Не в остановках счастье! Можно ли сделать ожидание автобусов комфортным и чем сургутянам не угодил знаменитый «Алюр»?

19:07 04.03.2016 Общество 4246 просмотров

    Не прошло и трех лет! В Сургуте опять планируют менять остановки. После нескольких зим, когда холодно, и остальных времен года, когда дождливо, вдруг выяснилось: хвалёный «Алюр» не самый удачный проект для наших широт. Уже на этой неделе в городской администрации подвели итоги конкурса на новую концепцию остановочных павильонов. Победителем стал местный архитектор Вячеслав Маловата. Его проекты признаны самыми подходящими для Сургута. Оценивали, прежде всего, с эстетической точки зрения, но при этом учитывали и то, насколько они будут практичными. Чтобы ветром не продувало, дождем не заливало. А еще чтобы была торговая точка, но при этом чтобы никто не забывал, что, прежде всего это место не магазин, а автобусная остановка.

     «Он включает в себя зону торгового магазина — киоск — и зону ожидания пассажиров. Здесь также имеется все необходимое: информационные табло и урна, скамейки, название самого остановочного павильона по месту его расположения в городе», — сказал Вячеслав Маловата.

    Именно их и будут рекомендовать бизнесменам для установки на улицах города. Да-да, именно бизнесменам. Еще один поворот на 180 градусов, который касается этой истории. Еще несколько лет назад власти признавали неудачным опыт частных остановок. Теперь же, наоборот, вся надежда на предпринимателей. Мало того, что павильоны обойдутся по два миллиона рублей каждый, так их еще нужно потом содержать.

     «Основная наша задача — снять это бремя с муниципалитета и предоставить соответствующие места для малого и среднего бизнеса. Конечная цель — чтобы муниципальных павильонов не было. Потому что очень большие затраты несет за собой содержание муниципальных павильонов, и бюджет не может себе позволить ежедневно сдирать те же наклейки, мыть и так далее», — отметил Вадим Кочетков.

    Удивительно, но все это и должны были делать хозяева старых металлических павильонов — содержать остановочные комплексы в чистоте. В итоге жители стали высказывать недовольство, мол, торговля и остановки вещи несовместимые. И именно после этих возмущений чиновники и предложили свой знаменитый открытый «Алюр». Чем все закончилось, известно. Возмущениями жителей — верните павильоны обратно.

     «Жители города страдают, накапливается мусор, они его не убирают, не вывозят. Все это разносится, разлетается, весной это все полетит в глаза, вся эта пыль, грязь. Он еще начнет гнить, это инфекции», — говорили в 2012 году сургутяне.

     «Зимой очень плохо, греться негде. Когда были магазины, было лучше. Когда человек стоит и ждет очень долго, ему некомфортно. Естественно, когда со всех сторон поддувает и капает тебе на голову, это не очень приятно. Хотелось бы все-таки скрыться от дождя хотя бы», — говорили сургутяне уже в 2015 году.

    А теперь угадайте, какие разговоры начнутся, когда остановочные павильоны вновь станут частными? И дело даже не в том, кто должен за ними следить, их убирать, за них отвечать. А как к ним будут относиться сами жители. Как к ларькам, бесплатным рекламным площадкам, или вообще, извините, отхожим местам? Увы, с менталитетом ничего не поделаешь. Если все вокруг колхозное, отношение жителей будет соответствующим. За яркими примерами далеко ходить не надо. Например, все у нас в городе давно понимают — Сургуту, как цивилизованному городу, нужны общественные туалеты. Но как только разговор заходит про то, кто в них будет обеспечивать порядок, всем сразу все становится понятно.

— Нужны ли городу общественные туалеты?

— Ну, если люди относятся нормально к этому, то я думаю, что да. А если безобразно, то думаю, что нет. Взять хотя бы для примера День города. Вспомните, насколько приятно заходить…Ужасно.

— А как тогда в этом случае быть? Вы как считаете? Может быть, по охраннику поставить?

— Я не знаю, если город этим располагает, то можно, чтобы был порядок и чистота.

— Только тотальная слежка, по-другому никак?

— Больше никак. Потому что будет просто бардак.

    Так что каким бы произведением искусства или гением инженерной мысли ни была остановка, всё равно придётся её защищать от нас же самих. И добиться полной её безопасности, похоже, невозможно в силу, в том числе, и объективных причин. На предпринимателя, взявшегося обустраивать в павильоне торговую точку, рассчитывать в этом смысле не стоит, у него задача другая — заработать. Ну а у властей сил и средств на поддержание порядка в трёх с лишним сотнях остановок попросту не хватит. Может быть, проблема всё-таки не в проекте? Почему мы всё время говорим об эстетике, о том, чтобы под крышей были чуть ли не тропики, а внутреннее убранство напоминало дорогой ресторан? Удивительно, но, фантазируя на тему «как было бы хорошо», никто не вспоминает о механизмах, как сделать, чтобы было хорошо. Как надеялись 15 лет назад на порядочного инвестора, так и продолжаем надеяться. А результатом этой истории всё время является одно и то же: кто-то   деньги тратит, а кто-то   зарабатывает. А споры о красоте и тепле тем временем продолжаются. При этом в других городах, в том числе и сибирских, это даже проблемой не считают, например, в Томске. И занимаются не внешним видом остановок, а организацией транспортных и пассажирских потоков при помощи современных технологий. В 21 веке живём, как-никак. В Сургуте, кстати, уже два года внедряются электронные сервисы, при помощи которых можно следить за передвижением общественного городского транспорта в режиме-онлайн. Есть даже приложения для мобильных. Пока задействованы только основные городские маршруты, но через несколько месяцев на виртуальной городской карте можно будет наблюдать всех местных перевозчиков.

     «Как раз этот интерактивный сервис позволяет пассажиру, грубо говоря, сидя дома, зайти на этот сервис, посмотреть, через какое время подойдет нужный маршрут, рассчитать время, и спокойно подойти ко времени прибытия маршрута. Я думаю, мы в течение полугода остальных всех подключим, и будут у нас полностью все автобусы видны на интерактивном сервисе, размещены на портале администрации», — сказал начальник дорожно-транспортного управления администрации Сургута Игорь Газизов.

    Действительно, зачем бесконечно остеклять остановки и превращать их в самодостаточные общественные зоны, когда они должны выполнять совсем другие функции? Если посмотреть на остановочную проблему именно с этой стороны, то решение появляется относительно простым.

    Казалось бы, ничего нового, а эскизы взяли первое и второе места в конкурсе на лучшую городскую остановку. Сам Вячеслав Маловата, скромно описывая свои творения, шедеврами их, конечно, не считает. Но раз широкая общественность посчитала именно эти проекты несравненными, то они, по мнению, автора могли бы стать достойной сменой сегодняшнему «Алюру».

     «Я думаю сейчас, то, что мы имеем, не соответствует городу. Мало павильонов, которые могли бы нравиться. Есть хорошие павильоны, я не спорю, скажем, павильоны „Сбербанка“, которые стоят в городе, они красивые, нормальные и теплые. А основная масса павильонов, их надо, наверное менять», — сказал архитектор Вячеслав Маловата.

    Лучшие проекты конкурса можно скорее отнести к остановкам так называемого среднего класса. Были среди прочих и чертежи, можно сказать, VIP-сооружений. Взять, к примеру, вот этот павильон с системами видеонаблюдения, вентиляции и приборами инфракрасного подогрева. Чем не остановка мечты в суровых сибирских условиях? В такой уж точно можно с комфортом время скоротать в ожидании автобуса. Ну а вообще, фантазии только дай волю…

— Она должна быть с подогревом, с дверьми. Как в обычных северных городах типа Воркуты. Сургут мало чем отличается.

— Чтобы зашел, чашечку кофе выпил, чтобы стоял там небольшой терминальчик.

    Сегодня стоимость одной конструкции, состоящей из двух секций, торговой площади и зала для ожидания, начинается примерно от полутора миллионов рублей. Во сколько обойдется остановочный павильон по последнему слову техники, сложно даже представить. Только тогда возникает вопрос — а стоит ли гнаться за этим последним словом и стараться угодить каждому, или все-таки остановка должна служить для других, более приземленных целей. И дело здесь даже не в стенах и строительных материалах.

    К примеру, вот такую остановку корреспонденту СТВ удалось сфотографировать буквально неделю назад на улице Ленина в Томске. Видно, что каких-либо стеклянных или железных стен здесь нет, не говоря уже о торговых площадях или электрообогревателях. Однако этот павильон можно с уверенностью назвать современным благодаря электронному дисплею, на котором показано, через какое время подъедет нужный тебе автобус. А значит, стоять на морозе по полчаса просто нет необходимости. Всегда можно вернуться из теплого магазина или торгового центра к нужному тебе времени.

    В Сургуте, конечно, о современных технологиях тоже задумываются. Два года назад в городе начал работу интерактивный портал, позволяющий в реальном времени следить за передвижением основных автобусов. Ну а уже летом этот список должен пополниться маршрутками. Следующим инновационным шагом в вопросе комфортабельных перевозок пассажиров также запланирована установка электронных табло. Дело за малым, как всегда, — найти инвесторов.

     «Есть два вопроса, которые мы сейчас решаем. Либо прописать в остановочных павильонах, которые будут в конкурсе, обязать новых арендаторов, либо брать это на себя. Если брать на себя, мы сейчас рассматриваем, где есть возможность, где есть столбы уличного освещения, чтобы горсвет установил соответствующие основания», — прокомментировал директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Вадим Кочетков.

    Таким образом местные власти сегодня пытаются понять, по какому пути развивать сеть городских остановок. С одной стороны, можно бесконечно доводить до совершенства эстетику и комфорт, дойдя до того, что и диванов с телевизорами будет недостаточно. С другой, организовать поток пассажиров при помощи тех же технологий так, чтобы дожидаться автобуса в малоприятную сургутскую погоду нужно было как можно меньше.

Сергей Зотов, Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 5
 На безопасный город денег нет, а на остановки найдут…:)))

# Алекс2016 05.03.2016 10:32:31 0

 На Ивана Захарова 10, вообще остановки нет!!!!! дом еще в 2012г. сдался. А уже хотят менять по городу…смешно…

# Алекс2016 05.03.2016 10:28:52 0

  Прекрасный способ отмывания бюджетных денег. И куда только ФАС смотрит???

# juliabordjia 05.03.2016 01:37:17 0

 намек на то, что на остановках поставят автоматические туалеты, как в японии и в швейцарии???

# SVT 04.03.2016 20:41:45 0

 Намек на то, что нам, кровь из носа, необходимо снова заменить остановки и на это они готовы потратить до хрена бюджетных денег…
Чтобы вопросов потом у граждан не возникало, а если возникнут, то будет ответ, так ведь нас предупреждали и в СМИ эту тему обсуждали, и все!)

# Makar 04.03.2016 22:32:42 0

НАВЕРХ