Как в шелках! Больше триллиона задолжали россияне по кредитам, в том числе из-за задержек зарплат
Как в шелках! Миллионы рублей задолжали своим работникам предприятия, работающие на территории Сургута. На конец прошлого года общий долг — почти 13 миллионов рублей. Годом ранее сумма была в два раза меньше. И хотя в целом количество обращений снизилось, в городской прокуратуре отмечают, что среди них гораздо чаще попадаются не индивидуальные, а коллективные, под которыми готовы подписаться десятки или даже сотни работников. Это означает, что на рынке труда меньше стало появляться претензий, связанных с личными конфликтами между работником и работодателем. С другой стороны, становятся все больше очевидными посткризисные явления, касающиеся финансового состояния частных компаний. Как всегда, в первую очередь заметно в строительном секторе.
Самая громкая история связана с невыплатой зарплат рабочим, которые занимаются возведением перинатального центра. Некая субподрядная компания «Сэл Групп Строй», нанятая другим субподрядчиком компанией «Приз», не выплачивала деньги за работу с октября,- так уверяют нанятые сотрудники. Единственное, на что они не жалуются, так это на бесплатную кормежку и ночлег в общежитии, так же за счет работодателя. Теперь именно компании «Приз» приходится заниматься этим неприятным сюрпризом и искать деньги на выплату зарплаты.
А куда деваются эти деньги? Вот уж что действительно может в первую очередь заинтересовать общественность. Объект, на который из бюджета должно будет уйти 13 миллиардов, вдруг оказывается, строят за пайки и крышу над головой. Странно все это
Мы, уже привыкшие к финансовой стабильности, в большинстве своем даже боимся представить, что наша жизнь может снова походить на ту, что была в лихие 90-е. В
Всю страну на этой неделе будоражили истории, связанные с деятельностью коллекторских агентств. То поджигают коляски, то кидают бутылки с зажигательной смесью. В общем, вот он, беспредел аля-90-е. Долги выбиваются методами, явно противозаконными. И, как говорят в тех же банках, правда, не публично, — это все потому, что законные механизмы часто не работают вообще. А им, банкам, деваться тоже некуда. Времена у них, мягко сказать, тоже не самые сытые. Поэтому и каждая копейка на счету.
По данным объединённого кредитного бюро, сумма просроченной задолженности жителей страны за прошлый год выросла на 50% и составила 1 триллион 150 миллионов рублей! На эти деньги Югра прожила бы лет десять! Самый невозвращаемые — это потребительские кредиты. Их свыше 700 миллиардов.
«Таких достаточно большая категория людей, которые в принципе не справляются уже кредитным бременем, которое существует. И рост этой задолженности в банках, ну вот в последние три года, рост достаточно значительный. И здесь эта ситуация, которая есть, от нее никуда не деться. Банки вынуждены работать с этой просроченной задолженностью»,- комментирует Олег Мызгин, управляющий филиалом банка.
Вопрос только, какими методами? Не теми же, что переходят все допустимые нормы. Как, например, в случае с сургутянкой, которую уже на протяжении месяца терроризируют коллекторы. Угрожают ей и ее детям расправой, если она не вернет долг сто тысяч рублей. Долг, который она не брала. Просто оказалась жительницей квартиры, где раньше проживал должник. Сможет ли государство защитить граждан от выбивателей долгов? Или порядки 90-х навсегда станут нормой в стране правового нигилизма?
»Вот очередной звонок, послушаем очередные угрозы».
Вот уже больше месяца для Натальи Грибачевой не проходит и дня без общения с коллекторами. Покоя их семье неизвестные люди в черной одежде не дают даже по ночам. Стук в дверь, постоянные звонки и даже угрозы — такой вот набор методов. Самое парадоксальное в этой ситуации, что никакой задолженности по кредитам у женщины нет и в помине. Все дело в том, что квартира, где она сейчас проживает вместе с мужем и детьми, является служебной. Раньше здесь жили совершенно другие люди, которых и связывали с банком финансовые обязательства.
«В документах написано было, что банк передал дело Пузиных третьим лицам и не несет ответственности за их действия. То есть фактически банк отдал на растерзание мою семью, даже не выяснив, живут ли здесь Пузины. А коллекторское бюро отказывается понимать и слушать, что здесь другая семья, имущество другой семьи. Они звонят, они угрожают: подумай о своей семье, пожалей членов своей семьи, верни деньги которые ты украл»,- жалуется Наталья.
От встречи с коллекторами сегодня не застрахован ни один должник. Тяжелая экономическая ситуация приводит к сокращению зарплат и увольнениям. Что, естественно, сказывается на платежеспособности населения. На данный момент число должников по кредитам в стране достигло 5 миллионов человек. Поэтому коллекторство востребовано. Банки согласны на возврат любых, пусть даже не больших сумм от общего долга и, как следствие, последующего избавления от невыгодной нагрузки. Несмотря на то, что теряют они при этом от 60 до 80 процентов от выданного кредита.
«Банку достаточно избавиться от неликвидного кредита. Потому что мало того, что он отдал деньги, мало того, что ему не возвращают, он вынужден по сегодняшним правилам еще и под этот кредит резервировать деньги в центральном банке. Потому что это запас, это ответственность, это гарантия тем, кто имеет депозиты в этом банке. Коллекторы рассчитываются с банком 20 процентами. От 200 тысяч там, например, 40 тысяч рублей они возвращают банку, банк списывает долги»,- поясняет Юлия Королева, директор департамента по экономической политике администрации г. Сургута.
Ну а коллекторы — полноправные владельцы этого долга. Они же выкупили портящий репутацию банку кредит на законных основаниях, как правило, после суда, когда началось исполнительное производство по взысканию. Со всеми отсюда вытекающими. Только методы работы людей, выбивающих взятый ранее кредит, действительно вызывают много вопросов. В том числе и в Госдуме, где давно задумываются над тем, чтобы запретить банкам передавать долги третьим лицам.
»Был подготовлен законопроект, который разрешает передавать долги банков только с согласия самого заемщика. Если человек занял деньги в банке и хочет, чтобы его долг передали третьему лицу, это может произойти. В любом ином случае эта процедура будет запрещена, поскольку просто нет границ наглости этих организаций, с позволения сказать. А зачастую это откровенные бандиты, которые запугивают людей, шантажируют»,- говорит депутат Государственной думы РФ Михаил Сердюк.
Предполагается, что банки обязаны будут лично вести работу со своими должниками. Причем, делать это только законными способами. Для коллекторов, в свою очередь, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность по статье «вымогательство». Пока законопроект носит лишь запретительный характер на передачу долга. Но, если мера окажется малоэффективной, то в планах у депутатов ввести полное табу на существование коллекторских фирм. При этом, здесь тоже есть свои подводные камни.
«Необходимо создать закон, который регулировал бы эту коллекторскую деятельность, и люди, которые этим занимаются, знали, что они могут делать и не могут делать. В этом случае были бы понятны все правила игры. Если мы просто эту сторону закрываем и пишем, что коллектор это незаконно, то, соответственно, свято место пусто не бывает. Это место будет занято
В любом случае можно с уверенностью сказать, что работать себе в убыток банки точно не станут. А цивилизованными методами возвращать долги в России пока не научились.
Банки, оставшиеся без дополнительной силовой поддержки в лице коллекторов, скорее всего будут вынуждены переложить нагрузку по возврату просроченных кредитов на собственную службу безопасности. Таким образом, чтобы охватить всех должников, им непременно понадобится расширить штат сотрудников. Кто ими станет, с учетом оставшейся без работы армии коллекторов, наверное и так понятно. Так что умение профессионально убеждать останется востребованным.
Как говорил
«Необходимо учитывать, что основной контингент работников службы безопасности и работников коллекторских агентств — это, конечно, бывшие сотрудники правоохранительных органов. И методы работы в принципе у них одинаковы»,- говорит адвокат Редькин.
Это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых результат не меняется. Ну а когда попытки государства подобрать инструменты для урегулирования долговых отношений ни к чему не приводят, остаётся старый добрый метод — искать справедливости на бытовом уровне. То есть при помощи физической силы и угроз. В стране, где законы часто не работают, всё решали, решают и будут решать именно таким способом.
Сергей Зотов, Виталий Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале