Туристическая мекка из подручных средств. Как привлечь в округ гостей, и готовы ли сургутяне ради этого массово стать Санта Клаусами?

18:25 15.01.2016 Общество 3036 просмотров

    Праздники закончились хорошо! Или праздники закончились, и хорошо. Или хорошо, что праздники закончились. Обычно это и есть все три концепции проведения новогодних выходных. Каждая зависит, пожалуй, только от наличия денег на их воплощение. Учитывая кризис, для большинства сургутян вот это самое «хорошо» имело-таки свои ограничения. В нынешних условиях отдохнуть как душа желает становится все сложнее.

    Рост курса валют, естественно, не мог не сказаться на туристической активности сургутян. Лишь 300 счастливчиков смогли отправиться в канун праздников во Вьетнам. Остальным, у кого не нашлось возможности съездить к друзьям или родственникам в другие регионы страны, пришлось проводить все свободное время в Сургуте. Ситуация осложнилась еще и морозами за минус 20, что продержались все каникулы. Особенно сложно в такую погоду было организовать досуг родителям, у которых маленькие дети. Поэтому на любом утреннике или спектакле во время праздников был настоящий аншлаг. Правда, вместить в себя всех желающих не смогло бы ни одно из учреждений культуры города. Так что основную нагрузку на себя взяли крупные торгово-развлекательные центры. Для детей и подростков — кино и аттракционы, для тех, кто постарше, — шопинг, кафе и рестораны.

    Казалось бы, новогодние каникулы — прекрасный повод для того, чтобы отправиться в небольшое мини-путешествие со всей семьей. Однако особого всплеска туристической активности в Югре зафиксировано не было. Традиционные места паломничества типа Ханты-Мансийска или деревни Русскинской не стали пользоваться среди югорчан большим спросом, чем раньше. Так что представители местной туриндустрии, к сожалению, не смогли обратить нынешнюю ситуацию себе на пользу. Почему сургутянам, как и другим жителям округа, оказался не нужен не только берег турецкий, но и северная экзотика? И что из себя представляет турбизнес по-югорски?

    Это путешествие на стойбище к коренным народам Севера Анатолий Емельянов и его друзья запомнят надолго. Подобную экзотику до этого молодые люди видели только по телевизору. Тут тебе и особенности уклада жизни, и метание тынзяна на оленя, и национальная кухня аборигенов. Впрочем, чтобы окунуться во всю эту атмосферу, компании пришлось приложить массу усилий.

     «Что есть поселение Еловое, мне подсказал мой отец, но он больше ничего об этом не знал. Чтобы выйти на какие-то контакты, мне нужно было очень хорошо посидеть в интернете, около получаса, кое-как спустя время я нашел этот сайт. Позвонил организаторам, и мне сообщили, что стоимость на человека составляет тысячу рублей, то есть, все это посмотреть, все это повидать. Причем без доставки до места действия», — рассказал житель Екатеринбурга Анатолий Емельянов.

    Собственно, на развитие этнотуризма в Югре главную ставку делают и окружные власти. Мест, где обитают аборигены, в Югре предостаточно. На некоторых даже инфраструктура есть вполне сносная. Организованные группы туристов могут отправиться на стойбища рядом с Нижневартовском, Еловым, Ураем, Лянтором или Русскинской. Там гостям есть где остановиться,они смогут перекусить, их ждут экскурсии и сувениры, сделанные руками местных ремесленников.

     «Мы рассматриваем этнотуризм гораздо шире. То есть, это не просто, скажем, традиции, культура, обрядовость коренных малочисленных народов Севера, но это и их промыслы. А промыслы — это что? Это рыбалка, это охота, это те же путешествия на снегоходах, на санях в отдаленные места и так далее. То есть, этнотуризм рассматривается как комплекс услуг», — отметила начальник управления туризма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа Инна Арканова.

    В официальных отчетах о развитии внутреннего туризма в Югре содержатся вполне впечатляющие цифры. Свои услуги готовы оказать порядка 60 компаний, разработаны сотни экскурсионных маршрутов. Однако реальность почему-то оказывается куда скромнее. Мы попытались связаться с местными турфирмами и узнать, какой интересный досуг они готовы предложить семье из 3 человек.

— Вы можете предоставить мне для нескольких человек варианты отдыха?

— Смотрите, варианты отдыха, если не выезжая из Югры, только можете поехать в Ханты-Мансийск на несколько дней в какую-нибудь гостиницу. Такой вариант вас устроит?

— Подождите, а как же коренные народы Севера? Вот я слышал, что здесь очень распространено это, и на стойбище можно съездить к оленям.

— Смотрите. Экскурсионные туры организуем только для больших групп, а у вас, я так понимаю, только семья.

— Да, я хочу с семьей съездить.

— К сожалению, такой тур мы не можем вам организовать.

    Какие-то отдельные проекты в сфере внутреннего туризма, конечно, появляются. Все-таки они финансируются, в том числе, и за бюджетный счет. В Сургутском районе, например, на эти цели за последние 2 года было выделено 5 миллионов рублей. Однако таких средств явно недостаточно для того, чтобы рядом с родовым угодьем, построить, например, гостиницу. Чиновники рассчитывают на заинтересованность потенциальных инвесторов. Правда, предприниматели в новой экономической реальности вкладывать деньги во внутренний туризм не спешат.

     «Турбизнес на данный момент — это не самый доходный бизнес, тем более у нас. С точки зрения сроков, когда бизнес начинает уже давать какую-то отдачу, это, безусловно, длиннее, чем какая-то точка торговли, или автоцентр, или еще что-то   , потому что все-таки инвестиции нужны, и нужно настраивать рынок. И здесь есть еще одна проблема — это квалифицированный персонал», — пояснил заместитель начальника управления культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района Виталий Малыхин.

    Подписаться под этими словами готовы и те немногие предприниматели, которые все-таки имеют дело с туристами. Руководство известного на всю Югру горнолыжного комплекса «Каменный Мыс» с сожалением вынуждено констатировать — даже в новогодние праздники он работал всего лишь в половину мощности. Из-за морозов люди просто не были готовы проводить время на свежем воздухе. Как, спрашивается, в таких климатических условиях можно рассчитывать на сверхприбыли?

     «Мы работаем с октября по апрель, за это время не окупается бизнес. Если бы была у нас мягкая погода, возможно, люди к нам ехали бы побольше и почаще. Возможно, была бы окупаемость. Но из-за морозов, большинство у нас зависит от погоды, не востребовано. А услуг мы предоставляем достаточно, чтобы разнообразить отдых», — сказал начальник горнолыжного комплекса «Каменный мыс» Павел Мудрый.

    А при всем при этом предпринимателям нужно платить налоги, зарплату персоналу и нести кучу других издержек. При не слишком высоком спросе им, волей-неволей, приходится задирать цены, чтобы отбить расходы. В результате стоимость отдыха в Югре действительно впечатляет.

    В марте 2016 года в Ханты-Мансийске пройдет очередной этап кубка мира по биатлону. Организованный тур на 5 дней с питанием, проживанием в гостинице и экскурсиями по музеям окружной столицы стоит от 35 до 60 тысяч рублей за человека. Понятно, что поклонников этого вида спорта ничто не остановит перед возможностью лично увидеть звезд мирового биатлона, однако за эти же деньги любой житель Югры сможет отправиться на самые известные горнолыжные курорты страны типа «Розы Хутор» или Шерегеша. А то и вовсе на полторы недели слетать во Вьетнам.

    В общем, как бы это странно ни звучало, жителям округа порой дешевле отдохнуть за пределами региона. Собственно, этот факт красноречивее всего характеризует положение дел с внутренним туризмом. Пока самым привлекательным и реальным во всей этой истории является главный туристический слоган – «Увидеть Югру, влюбиться в Россию».

    Этнотуризм, экотуризм, туризм экстремальный, даже промышленный, ну и все тому подобное. У этих видов есть один несомненный плюс. Делать ничего практически не надо. Оно само собой как-то   существует. И эко- и экстра- получишь в лесах. Много рыбы и комаров. Этнос где-то   там же. Короче, смотри, лови и мучайся столько, сколько влезет. Одно в этой истории не очень. Такой туризм действительно дорогой, а значит, немассовый. Погостить прилетают и короли, и принцы, и президенты известных мировых компаний. А таких в мире единицы. Для развития туриндустрии в регионе маловато.

    Но что делать, чтобы из просто перспективного для туризма места Югра стала туристической Меккой? Рецепты всем давно известны. Надо иметь соответствующую стратегию. Нет, не просто декларировать, что мы хорошие и привлекательные, а конкретно для себя определиться — в чем. Юг Тюмени, например, выбрал для себя конкретное культурно-историческое направление. Здесь, мол, золотые ворота Сибири. Именно здесь, в этом месте началось великое присоединение земель, после чего какая-то там Московия в глазах всего мира стала самой большой по территории страной. И все это началось именно в Тобольске, Тюмени и около того. То есть, потенциальным туристам точно неинтересны старые здания, храмы, крепости или некие красоты сами по себе. А вот идея о том, что родиной российской имперской великодержавности, одновременно пугающей и восхищающей весь мир, является небольшой Чувашский мыс, действительно привлекает. И привлекает уже тогда со всем содержимым. Со старыми зданиями, храмами, кремлем, вторым царским троном внутри и сопутствующими красотами вокруг.

    Короче, нет реальной или мифической истории, интересной всему миру, — нет и туристов. С мифологией тоже, кстати, работает все отлично. Например, какой-то там Великий Устюг, где почему-то живет Дед Мороз, или финский Рованиеми, где живет он же, только уже под именами Санта Клаус, Томте, Юлебукк или Йоулупукки. Вся стратегия основана на знакомом и понятном каждому жителю Земли мифе. Потому и туризм в этих как бы родных городах главного новогодне-рождественского персонажа развит, развивается и будет развиваться еще долго. Почему «как бы родных»? Потому что не каждый с этим утверждением согласится. Почему бы не «поселить» Санта Клауса или Деда Мороза в Югре и не сделать это конкретной стратегической идеей?

    Во-первых, нашему герою в их местах точно не климат. В Рованиеми морозов ниже 12-15 градусов не бывает, а Великий Устюг вообще географически южнее основных городов Югры. Во-вторых, недаром наш, сургутский, Дед Мороз уже который год подряд становится лучшим по стране. Дальше — больше. Кто сказал, что эльфы — вымышленные персонажи? Уж очень они похожи на наших настоящих коренных жителей округа. Невысокие ханты и манси тоже любят оленей. И, наконец, все современные дети сегодня понимают — красивые игрушки made in China стоят немалых денег. Чтобы раздарить столько подарков всем детям мира, Санта Клаус должен быть минимум нефтяным магнатом. Вот в связи с этим вопрос — чего же мы раньше-то со всем этим рядом жили и всего этого не видели?

    А то, что сам этот миф легко принять, быстро доказуемо. Достаточно спросить жителей сурового нефтепромышленного города — они готовы изменить свою жизнь, если под Санта Клауса изменится основная стратегия развития региона?

— Как бы вы отнеслись к идее, если бы Югра стала родиной Санта Клауса? 5

— В принципе, нормально. А что, здесь большая часть зима, круглый год зима, так что это будет, я думаю, даже очень хорошо.

— Это было бы интересно для туристов? Может быть, вы занялись бы малым бизнесом в этой сфере?

— Экскурсию я бы провел, если честно.

— Как бы вы отнеслись к идее, если бы Югру объявили родиной Санта Клауса?

— У нас Дед Мороз есть свой, зачем нам Санта Клаус?

— Может быть, привлекло бы еще каких-то иностранных туристов?

— Мы как-то   за патриотизм, наверное, больше и за Деда Мороза.

— А если бы мы стали родиной Деда Мороза?

— Если бы родиной Деда Мороза, тогда да.

— У него есть родина, Великий Устюг.

— У нас север, сказочная, живописная природа. Нам же тоже надо как-то   привлекать туристов сюда. Пускай к нам едут, а не в Великий Устюг.

— А вы что готовы делать, вы себя кем видите в этой концепции?

— Я владею двумя иностранными языками, думаю, я бы там понадобилась. Английский и французский, я бы нашла как раз работу для себя в этой сфере.

— Если бы была такая туристическая концепция, что Югра — это родина Санта Клауса, вам нравится такая идея?

— Да, это было бы здорово. У нас, в принципе, все для этого есть. Холод, мороз — очень красивый город. Можно было бы сюда привлекать туристов.

— А как вы думаете, они поехали бы сюда?

— Я думаю, что да, потому что Сургут довольно-таки известный уже город и в России, уже и за рубежом, потому что, как помню, писали во Франции уже о нашем городе.

— А туристы, как вы думаете, клюнули бы на это?

— Думаю, было бы интересно посмотреть, кто такой российский Дед Мороз. Вполне вероятно.

— А вы бы нашли себе место в этой концепции?

— Если будут финансы, то почему бы и нет, можно и гостиницу открыть.

— Как думаете, это было бы интересно кому-то   , чтобы приезжать сюда и смотреть?

— Возможно, да. Такой край, что похож на родину Санта Клауса.

— А вы готовы были бы занять какое-то место, бросить работу, заняться малым бизнесом? К нам приезжать будет много туристов.

— Возможно, в дальнейшем будущем, почему бы и нет.

— А в качестве кого? Чем бы вы хотели заниматься в таком случае?

— Не знаю. Если тематика такая, значит, Санта Клаусами были бы.

Сергей Зотов

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ