В огонь и в воду! Почему сургутские волонтеры всегда спешат на помощь?
История недели, за которой следил весь город. История трагическая. С прошлой субботы в водохранилище ГРЭС искали двоих сургутян. Во вторник было найдено тело утонувшего Сабухи Агаева. Тело его друга Александра Ляпина обнаружили в среду.
Трагедия разыгралась в выходные. Сургутяне рыбачили неподалеку от водосброса ГРЭС-2. Один из них соскользнул в воду и попал в водоворот, второй бросился спасать друга. В итоге выплыть не удалось никому. Пропавших без вести искали сотрудники МЧС, однако поисковую операцию в этом месте проводить сложно. Водолазы попросту не могут осмотреть дно водоема, поскольку оно в свое время для укрепления было заполнено строительным мусором. К тому же, электростанция сбрасывает здесь отработанную воду, что образует сильное течение.
Однако убитые горем родственники пропавших парней на неделе вышли к стенам администрации Сургута. Они требовали усилить поисковые работы и даже остановить сброс воды на ГРЭС, что, как пояснили энергетики, сделать невозможно.
В итоге родители, друзья пропавших и совершенно незнакомые люди, собравшиеся через соцсети, сами решили делать все, что в их силах. Как могли, прочесывали берега и акваторию водоема. Дошло, правда, до того, что сотрудникам МЧС пришлось ограничивать доступ к водохранилищу, поскольку неподготовленным людям там могла грозить опасность. С одной стороны, чиновники понимали желание добровольцев помочь чужому горю, но, с другой, именно спецслужбы окажутся в ответе за тех, кто еще может пострадать или погибнуть на месте поисков.
В последнее время мы вообще нередко становимся свидетелями активной роли волонтеров в розыске людей. Совсем еще недавний пример — это спецоперация по поиску упавшего МИ-8, когда именно добровольцы нашли тело члена экипажа и некоторые элементы самого вертолета. Однако с официальными структурами там тоже отношения не всегда строились гладко. Так все же — помогают или мешают непрофессиональные спасатели на месте ЧП?
Больше 20 человек, родственники и друзья пропавших без вести сургутян, после первых дней неудачных поисков пришли в администрацию города требовать усиления поисковой операции. Правда, конкретных претензий, что именно делается не так, собравшиеся сформулировать не смогли. — А в чем конкретно бездействие? — В том, что ни ворота открыть не могут, ни поговорить по-человечески не могут, не можем найти. — Мы все понимаем, что у вас несчастье случилось, но я еще раз говорю, этим занимаются специально обученные люди, МЧС. Давайте им предоставим эту возможность — в полном объеме выполнить работу.
Тем временем, в огонь и в воду готовы были броситься десятки, если не сотни волонтеров. Они развернули свою спасательную миссию параллельно со спецслужбами. На протяжении четырех дней с раннего утра и до поздней ночи на ГРЭС приезжали все новые и новые люди и предлагали свою помощь. При этом риски повторить трагическую судьбу тех, кого они пытались найти, никого не пугали.
«Мы ждем, пока там проверят, потом пойдем проверять берега. Вот этот берег проверить и за тем островом еще берег проверить. До ночи, вчера мы в 10 или в 11 ушли отсюда», — рассказал волонтер Рамазан Гусейнов.
Искать пропавших на водохранилище ГРЭС приезжали десятки человек. С самого утра и даже ночью с фонариками одни обследовали берега водохранилища, другие высматривали Сашу и Сабухи с воды на катерах, что, конечно, добавляло работы спасателям, ведь приходилось следить и за самими помощниками, чтобы никто не пострадал. В порыве благородных чувств о собственной безопасности
Понятно, когда на такие самоотверженные поступки готовы родственники. Но что толкает рисковать своей жизнью других? Готовы ли они увидеть то, что ищут, и как поведут себя в минуты, когда опасность начнет грозить им самим? Об этом герои вряд ли думали, когда, часов в 12 ночи, в очередной раз перелезали через колючую проволоку, чтобы спуститься поближе к водоёму и рассмотреть подозрительный предмет. Примечательно, что последние несколько лет практически любые трагические события сопровождаются волонтёрской активностью. Молодёжь буквально стремится в гущу этих самых событий. Желательно, в самый эпицентр, где больше опасности.
«Это желание быть сопричастными к чему-то большому, крупному, великому. Это поиск источников самоуважения. В юношеском возрасте по природе человека все время воспроизводится эта тяга к чему-то справедливому, великому, большому, интересному. Вот ему не хватает чувства принадлежности к чему-то стоящему», — объяснила профессор психологии Людмила Шибаева.
Действия самодеятельных спасателей не могут не внушать уважения. Благородно отзываться на чужую боль активным поиском, настоящей помощью. И очень нелегко здесь отделить тех, кто действительно пришел ради общей цели, не растеряется,будет действовать рационально, от тех, кто захотел попросту адреналина, демонстрации молодецкой удали или
Эту энергию, да в нужное русло. Мы же все из истории знаем, что энтузиазм, появляясь в определенном возрасте, является помощником во многих свершениях. Одни войну выиграли, другие БАМ построили, а третьи сделали незабываемыми криминальные 90-е. Сегодня великих комсомольских строек нет, а есть различные молодежные организации, курируемые соответствующими комитетами и отделами администраций. И шествием могут пройти, и позаседать
Сергей Зотов, Анастасия Аладинская, Александр Садовский
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале