«Всплыла» не по графику. Почему колейность на дорогах Сургута вдруг выбилась в информационные тренды?

18:49 22.01.2016 Общество 4864 просмотров

    Несезонные проблемы! До весны ещё далеко, а одной из самых обсуждаемых тем в городе в последнее время стали дороги. Зимой, конечно, о них тоже нелестно высказываются, но недовольство обычно вызвано неубранным с проезжей части снегом, а никак не качеством дорожного покрытия. Но колею сегодня, как выяснилось, даже этот самый снег скрыть уже не в состоянии. Порядка 25 участков, по большей части, это перекрёстки, в сургутской ГИБДД посчитали небезопасными и ещё летом обязали чиновников исправить положение дел. Времени и денег хватило только на четвёртую часть обозначенных проблемных мест. Остальные остались, причём не просто создают неудобства при передвижении, а представляют реальную угрозу для здоровья и жизни автолюбителей. Случаев аварий предостаточно. В соцсетях целые группы появляются с «красочными» видео и фотографиями. Точное количество ДТП, причиной которых стала именно колейность, сегодня никто не назовёт. В госавтоинспекции такую статистику не ведут. Счёт явно идёт на десятки. При этом единственное, что сегодня можно сделать реально, — это установить в проблемных зонах ограничивающие скорость знаки и ждать летнего ремонта.

     «До ремонтного сезона весенне-летнего мы будем поддерживать эти все ограничения и, соответственно, уделять больше внимания простому контролю нарядов ДПС на этих участках дороги», — сказал заместитель начальника ОГИБДД УМВД по Сургуту Евгений Духовников.

    Если сургутские автолюбители считают, что причины возникшей ситуации кроются в бездействии властей, то последние уверены: главная беда местных дорог — пресловутая шипованная резина. Оно, может, и так. Но изменить эту ситуацию все равно невозможно. Законодательно на это никто не пойдет, а убеждать водителей переходить на липучки бесполезно. Во-первых, очередная смена резины денег стоит, во-вторых, у большинства есть устойчивое мнение — шипы надежнее! Причем к этому большинству относятся и сами же чиновники.

— Как вы думаете, в чём, собственно, основная появления колеи на дорогах?

— У нас, в Сургуте, основная причина — это массовое применение шипованной резины, плюс рост уровня автомобилизации. То есть, количество автотранспорта растёт, количество случаев применения шипованной резины растёт, — прокомментировал начальник дорожно-транспортного управления городской администрации Игорь Газизов.

— А вы сами на шипах ездите или на липучке?

— Я на шипах.

— Почему?

— Потому что я так же, как и многие водители, считаю, что это намного устойчивее, хотя на липучке, если честно, я не пробовал.

    С другой же стороны, если вода камень точит, то шипы, безусловно, влияют на дорожное покрытие. В этом сходятся многие эксперты. Главное, сколько потребуется времени, чтобы это влияние стало очевидным и представляло опасность для автолюбителей. И вот здесь уже всё зависит от применяемых технологий и качества выполненных работ. Понятно, что в существующих экономических условиях рассчитывать на баснословные суммы, вложенные в ремонт дорог, не стоит. Тем не менее, власти заявляют о том, что во время предстоящей кампании борьба с колейностью будет в приоритете. Охватить обещают весь город, а не только центральные улицы. Только вот вопрос всё-таки остаётся — окончательное ли это решение проблемы, либо через пару лет она вновь выйдет на первый план? И как сделать так, чтобы дороги выглядели как дороги, а не как стиральная доска?

    Сургутянин Алексей Чернышов считает себя вполне опытным водителем. За плечами и курсы экстремальной зимней езды, и годы работы по этой профессии. Но даже весь накопленный опыт не помог молодому человеку избежать недавней аварии. В результате попадания в колею его машину занесло, и она врезалась сначала в ограждение, а после в фонарный столб. Предварительная сумма ущерба составила 70 тысяч рублей, и теперь Алексей намерен взыскать деньги с владельца дороги.

     «В первую очередь, это чувство гордости за то, что я знаю, как управляю автомобилем, и я не виноват в этом ДТП. Я буду отстаивать свою невиновность, свой материальный ущерб, чтобы восстанавливали мне автомобиль, чтобы оплатили восстановление. Ну, и как-то     надо бороться с нашими недобросовестными дорожниками», — рассказал Алексей Чернышов.

    От известных некогда своим качеством чуть-ли не на всю страну сургутских дорог в последнее десятилетие мало осталось того, чем можно гордиться. Справившись с одной проблемой — ямами, чиновник теперь вынуждены приложить усилие к другой, не менее значимой, — колейности. После проведенной в 2015 году проверки городской автоинспекцией было выявлено более 2 десятков участков дорог с опасной для водителей колеёй. 7 из них местные коммунальщики успели отремонтировать до начала холодов. Ну а оставшиеся теперь все чаще попадают в объективы авторегистраторов.

    О многочисленных авариях на проспекте Мира весьма красноречиво говорит забор. А вернее, его отсутствие. Интернет просто кишит роликами, как сургутские автомобилисты попадают в ДТП на этом месте. Причем авторы видеозаписей причиной аварии однозначно называют одну-единственную колею.

    Почему в Сургуте на сравнительно недавно уложенном асфальте спустя короткое время появляется колея, объясняют разными причинами. Мол, шипы, установленные на резине у местных автолюбителей, напрочь стирают под собой любой асфальт, да и нагрузку от такого количества машин ни одна дорога не выдержит. Тут тебе до кучи и движение грунтов, влияющих на дорожное полотно, и бог знает что еще. Почему-то только сами дорожники склонны придерживаться другой позиции в споре о причинах разрушения дороги и образования колейности.

     «Колея, в принципе, может образовываться везде. В первую очередь, это говорит о слабом основании, это могут быть какие-то недоработки и временные изменения, которые происходят в дорожном полотне. Мы забываем, но существуют межремонтные сроки, которые строго регламентируют время автомобильной дороги. И если их пропускать, происходят внутренние разрушения, которые уже ни чем не восстанавливаются и которые подлежат тотальной замене всей конструкции», — пояснил генеральный директор компании «Автодорстрой» Сергей Кочуров.

    Таким образом, уверены дорожники, не столько шипы, а допущенный когда-то  недоремонт дорог в первую очередь приводит к их разрушению. Физические процессы и явления, происходящие внутри дорожного полотна, позже, путем срезов и лабораторных исследований, выявить практически нельзя. А исправить можно, лишь выполнив капитальный ремонт всей проезжей части. Но даже такие кардинальные меры, по мнению строителей, не дают до конца гарантии того, что новая улица прослужит верой и правдой долгие годы. При проведении работ используют еще советские ГОСТы.

     «Все проектирование и после него планирование работ дорожных, и стоимость, и сроки выполнения работ, оно базируется в нормах для дорог общего пользования. Не учитывает совершенно реалии городских улиц, и кроме того, в нормативных документах, которыми пользуются проектировщики, отсутствует такое понятие колейности», — прокомментировал директор по качеству и развитию производства компании «Ханты-Мансийскдорстрой» Валерий Сусликов.

    Разработку необходимых нормативных актов, регламентирующих, как и из чего строить и ремонтировать городские дороги, федеральные чиновники переложили на плечи своих региональных коллег. Возможно, подразумевалось, что субъекты, исходя из климатических и прочих особенностей, должны были сами, индивидуально, позаботиться о технологических тонкостях укладки асфальта у себя в регионах. Сургут, в частности, не стал исключением. За последние несколько лет в мэрии испытали уже несколько типов асфальтирования. При этом упрекнуть чиновников в экономии на материалах нельзя. К примеру, в эту ремонтную компанию будет задействована уже известная многим технология ЩМА, но, в отличие от прошлых трех лет ее применения, в этот раз использовать будут крупный, высокопрочный щебень.

     «Я считаю, что вот мы на сегодняшний день применяем те технологии новые, которые появляются, и вопрос даже не в ГОСТах или СНИПах, которые существуют. Но просто практика показывает, что не все эффективны, либо они чрезмерно дороги и соотношение цена-качество получается такое, что не выгодно применять технологии. Поэтому на сегодняшний день из этого соотношения ЩМА самый оптимальный вариант», — отметил заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров.

    И прослужит такой вариант целых 4 года. Или всего 4 года. Кому как больше нравится. Затем будет необходим ремонт. Так что решение проблемы сургутских дорог — это регулярное финансирование и контроль за действиями подрядчиков. То есть, будет построена система, будет и результат. Но в сегодняшних экономических условиях гарантировать подобное крайне сложно.

    Четыре года — это действительно сомнительный срок для гарантии, учитывая неясные бюджетные перспективы в 2020 году. Вот если бы речь шла о годах 2010-2015, тогда смело можно было бы поверить в то, что проблема колейности исчезнет в городе навсегда, несмотря на шипы или большегрузный транспорт. И, как уверяют все те же дорожники, такого эффекта добиться реально. Правда, если использовать другие технологии и потратить на это гораздо больше денег.

    Даже применение той же оптимальной ЩМА, но при полной реконструкции, дает более длительный срок эксплуатации. Возьмем не совсем корректный пример. Километровая улица Грибоедова, полностью переделанная в прошлом году, несмотря ни на что в хорошем техническом состоянии. И есть уверенность у экспертов, что лет 8-10 в таком же и останется. А, например, некоторые участки на Мелик-Карамова, по-легкому или ямочному отремонтированные также в 2015 году, уже сейчас становятся волнистыми — до образования колеи недалеко.

    Вывод как в мультике про количество шапок из одной шкурки. Сделать можно либо одну, но качественную, либо много, но бесполезных. Вот он — лишний повод наехать на тех, кто отвечает за сургутские дороги, сказав им про вторую беду. Вот, мол, деньги на ветер пускают. Вот только с деньгами, как всегда, все не так просто. Например, та же Грибоедова обошлась в сумму около 105 миллионов. То есть, точно такую же, какую собираются потратить в этом году на все проблемные участки, избавив их от колейности. Власти всегда оказываются перед сложной дилеммой: покрыть километров 10 краткосрочными заплатками и на ближайшее время решить проблему, либо реконструировать на эти деньги какой-нибудь один километр, который будет служить долго. Чисто гипотетически, если по километру в год, то через десять проблема вроде как и исчезнет. Зато все это время на неотремонтированных участках будет полный ужас. Вот как тут поступить правильно? Об этом мы решили спросить как раз тех, кто искренне считает чиновников одной из российских бед. Как надо поступать властям? И как поступили бы они, оказавшись в схожей жизненной ситуации?

    Например, если бы у них была очень старая машина и тысяч 50 в год, которые можно потратить на свое авто. Чтобы они выбрали, копить 10 лет на новую или ежегодно ремонтировать имеющуюся? Почти все респонденты говорили о том, что дороги в Сургуте лучше делать медленно, по 1-2 в год, но зато на века, и при этом, когда речь заходила об их гипотетическом стареньком авто, соглашались — если машина нужна, на ее ежегодный ремонт тратились бы, не раздумывая.

Сергей Зотов, Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 3
 чей то зад должен за колею ответить!

# Demo 25.01.2016 01:29:03 0

Ещё неизвестно, может, такие «ответы» в определённых кругах норма… Так что давайте лучше по старинке — уволить тех, кто не хочет и/или не может работать, сейчас к тому же безработица выросла — столько кухарок и таксистов без работы сидит, а кто, как не они, лучше других знают, как страной управлять?

# Коренной сургутянин 25.01.2016 02:00:03 0

 ПОЧЕМУ ТОГДА В 2004/5/6/7 годах не было колеи??? ПОЧЕМУ? в те года люди ездили на тех же самых машинах с точно такой же шипованной резиной! почему тогда не было а шяс есть?

# логин 24.01.2016 01:03:22 0

НАВЕРХ