Детей с задержкой развития речи в Сургуте становится все больше. Как вовремя распознать проблему?
Детей с задержкой развития речи в Сургуте стало больше. Такую тенденцию отметили в департаменте образования. Об этом говорят и цифры. Число обращений в центр диагностики и консультирования увеличилось. Что можно сделать, если малыш плохо выговаривает звуки или вовсе не говорит? И когда стоит бить тревогу?
В игре 5-летний Тихон учится выговаривать непростые звуки. Занимается с учителем-логопедом мальчик с сентября. За пару месяцев вместе они уже добились неплохих результатов. Как признаются родители, раньше понять малыша многие просто не могли.
«Понимали, в основном, только я и мама, потому что отдельными словами, предложениями — это не полностью слова произносились, как говорят дети, на своем языке — родители понимают, окружающие с трудом», — рассказал сургутянин Дмитрий Рехлов.
Лет до 3-4 не беспокоились. Как и многие другие, ждали, что заговорит. Но потом стало очевидно — сами по себе проблемы с речью не пропадут, поэтому прошли специальную комиссию и получили направление в детский сад «Бусинка», где есть несколько групп компенсирующей направленности.
«Детки приходят к нам с общим недоразвитием речи, то есть, у этих детей страдает и лексика, и грамматический строй речи, и фонематическое восприятие, и, конечно же, звукопроизношение», — пояснила учитель-логопед детского сада «Бусинка» Наталья Целуйко.
В департаменте образования отмечают — детей с различными проблемами речи стало больше. Об этом говорят и данные Центра диагностики и консультирования. Еще 3 года назад, было 1 200 обращений, в этом — уже сегодня более полутора тысяч. Подавляющее число из них с проблемами речи. Впрочем, это как маячок, наиболее заметный признак, на который чаще обращают внимание, если есть какие-то проблемы в развитии. Причины же бывают разные.
«Это может быть, конечно, и течение беременности мамы, то есть, разные вредности во время беременности, перенесенные заболевания, в том числе, инфекционные, наследственные заболевания тоже могут влиять на то, что у ребенка, возможно, будут проблемы в развитии», — сказала начальник отдела по организации работы психолого-медико-педагогической комиссии МКУ «Центр диагностики и консультирования» Наталья Хоманько.
Причины могут быть и не физиологические, а психологические. Причем далеко не всегда в неблагополучных семьях, где ребёнку, например, не уделяют должного внимания. Есть иная крайность — гиперопека. Если любое желание ребенка исполняется по первому жесту, то начинать говорить у него просто нет необходимости. Связаны бывают в этом случае проблемы и с отсутствием необходимой нагрузки на артикуляционный аппарат.
«Пища у детей чаще всего с помощью блендера, мало кто дает грубую пищу — овощи, морковка, то же яблоко погрызи, потренируй свой артикуляционный аппарат. Проще же дать растертое или купленное пюре», — отметила Наталья Целуйко.
В любом случае, важно вовремя распознать проблему. Специалисты рекомендуют обращать внимание на определенные возрастные нормы.
«Если, например, ребенок в год-полтора не говорит ни одного слова, самых простых „мама“, «папа», «дай», «дядя», если не использует в более сложных словах, например, звукоподражания, там, «мяу» кошку он не называет, «гав» не называет собаку, не пытается вступить с родителем или членом семьи в активное взаимодействие, у ребенка, возможно, есть какие-то проблемы в развитии», — сказала Наталья Хоманько.
Также родителям стоит бить тревогу, если в три года ребенок не может формировать простые фразы из нескольких слов. В этих случаях стоит обратиться к специалистам, например, в поликлинику по месту жительства. Можно прийти и в центр диагностики и консультирования. Как и многие другие, эти проблемы необходимо выявлять своевременно. В случае с речью поправить ее необходимо до первого класса. Иначе малышу будет сложно и осваивать школьную программу, и находить общий язык со сверстниками.
Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале