Загрузили! Насколько переполнены сургутские школы, и будут ли когда-нибудь дети учиться в одну смену?
Операция «Перегрузка». В школах Сургута началась горячая пора — на неделе прозвенел первый звонок. Но горячая она еще и потому, что местные образовательные учреждения чуть ли не трещат по швам. Школы перегружены и почти все вынуждены работать в две смены. Поток учащихся растет вот уже на протяжении нескольких лет. А школа появилась только одна за последнюю десятилетку.
В итоге, Сургут превысил все допустимые нормативы. А нормой в России считается, когда 10% школьников учатся во вторую смену. В Югре допускается 20%, в Сургуте сейчас почти 40%.
Хочется, конечно, спросить — доколе? Но, учитывая, как за последние годы увеличивается количество детей в городе, ответ не понравится никому. Вот статистика. Резкий рост учащихся начался с 2009 года. Тогда за парты сели 32 тысячи юных сургутян. В 2010 году их стало более 33 тысяч. Годом позже — уже 35. Затем, в 2012-ом, уже 37. И так далее, пока число школьников не выросло практически до 42 тысяч в 2015 году. Эта цифра еще уточняется, но порядок уже очевиден.
Пока эта угрожающая статистика менялась из года в год, власти Сургута всеми силами старались построить детские сады. Именно эта проблема маячила перед носом и раздражала всех еще несколько лет назад. Сейчас вопрос, можно сказать, закрыт, дети пристроены — во всяком случае, почти все. Только что с ними делать дальше? Куда они пойдут после садиков? Понятно, что не на завод. Вот это для многих и выглядит странным. Дефицит школ был предсказуем уже несколько лет назад. Но эту предсказуемость старались почему-то не замечать. Во-первых, денег было только на детские сады. Во-вторых, в окончательное решение и этой, первой, проблемы мало кто верил. Теперь факт налицо. В городе куча новых микрорайонов, где нет школ. И какой толк с того, что в Сургуте уже более десятка лет пишутся один за другим стратегические планы? Странновато замахиваться на какие-нибудь новые экономические высоты, когда элементарно не хватает то горшков на всех детей, то мест за партами.
Четверокласснику Арсению приходится привыкать к новому графику. Вставать в 7 утра непросто. До этого мальчик учился два года во вторую смену. Но, несмотря на временные неудобства, такому расписанию рада вся семья.
«В первую смену, конечно, удобнее. Мы вместе ушли, в обед он пришел, погулял, сделал уроки. Арсений сам говорит, что ему первая смена больше нравится, и он успевает больше, чем во вторую», — рассказывает сургутянка Аксана Володина.
А успевать современным детям действительно нужно многое. Несколько лет назад началось внедрение новых стандартов образования — как раз с младшей школы. Теперь главное не дать знания, а научить их самостоятельно получать, логически мыслить и делать выводы. Над некоторыми задачками подумать приходится и самим родителям. Неудивительно, что одновременно с этим на федеральном уровне рекомендуют первую смену.
«Вопрос о том, в какую смену детям учиться, идет давным-давно, и физиологи однозначно пришли к мнению, что детям, конечно же, удобнее по состоянию здоровья, по сохранению их работоспособности, учиться в первую смену, когда они с утра сталкиваются со сложными предметами, математикой, русским языком, физикой, химией, а не тогда, когда они просто устали во второй половине дня», — прокомментировала проректор по научно-исследовательской работе СурГУ Ольга Литовченко.
Но реальность такова, что существование 2 смен — единственный выход. Департамент образования выискивает дополнительные места в существующих школах, и пока получается избежать худшего — появления третьей смены. При этом в существующих условиях дефицита мест приходится расставлять приоритеты.
«В первую смену занимаются ученики первых классов в силу их юного возраста, в силу того, что у них очень сложный адаптационный период, и родители имеют возможность оставлять их в группе продленного дня. В первую смену занимаются ученики четвертых классов, потому что у них и содержание материала сложнее и нагрузка больше. Они имеют возможность после уроков заниматься еще с педагогами», — пояснила заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ начальная школа «Перспектива» Ольга Киселева.
Помимо этого, в первую смену учатся все 9 и 11 классы, по тем же причинам — впереди экзамены, и нужно к ним хорошенько подготовиться. В этой ситуации у родителей, по сути, только один выход — помогать детям организовывать свое время, следить, чтобы уроки они делали утром, а не поздно вечером, и вставали все равно пораньше, даже если к первому уроку к двум часам дня.
Легко можно понять позицию родителей — все мы хотим для наших детей только лучшего. Но это урок, известный и первокласснику — с ближним нужно делиться, даже если очень тяжело.
Необходимые перемены в организации учебного процесса — переход на обучение преимущественно в первую смену — возможны только в том случае, если будет построено достаточное количество школ.
«Для Сургута в среднесрочной перспективе необходимо не менее 8 школ. Все эти объекты определены и уже обозначены в программе развития образования ХМАО-Югры», — сообщила директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина.
Среди объектов, которые должны появиться в ближайшее время, — школа в 40 микрорайоне. Она готова, и, возможно, уже в следующем году 1 сентября начнет работу. Также создается проектная документация по школе в 32 микрорайоне, идет поиск инвесторов на объект в 16а, ведется подготовка к возведению целого комплекса в 44 микрорайоне. Многое зависит, естественно, от финансирования.
«Продуманы разные механизмы, как механизм ГЧП, так и консолидированного бюджета округа и города. Будем надеяться, что сегодня эта задача будет самой приоритетной и будет стоять на повестке дня у всех, от кого зависит судьба строительства этих школ», — добавила Татьяна Османкина.
8 школ должны появиться до 2020 года. К тому времени нынешние четвероклассники уже пойдут в девятый класс. И будет ли Арсений, а также подавляющее большинство сургутских детей, как и положено, учиться в первую смену, зависит во многом от того, получится ли воплотить градостроительные планы.
Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
но это все цветочки, ягодки начнутся скоро — куда пойти учится после окончания школы? высшее образование уже не в части, много шибко деятелей на нем зарабатывали, специальное образование — не развивается.
где готовить будем рабочих? если раньше по блату устраивали в институты то сейчас в поту?
# albert leonov 06.09.2015 08:37:37 ▲ 0 ▼