Рынок труда реагирует на кризис увольнениями и черной зарплатой. Как не стать жертвой непорядочного работодателя?
У вас всё ещё есть работа? Сегодня лишиться её можно очень просто. Что подтвердила история сотрудницы одной из строительных компаний города. Антонина Фомичёва утверждает — и места рабочего лишилась, и расчёт не получила. Вообще в Сургуте, как и в целом по стране, безработица выросла. О массовых сокращениях речи пока не идет. Но все же некоторые компании вынуждены расставаться с сотрудниками. И, как показывает практика, — порой особо с ними не церемонясь. Как не оказаться в подобной ситуации в кризис?
В настоящий скандал превратилась последняя встреча гражданки Казахстана Антонины Фомичевой с ее теперь уже бывшим работодателем. Женщина утверждает, несколько месяцев работала в компании «Сибрегионстрой». Ее уволили и до сих пор не выплатили зарплату за ноябрь — примерно 40 тысяч рублей.
— Они мне дали за декабрь 18 тысяч начисления. За ноябрь — сказали, что я его получала, там стоят подписи, — говорит Антонина Фомичева.
— Ваша?
— Да. За ноябрь они мне подлинник не показали, но я не получала. та_Барканов
Правда, трудового договора у Антонины Фомичевой нет, зарплату выдавали в конвертах. Так утверждает женщина. У руководства «Сибрегионстроя» своя позиция — такой сотрудницы отродясь у них не было, а значит, и денег они ей не должны.
— Она работала у Сергея Юрьевича как у физлица, какая у них была договоренность, и какие функции она исполняла, я не могу знать, — сказала юрисконсульт ООО «Сибрегионстрой» Ольга Богач.
— А Сергей Юрьевич — это кто?
— Генеральный директор «Сибрегионстроя». По законодательству данная ситуация возможна, потому что физическое лицо, согласно законодательству, может нанимать работников.
Выяснить, кто прав, а кто виноват, в этой частной истории сложно. Однако говорить о том, что экономическая ситуация с стране многих работодателей заставляет несколько иначе смотреть на трудовые отношения, можно с определённой долей уверенности. Некоторые компании сейчас вынуждены работать нелегально, то есть, выдавать черную зарплату и не сокращать сотрудников, как того требует закон, ведь при официальном сокращении работодатель обязан выплатить зарплату за последний месяц, компенсацию за неиспользованный отпуск и пособие при увольнении, равное среднемесячному заработку.
«Если работник увольняется по сокращению, то есть, по инициативе работодателя, то он рассчитывает на все эти гарантии, льготы и компенсации, которые предусмотрены законодательством. Он становится на учет в службу занятости, ему выплачивается пособие, пока он не будет трудоустроен. Соответственно, он социально защищен. Если он пишет заявление по собственному желанию, уже никакой процедуры сокращения не производится, и он лишается всех этих выплат», — пояснил начальник одела государственной инспекции труда в ХМАО-Югре Сергей Голев.
Конечно, можно пожаловаться на недобросовестного работодателя в инспекцию по труду. Правда, тех, кто после принудительного увольнения смог вернуть прежнее место, единицы. В основном же, люди просто остаются без работы. Сколько уволили по собственному — вряд ли кто сможет подсчитать. Официально же в 2015-м сократили чуть больше тысячи человек. В 2014-м — 800.
«Уровень безработицы у нас в этом году повыше. Люди на сегодняшний день действительно задумываются, стоит ли терять рабочее место, либо принимают предложения работодателей, либо принимают возможность высвободиться или сократиться, либо искать работу самостоятельно, либо обратиться в центр занятости», — отметила директор Сургутского центра занятости населения Ирина Мочалова.
Сейчас в центре занятости зарегистрировано больше 500 сургутян. По сравнению с предыдущими годами, цифра выросла. А вот количество вакансий, напротив, сократилось практически в два раза, то есть, до 4 тысяч. Если пару лет назад работодатели не могли набрать штат, сегодня уже найти работу, чтобы и по душе была, и зарплата хорошая, стало сложнее. Правда, ситуацию безвыходной все же не назвать. Так, например, в центре занятости можно выучиться на самые востребованные сейчас профессии и занять открытые вакансии.
«Порядка 23 процентов — это вакансии в строительной сфере, которые подают нам, и они зарегистрированы в банке вакансий. Также у нас приоритетными имеются вакансии в большом количестве — образование, здравоохранение», — сказала Ирина Мочалова.
Опять же, речь идет о вакансиях, которые выставили на рынок работодатели, предлагающие официальное трудоустройство. В остальных случаях соискателям проходится понимать: работа без оформления договора — всегда определённый риск. Тем более, сейчас.
«Вот эта ситуация, которая сейчас возникла, она говорит- не повторяйте моих ошибок», — посоветовала Антонина Фомичева.
На этот год у многих экономистов прогнозы далеко не оптимистичные. В кризис остаться без работы особенно болезненно. Поэтому, возможно, сложившаяся ситуация — повод выйти из тени и пересмотреть свои трудовые отношения.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# OlegSurgut 15.01.2016 13:42:00 ▲ 0 ▼
Хороший совет что тут добавить, работал человек без трудового договора пусть и официально по трудовой книжке таких кстате пол Сургута или ЗП в конверте и рот откроет, он и есть первый претендент на увольнение зачем такой шибко умный работодателю нужен.