Лесная перепись. Специалисты Юганского заповедника приступили к ежегодному учету животных и птиц
В Юганском заповеднике, расположенном на территории Сургутского района, начались масштабные зимние учеты. Так называется ежегодная процедура, когда научные сотрудники исследуют популяцию животных и птиц, обитающих в границах заповедной зоны. В этом деле главное детали — например, следы на снегу.
«Вот эти охотничьи лыжи специальные. Чтобы в гору залазить, прибивают сюда камыс, как раз в гору поднимаешься и обратно уже не скатываешься — шерсть становится,и проще подыматься», — говорит Виктор Вагатов.
С самого детства он в тесной связи с природой — его родители работали в оленеводческой бригаде. К лесу он не просто привык, а, можно сказать, прикипел душой. Сейчас он старший госинспектор по охране заповедников. В Юганском заповеднике Виктор вместе с научными сотрудниками выходит на зимние маршрутные учёты. По сути, это перепись лесных обитателей. Наедине с ними, вдали от цивилизации, ученые проводят недели и обычно возвращаются из тайги не только с необходимыми данными, но и целой коллекцией забавных историй.
«Поставили на улицу коробку с хлебом и забыли его занести вечером. Наутро проснулись, у нас хлеба нет. Конечно, пошли искать этот хлеб, оказалось, что у нас ночью соболь утащил булки хлеба. Ну и мы решили проверить, как же он все-таки утащил. Специально сохранили булку хлеба, положили перед окном и сели с фотоаппаратом ждать, когда он придет. Конечно, он 700-граммовую булку с легкостью утащил», — рассказал старший государственный инспектор по охране территории заповедников Виктор Вагатов.
Зима — непростое время для лесных зверей. Чем больше снега, тем сложнее добывать пищу. А тут такая легкая добыча — и сытно, и охотиться не нужно. Но каждый день хлеб посреди заповедника не валяется: как и любое человеческое вмешательство, подкормка животных строго запрещена. Сотрудники могут только наблюдать со стороны и изучать жизнь здешних обитателей. Например, прошлой зимой они зафиксировали резкое снижение популяции того же соболя.
«Чтобы добраться до потенциальных жертв, соболю приходится пробивать глубину снега более метра. Это очень затратно энергетически, и число удачных охот значительно снижается. Поэтому вот из-за недостатка пищи часть популяции соболя мигрировала за пределы заповедника», — пояснил старший научный сотрудник Юганского заповедника Владимир Переясловец.
В Юганском заповеднике водятся краснокнижные северные олени, достаточно редкий вид- росомаха, иногда можно встретить волка и даже рысь. Но в основном это лоси, лисицы, соболи, медведи, зайцы и белки. Проследить, где был, на кого и сколько раз охотился тот или иной зверь, сотрудники заповедника могут просто по оставленным на снегу следам. Даже нечеткий отпечаток профессионалам может сказать о многом — этому обучаются специально. Встретить на своём пути крупных хищников не боятся, уверяют, что на человека они нападают крайне редко, и за последние 30 лет таких случаев не было. Однако и без этого опасность подстерегает на каждом шагу.
«Страшнее хищника в лесу, допустим, не выверенное движение или сучок. Намного больше травматичность — наступил не на то дерево, на которое надо, или, допустим, толкнул подгнившее — упало сверху, травмировался. Или наступил на подгнившее дерево, поскользнулся, упал на это же дерево, о сучья поранился, или
Во время зимних учетов научных сотрудников забрасывают глубоко в тайгу, где они проводят исследования по заранее намеченным маршрутам, проходя в день до 35 километров. Вообще же, площадь Юганского заповедника 650 тысяч гектаров. Это размер небольшого города.
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале