех регионах, где нет проблем с квалифицированным персоналом. Областная казна в результате получает дополнительные налоговые отчисления.
В общем, все остаются в плюсе. А весь секрет, оказывается, крайне прост. Управленцы не просто организовали несколько пилотных проектов, а выстроили целую систему, которая работает как хорошо налаженный конвейер.
Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Высшее образование, в наше время, крайне необходимо.
Вдруг вам повезёт стать сторожем, как вы без образования будете кроссворды отгадывать?
# kompressor 02.04.2016 19:13:05 ▲ 0 ▼