Эх, дороги. Как в этом сезоне собираются в Сургуте решать одну из главных проблем?
И вновь продолжается бой! Чиновники местной администрации сейчас пытаются определить бюджет предстоящей ремонтной кампании городских дорог. Весна в очередной раз показала, что ямы и выбоины в асфальте являются одной из самых актуальных муниципальных проблем. После того, как растаял снег, Сургут превратился в полигон для экстремальных видов спорта. Только по официальной статистике, в городе уже произошло 8 ДТП из-за разбитых дорог. Хорошо, что все они еще обошлись без пострадавших. Ну а число автомобилистов, которые успели проколоть себе колесо, исчисляется не десятками, а сотнями. В шиномонтажных мастерских говорят, что весной им чаще всего приходится иметь дело с боковыми порезами. А такой ремонт стоит существенно дороже, чем просто вытащить из шины гвоздь.
«Допустим, саморез или гвоздь вытащить стоит 100 рублей или 250 рублей, если боковой порез — это стоит уже полторы тысячи. Понимаете, в чем разница? Боковые порезы случаются из-за больших ям на асфальте, за зиму они выбились, и люди туда попадают и режут колесо», — рассказал работник шиномонтажной мастерской Андрей Севрюков.
Понятно, что весеннее состояние дорог симпатий жителям по отношению к местным властям не добавляет. Поэтому чиновники на протяжении последних нескольких лет пытались активно заниматься их ремонтом. Однако в этом году с финансированием будут трудности.
На сегодняшний день в городском бюджете заложено порядка 200 миллионов рублей на латание дыр на сургутских улицах. Еще порядка 135 миллионов администрации удалось срезать с других расходных статей. Теперь для их окончательного перераспределения чиновникам необходимо согласовать свои действия с депутатами. Параллельно местные власти продолжают прорабатывать и другие возможные варианты увеличения бюджета ремонтной кампании.
«Всего у нас получается 300 с небольшим миллионов рублей, плюс, мы серьезно сегодня задумываемся о том, чтобы либо по системе МЧП, либо просто через долгосрочный контракт задействовать часть денег следующего года. Понятно, что с точки зрения хозяйствования не очень правильно, что мы будем делать в следующем году, но дороги — такая вещь, которую нельзя запускать. Конечно, 500 миллионов было бы оптимальной суммой, об этом и говорим, что ежегодно эта сумма нужна на ремонты. Если мы все-таки пойдем на то, чтобы использовать деньги следующего года, то будет порядка 415 миллионов на ремонт дорог», — сообщил заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров.
При этом нельзя упрекнуть окружные власти в том, что они оставили Сургут один на один со своей бедой. Из регионального бюджета на наши дороги выделено 500 миллионов рублей. Просто большая часть этой суммы предназначена на строительство, а не на текущий ремонт. В первую очередь, речь о прокладке новой трассы в районе ГРЭС-2. Она уже давно стала притчей во языцех для всего города, поскольку в общей сложности строительство дороги обойдется в полтора миллиарда рублей. При этом ездить по ней буду лишь дачники нескольких кооперативов — «Черемушки», «Север-1», «Север-2». Городская администрация тоже не испытывает особой радости от такого, с позволения сказать, троянского коня. Однако мнение местных властей никто и не спрашивал. Решение о необходимости строительства дороги принято на уровне антитеррористической комиссии Уральского федерального округа.
«В настоящее время доступ к дачным кооперативам осуществляется через водонапорные сооружения ГРЭС-2, через территорию ГРЭС-2, в непосредственной близости от технологических объектов, что подвергает определенным рискам этот объект. В этом году, в ближайшее время будет размещен конкурс на выбор подрядчика по строительству 1 этапа этой дороги, и порядка 300 миллионов запланировано на этот год на подготовительные работы, на отсыпку, подготовку дорожного полотна», — отметил директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Алексей Фокеев.
В общем, у сургутских чиновников осталось несколько недель на то, чтобы полностью определиться со сметой расходов. Затем провести все необходимые конкурсные процедуры, ну и приступить уже к самим работам. Надо честно себе признаться, что, какой бы ни была итоговая сумма, — она все равно будет лишь компромиссом. Поскольку, по-хорошему, город единовременно нуждается в замене пятой части всех сургутских дорог. То есть, речь идет не о сотнях миллионов, а миллиардах рублей, которые взять попросту неоткуда. Так что, как ни крути, администрация будет оставаться мишенью для накопившегося негатива. Чтобы снизить накал претензий, специалистам предстоит проранжировать все разбитые участки городских автомагистралей и определить очередность ремонтов. Что уже на сегодня совершенно точно известно о предстоящей ремонтной кампании?
»В весенний период и осенний период вода скапливается к улице Грибоедова со всего микрорайона. Соответственно, она не уходит, потому что здесь отсутствует ливневая канализация, и тело дороги разрушается, потому что интенсивность движения большая»,- приводит пример депутат городской Думы Ринат Айсин.
Пока сургутские автомобилисты вынуждены передвигаться по улице Грибоедова с минимально возможной скоростью. После того, как растаял снег, картина здесь открылась совершенно неприглядная. Впрочем, уже через несколько месяцев здесь все должно кардинально измениться. Дорога на Грибоедова дождалась капитального ремонта.
»Проектировщики при определении работ смотрели и за пешеходными переходами, и тротуарами, и по освещению, и по разделительной полосе. И, самое главное, по ливневым канализациям»,- говорит Ринат Айсин.
Заменят асфальт дорожники в этом году и на проспекте Комсомольском, между улицами Геологическая и Федорова. О, чудо! Сразу 3 внутриквартальных проезда должны отремонтировать в новом сезоне.
«Это проезд с правой стороны от торгового центра „Славянский“, большой отрезок. Это проезд к теннисному центру, на 30 лет Победы, 37/1. И это проезд межу Пушкина, 17 и Пушкина, 18»,- уточняет Игорь Газизов, начальник дорожно-транспортного управления администрации г. Сургута.
Все остальные объекты будут определены после того, как станет известен окончательный бюджет предстоящей ремонтной кампании. Ну а пока сургутские чиновники объезжают с инспекцией те дороги, где в предыдущие 3 года асфальт уже был заменен. Например, перекресток улиц Островского и Профсоюзов отремонтировали прошлым летом. Сейчас там местами уже образовалась колейность. По словам директора ДГХ Вадима Кочеткова, специалисты выяснят, в чем причина. Например, была ли соблюдена технология. Дорожникам в любом случае придется устранить дефект.
Недочеты есть, но в целом сургутские коммунальщики вполне довольны тем, как прошла ремонтная кампания 2014 года, когда широкое применение получил щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он по своим характеристикам оказался на голову выше других марок асфальта, которые до этого применяли дорожники. Доказано, можно сказать, самой жизнью.
Транспортная развязка на Аэрофлотской была построена почти 10 лет назад, но асфальт до сих пор находится в весьма приличном состоянии. За это время дорожники лишь залили битумом небольшие трещинки, которые здесь появились. Так что и в отношении других участков, которые были отремонтированы с применением ЩМА у местных властей прогноз весьма оптимистичный. Лет на 5 про их существование вообще можно забыть.
Во многом благодаря использованию ЩМА и укладке сразу 2 слоев асфальта, сургутской администрации и подрядчикам удалось договориться об увеличении срока гарантийных обязательств. С нынешнего лета дорожники за качество выполненных работ будут отвечать уже 4 года. Обязательства повышены, но выполнимы.
«Мы в прошлом году сделали правильное решение и ушли от старых технологий. Самое главное, что финансовые средства- народные, бюджетные- были потрачены не зря»,- говорит Вадим Кочетков.
Сургутские коммунальщики говорят, что и этим летом дороги будут приведены в порядок. По крайней мере, внешне к осени картинка будет вполне приличная. Насколько надолго? Ответ на этот вопрос мы все знаем. При всем богатстве округа, выбор у нас небольшой. Обновить, подлать и недолго любоваться всей этой красотой.
Как и в прошлом году, сургутские автомобилисты смогут высказать свое мнение относительно самых разбитых участков дорог. В ближайшее время опрос общественного мнения должен появиться на сайте городской администрации, а также на основных информационных порталах. В том числе и на главной странице сайта телекомпании СТВ, в разделе «Объявления». Все желающие смогут оставить там свои предложения и по организации ремонтной кампании. Правда, прошлым летом общественность на выработку конструктива была скупа. Появятся ли светлые мысли в этом — большой вопрос.
Тюменским чиновникам в этом смысле повезло чуть больше. Там местные ученые из нефтегазового университета выкатили им оригинальную идею по борьбе с колейностью. Речь идет о так называемых передвижных полосах наката. Суть предложения весьма проста. Колейность образуется в том числе и потому, что машины по дороге едут друг за другом след в след. Что постепенно приводит к стираемости асфальта.
Ученые предлагают распределять транспортные потоки более равномерно, по всей ширине дорожного полотна. Тогда и дороги будут защищены от появления колейности более длительное время.
«Самый дешевый способ сохранять дороги — это смещать полосы наката. У нас идея простая- нужно следить за дорогой и своевременно, не допуская колеи, смещать чуть-чуть вправо или влево, смещать в пределах возможного»,- прокомментировал Борис Елькин, доцент Института транспорта ТГНГУ.
В этом году в областной столице такой эксперимент чиновники проведут сразу на 2 улицах. Идея еще ценна тем, что не предполагает практически никаких затрат. Редкость, когда речь идет о различных ноу-хау в дорожной отрасли. Применение новых технологий обычно подразумевает увеличение затрат. Впрочем, сургутские власти, например, разделяют мысль о том, что город не так богат, чтобы пользоваться архаичными разработками. Стоимость замены одного квадратного метра асфальта, конечно, растет из-за применения новых компонентов. Но в конечном счете это приводит и к увеличению срока службы дорожного полотна.
У внутриквартального проезда на 50 лет ВЛКСМ крайне непростая судьба. Последние несколько лет он находился в удручающем состоянии. Ну а прошлой осенью одна из дорожных фирм решила использовать его в качестве экспериментальной площадки по обкатке новой технологии — ресайклинга. Работники предприятия сняли старое дорожное полотно и на основе смеси цемента с асфальтовой крошкой сделали новое основание будущей дороги. Нынешним летом его планировалось уже заасфальтировать. Однако за зиму так называемая дорожная подушка пошла волнами. Так что теперь дорожникам предстоит все начать сначала.
«Мы сейчас его обратно зарециклируем, надо все делать в теплую погоду. Мы его сделали, а через день выпал снег. То есть нам погода помешала, но мы исправим эту ситуацию»,- заверил Юрий Остапенко, заместитель генерального директора компании «ЮВИС».
Впрочем, городской бюджет в результате этого эксперимента не пострадал. Дорожники демонстрировали возможности этой технологии совершенно бесплатно, так сказать, на перспективу. Сургутская администрация заинтересована в том, чтобы найти способы вторичного использования старого асфальта, который во время ремонтной кампании срезается с городских улиц.
«Мы еще раз возвращаемся к переработке, к изучению этой темы переработки снятого асфальта, возвращения его на дороги в новом качестве. Я считаю, что главная задача — найти технологии, которые, как минимум, не дороже, но долговечнее по сроку годности. Ну а как максимум, были бы дешевле»,- говорит Владимир Базаров, заместитель главы администрации г. Сургута.
Еще одна новинка нынешнего ремонтного сезона -добавка в битум, которая называется ПБВ. Она будет использоваться на всех участках, которые подлежат сплошному асфальтированию. Специалисты рассчитывают, что ее применение позволит увеличить срок службы дорожного полотна.
»При добавлении его в битум увеличиваются температурные режимы работы битума. Ну, попросту говоря, зимой не трещит, летом не течет. Пластичность добавляется таким образом, улучшаются свойства битума. Практика показывает, что асфальтобетон служит несколько дольше»,- пояснил Сергей Кочуров, генеральный директор компании »Автодорстрой».
Впрочем, у большинства городских дорог есть недостаток, который нельзя устранить ни с помощью каких-то присадок, ни качеством асфальтобетонной смеси. Речь идет о дорожном основании. В Сургуте это, как правило, обычная железобетонная плита.
Например, один из участков проспекта Пролетарского был отремонтирован 3 года назад. Однако практически на всем его протяжении уже появились так называемые отраженные трещины. Они образуются на стыке плит. Из-за того, что такое дорожное основание периодически приходит в движение.
Единственный выход избавиться от этой проблемы — в ходе ремонтной компании менять не только слои асфальта, но и само основание. Что, естественно, приведет к удорожанию стоимости работ. Но сургутские коммунальщики уверены, что делать это в перспективе ближайших нескольких лет просто необходимо.
«То есть, в любом случае, замена будет плит. На что менять — либо бетонное основание, либо делать основание из щебня с песком — это уже будем смотреть, искать, исходя из финансовой возможности. То, что будущего у города нет с основанием дорог с плитами, это однозначно»,- уверен Вадим Кочетков, директор департамента городского хозяйства администрации г. Сургута.
Процесс решения этой типичной для северных городов проблемы, наверняка, будет весьма длительным и затратным. Но в ином случае сохранить качество дорог в приемлемом состоянии будет еще дороже. Так что, как говорится, для того, чтобы сделать омлет, сначала нужно разбить яйца.
Есть такое мнение среди сургутян, что дороги к месторождениям гораздо лучше, чем в городе. Да, там, конечно, контроль, соблюдение технологий, деньги. Но еще одно «но». По дорогам нефтяников ездят только нефтяники. А в городе совершенно иная интенсивность движения.
Хотя эксперты говорят, на самом деле, рецепт идеальной дороги прост, как слоенный пирог: надежное бетонное или щебеночное основание, асфальт, ну и защитный слой, который предотвращает быстрое истирание покрытия.
Сургутские чиновники, к слову, еще в прошлом году пытались купить для этого специальное оборудование из Голландии. Однако из-за введенных в отношении России санкций западные партнеры отказались совершить сделку.
Так что теперь городские власти ищут какие-то альтернативные варианты. Что тоже, в принципе, неплохо. Когда речь идет о дорожных технологиях, главное, не останавливаться на достигнутом, перенимать опыт и следить за результатами дела. Иначе последствия могут быть просто катастрофичны считает Сергей Кочуров, генеральный директор компании «Автодорстрой»: «Мы знаем, что, как только начинается износ, как только он настигает определенных величин, начинается сразу динамическое такое разрушение, то есть появляются выбоины, они наполняются водой, они размораживаются, и весной вы можете замечать эти проблемные участки по городу. Они только начинают возникать, они молниеносно разрастаются — осенью не было, а весной — пожалуйста. Технологии развиваются, и их нужно развивать в городе, я считаю, обязательно. И не стоять на месте и ни в коем случае не останавливаться. Нужно двигаться вперед, как бы тяжело с деньгами не было. Выкроить еще немножко,
И еще немного об уральской столице. Власти Екатеринбурга недавно заявили о том, что летом закроют для проезда целый ряд городских дорог. Денег на ремонт в местной казне нет. Поэтому движение по ним может быть запрещено из соображений безопасности. В случае, если в ситуацию не вмешается областное правительство. Так что при худшем варианте развития событий летом Екатеринбургу может грозить настоящий транспортный коллапс. Дороги не терпят к себе наплевательского отношения. Хотелось бы верить, что Сургуту такие апокалиптические сценарии никогда грозить не будут.
Дмитрий Завьялов, Евгений Лаврентьев
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Смирнова Людмила Николаевна 23.04.2015 21:45:49 ▲ 0 ▼
# Дорог нет аще 20.04.2015 08:59:32 ▲ 0 ▼
# 20.04.2015 00:06:36 ▲ 0 ▼
# Василий 22.04.2015 18:31:47 ▲ 0 ▼
# Анатолий 19.04.2015 11:24:31 ▲ 0 ▼
# жена дебила чиновника 18.04.2015 17:48:59 ▲ 0 ▼
# 18.04.2015 16:53:18 ▲ 0 ▼
# ф.ницше 18.04.2015 11:49:21 ▲ 0 ▼
# Н.а. 18.04.2015 10:13:30 ▲ 0 ▼
# 18.04.2015 13:19:55 ▲ 0 ▼
# 18.04.2015 10:39:40 ▲ 0 ▼
# 17.04.2015 22:06:29 ▲ 0 ▼
# 17.04.2015 20:51:20 ▲ 0 ▼
# ПОПовед 17.04.2015 20:34:42 ▲ 0 ▼