Правила землепользования и как с ними бороться! Решит ли новая карта зонирования Сургута все градостроительные проблемы?
И всё-таки они договорились! На этой неделе губернатор Югры Наталья Комарова и глава РЖД Олег Белозёров подписали протокол о намерениях по созданию транспортно-пересадочных узлов на базе вокзальных комплексов Сургут и Пыть-Ях. То есть, это первый реальный шаг на пути к реконструкции железнодорожного вокзала. Событие по-настоящему историческое, которого ждали не один год. Особых подробностей стороны пока не раскрыли, но дали понять — теперь всё серьёзно.
«Подготовленность этих решений очень высокая в настоящее время. Сегодня мы подписали протокол, в соответствии с которым взяли на себя стратегические для этих проектов обязательства. Действительно, в соответствии с обязательствами автономного округа об инвестициях и ГЧП у нас есть возможность компенсировать часть расходов инвесторов на реализацию того или иного проекта, учитывая существенную важность для жителей», — прокомментировала губернатор Югры Наталья Комарова.
«Мы договорились более детально уточнить суммы в процессе проектирования, потому что есть отдельные полномочия, которые удобней выполнять территории, а часть функционала удобней выделить РЖД. Это может быть и 50 на 50, и 60 на 40. Но мы со своей стороны деньги все заложим. Более того, вот мы подписали соглашение, мы в инвестчасть уже сейчас деньги заложим на проектирование», в процессе проектирования мы как раз поймем, что мы сделаем», — сказал президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.
Соглашению предшествовали несколько попыток договориться о будущем сургутского железнодорожного вокзала. 5 лет назад сургутянам даже был представлен проект нового комплекса. Здесь должна была появиться гостиница, большая парковка, автовокзал, крытый переход к поездам. Но переговоры между компанией «Российские железные дороги» и правительством Югры о пропорциях финансирования тогда зашли в тупик, и в итоге реконструкция так и осталась неопределённой перспективой. Брать всё это бремя на себя власти ни законного, ни морального права не имели — всё это хозяйство в собственности у Свердловских железных дорог. Ну а у РЖД, похоже, всегда находились более важные задачи, нежели разваливающийся вокзальный комплекс в экономической столице нефтяного края страны. Понятно, что инвестиции нужны огромные, и существуют законы, тот же бюджетный кодекс, которые городу или региону не позволяют самостоятельно решать подобные вопросы. Но ведь, вспоминая железнодорожные ворота родного города, пассажиры в первую очередь говорят не о мраморных фасадах, огромных витражах и фонтанах на привокзальной площади. На первый план выходит обычные житейские проблемы — стоянка, перрон и тернистый путь к нужному вагону.
«На сегодняшний день переход по мосту высокому — это подъём, сумки тяжёлые, так что нужно какие-то другие или тоннели, или эскалаторы, крытые переходы. Пусть они не тёплые будут, но крытые, чтобы нормально было передвигаться», — предложила сургутянка Наталья Мандрущенко.
«В 21 веке привокзальную площадь нужно в корне изменить, потому что очень много сейчас транспорта в городе, и встречающие и провожающие не могут даже поставить машину по нормальной схеме. Я считаю, что на местном уровне уже давно можно было бы решить этот вопрос, не обязательно приглашать ОАО «РЖД»», — сказал житель Сургута Юрий Голубев.
И здесь уже, конечно, речи об огромных инвестициях не идёт. Наверное, можно было не ждать 15 лет, пока сойдутся все звёзды, чтобы благоустроить подход к железнодорожным путям и организовать стоянку. Да, есть сложности с определением собственника, проблема только в том, что непосредственно собственности не важно, чья она. Если не будет получать должного внимания, в конце концов развалится. Но складывается такое ощущение, что принцип «сохранять и развивать» для Сургута не основополагающий. Вопросы принадлежности и возможности заработать, будь то вокзал или невзрачный пустырь, здесь всегда во главе угла. Поэтому ключевым на этой неделе был и факт принятия местной думой правил землепользования и застройки. Они, конечно, существовали и раньше, но теперь приобрели более чёткие очертания. Пожалуй, главный посыл документа — эти самые правила теперь для всех одинаковые, и земля должна работать на город в целом, а не в угоду интересам отдельных его жителей. Этот документ — главный итог работы думы 5 созыва. Логическая точка в борьбе с точечной застройкой, которую депутаты с чиновниками вели не один год. Но договориться не всегда получалось. Теперь вот, похоже, случилось. Станет ли принятый документ панацеей от городских болезней, и нет ли у этого лекарства побочных эффектов?
Таких разногласий во время голосования в думе 5 созыва за почти 5 лет работы, пожалуй, ещё не случалось. Принятию правил землепользования и застройки предшествовало согласование нескольких поправок. Все они касались какой-то конкретной городской территории, а точнее, определения её параметров. То есть, что можно будет построить в том или ином месте, а что нельзя. Это и вызывало
«Посмотрите на картинку вот этого микрорайона в предлагаемой сейчас редакции. То есть, вам предлагается утвердить ситуацию, когда у нас детские дошкольные учреждения стоят в парке, на берегу реки через дорогу четырехполосную. Вы сами в этом логику видите?» — задался вопросом депутат сургутской думы Владимир Болотов.
Если говорить о конкретных территориях, то самый яркий пример несогласованных земельных вопросов — открытие автосалонов »Тойота» и »Лэнд Ровер» на Югорском тракте. Скандал получился по-настоящему громким, по словам чиновников, они даже представления не имели о том, что здесь в итоге появится. Понятно, что после драки кулаками не машут, но, чтобы неповадно было, депутаты отнесли всё это автомобильное хозяйство к так называемой зоне Р-2. То есть, в окрестностях салонов ничего кроме парка появиться уже не сможет. Ни стоянок, ни офисов, никаких других помещений.
«По факту, там ни яхтклуб нельзя было строить, ни »Лэнд Ровер», поэтому депутат Болотов и предложил всю эту территорию перевести в зону Р-2, вернуть, что называется, историческую справедливость», — отметил председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.
Но историческая справедливость не всегда способна удовлетворить интересы всех и каждого. Справедливость вообще понятие относительное, у каждого своя. У градообразующих предприятий, у строителей, у бизнеса, у муниципалитета наконец… И каждый в споре за тот или иной кусок земли готов тянуть это лоскутное одеяло на себя.
Сложно утверждать, что публичное столкновение интересов — это гарантия, что каждый клочок земли будет под контролем со стороны оппонентов. Но шансов точно больше, что уже не примешь кулуарное решение в тишине каких-либо кабинетов. Хотя, конечно, не полярность интересов должна быть ключевой составляющей в ключевом же градостроительном документе. Это своего рода общественный договор, единые правила, о которых, по крайней мере в теории, все договорились и готовы беспрекословно выполнять. Как будет на практике, до конца не ясно. Говорить с уверенностью можно только об одном. Редакция документа не окончательная, и изменения там вполне допустимы. Будем надеяться, что эти изменения будут происходить только публично.
«Этот документ живой, он будет претерпевать изменения по ходу работу, но это уже другая история. На сегодняшний день мы приняли оптимальное решение, позволяющее городу не тормозить не застаиваться и развиваться с учётом современных реалий», — отметил председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.
Когда про долго вымученный, но в конце концов принятый документ говорят, что он какой-то «живой», закрадываются подозрения — все происходящее далеко не жирная точка, поставленная в истории с точечными застройками. Если депутатам пятого созыва удалось найти с администрацией компромисс, то кто поручится за то, что новые народные избранники не начнут эту эпопею заново? У других депутатов могут оказаться совершенно иные корпоративные интересы, а соответственно, и взгляды на то, каким должен быть Сургут и как его правильно надо делить. Но, как считает наш сегодняшний эксперт, заместитель председателя думы Сургута Евгений Дьячков, иного отношения к принятому документу и быть не может. Ведь то, насколько он окажется принципиален, зависит от простой вещи — есть или нет на самом деле у города своя стратегия, понимаемая и принимаемая практически всеми (и властями, и самими жителями).
Документ «живой», сами говорите. Можно взять и одну зону перевести в другую, и так бесконечно?
Теоретически, всё возможно, но надо всё-таки понимать, ни со стороны администрации нет врагов родному городу, ни со стороны думы. Всегда надо ориентироваться не на идиота, а на нормального человека. Да,
Коль нет идеологии, нет и понимания, чем соблюдение правил лучше их нарушения. Действительно, напротив Эрмитажа сложно представить себе постройку автосалона или перед Исаакиевским собором какой-нибудь семейный «Магнит». Это невозможно, потому что петербуржцы смотрят на свой город, как на одно целое. Именно поэтому знаменитая история со строительством башни «Газпрома» в Питере закончилась не в пользу всесильного корпоративного гиганта.
А чем подобным может похвастаться Сургут? У нас только 15 лет определяются с тем, что считать центром города или ядром центра города. Так до атомов ядра центра все очередные предложения на эту тему и распадаются. Тем временем спорное место все больше приобретает такой же хаотичный вид, как и весь город. Что в таком случае остается делать депутатам, а порой даже и чиновникам? Действовать по принципу «не навреди». В смысле, затормозить, заморозить и даже закрыть, пока не придет какое-нибудь конкретное понимание, что с этим местом делать.
Правда, оградительные меры никогда результативными до конца не будут. Всегда появится тот, кто попытается их обойти, и, протоптав тропинку первым, покажет пример остальным. Пример, которой в каком-то смысле станет очередной нормой. Очевидно, на бытовом уровне. Пока вдоль сургутских дорог не стали делать оградки, сургутяне перебегали улицы где попало. Сейчас явление не столь массовое, но проблема в целом не исчезла. И не потому, что оградок на всех не хватает, а потому, что проблема эта в головах.
Виталий Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале