Ящик дачной Пандоры. Как продвигается процесс наведения порядка в кооперативах Сургута?
Ни к селу, ни к городу! Сургутские дачи — это особая, специфичная проблема. Потому известных подходов к ее решению найти практически никто и не может. Или не хочет. Открывать этот ящик Пандоры местным властям всегда было страшно. Так как, если официально увидеть все то, что там творится, то на ум придет только одно решение — все сжечь и снести. А это для чиновников равносильно самоубийству. Но и не решать проблемы, накопившиеся там десятилетиями, тоже уже невозможно. Огромное количество людей без прописки, незаконная торговля, бытовая преступность и вообще антисанитария. По сути, все, что там построено, не может быть законным, хотя все, что там построено, чье-то законное имущество. Еще с февраля по распоряжению губернатора местные власти начали делать попытки по наведению порядка в садово-огороднических кооперативах. Воз этот и ныне там. Получится ли его сдвинуть в следующем году?
«Подсоединил я счетчик опять, подсоединил провода, он их систематически отрезает. Но так как у меня есть договор, и я исправно плачу за свет, я их самостоятельно подсоединяю. Свет есть в гараже», — рассказывает владелец гаража в кооперативе «Волна».
На борьбу с регулярными отключениями электричества Алексей Егоров извел уже с десяток метров кабеля. Как он утверждает, спокойной жизни ему и многим другим владельцам гаражей не дает экс-директор кооператива «Волна». Многие собственники боксов, не желая платить членские взносы по 30 тысяч рублей в год, в сумму которых входит, в том числе, и электроэнергия, просто заключили договоры напрямую с Тюменской энергосбытовой компанией.
«Раньше оплата была более-менее адекватная, в пределах 14 тысяч, народ молчал. Хотя выполнения им своих обязательств, как председателя, как директора ХСТО, никаких не было. Электричество в удручающем состоянии, кабеля вон все висят, оборваны, обрезаны, дорогу не делает, а 30 тысяч платить ни за что тоже не хочется», — рассказал Алексей Егоров.
И это для сургутских гаражных кооперативов случай вполне себе рядовой. И самое примечательное, ещё до недавнего времени для местных властей назывался спором хозяйствующих субъектов. То есть, ваши проблемы, решайте сами. После приезда губернатора лёд как будто бы тронулся. По крайней мере, чиновникам пришлось создать рабочую группу и всё-таки обратить внимание на то, что происходит за забором.
То, что на проблему наконец-то обратили внимание, безусловно, обнадеживает. Но, по большому счёту, рабочая группа — инструмент не очень рабочий. Нельзя поменять уклад жизни, складывавшийся десятилетиями, по щелчку пальцев. Незаконные СТО, махинации с землей и недвижимостью, торговля алкоголем и бог знает чем еще не видны властям за высокими заборами дач или за воротами гаражных боксов.
«На сегодняшний день на их территории действуют и функционируют образования, которые не связаны с целями кооператива. Это мы говорим о всяческих станциях техобслуживания, мелких производствах строительных материалов, магазинах. И вот это, конечно, по существу — компетенция надзорных органов», — комментировал в феврале экс-директор департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургута Вадим Клочков.
Самое удивительное во всей этой истории, что дачные домики сегодня, в большинстве своём, в принципе, вне закона. Из 9 десятков сургутских коопертивов львиная доля — садово — огороднические товарищества. То есть, на участке должен находиться небольшой огородик, да сарайчик с вилами и тяпками, а не трёхэтажные хоромы с банями и саунами. И таких порядка 30 тысяч.
Купить однокомнатную квартиру сегодня в Сургуте можно условно за 2,5 — 3 миллиона рублей. Ну а когда такой суммы нет, а жить
Есть, конечно, более цивилизованный путь. Например, в Белгороде, его активно используют. Снижают спрос на такого рода недвижимость, строя более качественные, а самое главное, по всем нормам и правилам, посёлки ИЖС. Где цена вполне себе конкурентная. И в таком случае обычное человеческое желание жить в более комфортных условиях берёт верх.
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале