Вместо комфортных микрорайонов- тысячи квадратов доступного жилья. Почему сургутянам приходится довольствоваться малым при покупке квартир?
Сургутского небоскрёба в ближайшее время не будет! Знаменитая 40-этажка, которую были готовы возвести в сжатые сроки, теперь так быстро не появится, как это планировали раньше. При этом руководство «Сибпромстроя» уверяет — строительство уникального для региона жилого объекта не остановлено, оно как бы продолжается, но темпы снижены. Примерно так же сегодня поступают многие участники строительного рынка. Замедляют, но не останавливают. Пожалуй, многие жители города это заметили. В январе и феврале самые рекламируемые стройки города просто замерли. И только последние несколько недель на этих объектах стала наблюдаться хоть какая-нибудь активность. Но и это дома, с так называемой высокой степенью готовности.
Те же проекты, которые были запланированы, либо стройки находящиеся на начальном этапе, скорее всего, будут заморожены. А это значит, что пресловутое сокращение объёмов вводимого жилья очевидно.
Вновь построенных не будет. А вот готовые к продаже сотни тысяч квадратных метров пока не раскуплены. Как говорят риелторы, всё происходящее, в том числе и предложение, значительно превышающее спрос, ещё не означает, что цены на недвижимость будут снижаться. При этом вышеупомянутый спрос в Сургуте по-прежнему на высоком уровне. Другой вопрос, что желание жителей города не всегда совпадает с возможностями. По словам всё тех же риелторов, цены на квартиры ровно такие же, как в прошлом году, как на первичке, так и на вторичке. Хотя застройщики время от времени и устраивают акции и предлагают скидки. Эксперты считают, что такой штиль на рынке недвижимости не может продолжаться вечно. Имеющиеся квадратные метры высокой степени готовности в конце концов будут раскуплены. И точно так же, как и во время прошлого кризиса, цены вновь поползут вверх. Так что, похоже, что покупать квартиры сейчас по-настоящему выгодно. При этом те же самые риелторы отмечают, так называемый эконом — комфорт, жильё предполагающие определённое качество, площадь и инфраструктуру, стоит сегодня ровно столько, сколько ещё год назад стоил обычный эконом. 65 тысяч за квадрат. Кстати, именно эконом-комфорт продолжает пользоваться спросом, который местные застройщики сегодня удовлетворить не в состоянии. Либо объект настолько большой, что с момента продажи первой квартиры до благоустройства придомовой территории проходят годы, либо представления о комфорте у строителей и потенциальных покупателей разные.
Хотим жить в таунхаусах, а нам предлагают жилищные комплексы на несколько сотен квартир. Сургут вообще город парадоксов. Там, где ещё несколько лет назад было запланировано малоэтажное строительство, часть планов конечно реализовали, но в очень скромном количестве. И теперь в таких вот оазисах благополучия коттедж с террасой может благополучно располагаться чуть ли не под балконом 25 этажки.
«Вместо 150 000 плановых будем пытаться ввести 75 000 квадратный метров, которые практически у нас уже собраны. То есть 25 этажные жилые дома в 28 микрорайоне, это жилой дом в 30 А микрорайоне. Основные средства уже освоены, и для ввода этих объектов не понадобятся такие большие денежные средства, как на новое строительство»,- говорит Николай Сторожук, учредитель компании «Сибпромстрой».
Строители хотели бы себя увековечить, возводя по-настоящему комфортные микрорайоны с малоэтажной застройкой и всем остальным, но власти сегодня решают другие задачи. Гонка за объем квадратных метров каменных мешков, конечно, впечатляет. Сотни тысяч теперь максимально доступных квадратных метров не сильно-то и нужны.
«Округ, на самом деле, оперируя миллион квадратных метров в год. Он руководствовался не рыночными соображениями, а чисто политическими. Вот есть некая норма квадратных метров, которые нужно строить на человека. Почему нужно? Кто вам об этом сказал? Президент сказал? Но, извините, с дуру можно и лоб расшибить. Никто объективную потребность в жилье в Сургуте не считал»,- уверен Владимир Болотов, директор торгово-промышленно палаты г. Сургута.
При этом огромное количество предложений — только кажущийся ассортимент. Это, по большому счёту, выбор без выбора.
«Они работают в предлагаемых условиях. Мы покупаем то, что нам предлагают. Мы мечтаем о чём-то другом, но не можем это получить. Как раз в этом-то, наверное, и суть мунициального управления и муниципальной воласти, чтобы повысить качество жизни горожан, предоставляя им разные возможности. Не предоставляя нам сегодня возможности, они ограничвают наше качество жизни»,- считает Елена Волосникова, декан факультета управления СурГПУ.
В том числе и поэтому, не найдя в черте города желаемого комфорта, люди переезжают на дачи, где и пытаются организовать то, что, по их представлениям, и является оазисом благополучия. Непосредтсвенно в Сургуте приходится выбирать между 25 этажкой и… 25 этажкой.
Что такое сегодня час пик по-сургутски? Это уже не заторы на городских дорогах в определённые часы. А очереди к лифту в многоэтажках. Утром они выстраиваются на верхних этажах, а вечером пробка образуется на первом. Сегодня главное — это доступность и желание стать собственником своего угла. Всё остальное уходит на второй план. В конце концов, отсутствие парковки, сквера, детского сада и школы в шаговой доступности можно и пережить.
«Мне кажется, что люди вопринимают свои 80 квадратов, в которые заходят, как их личное пространство, а всё, что внешне, с закрытыми глазами проходится и не думается, что это часть твоей жизни, что ты во дворе с трудом припарковался, и это часть твоей жизни. И ты нервничаешь. Твою машину утром помяли, и это часть твоей жизни. Но люди об этом не думают. Твой ребёнок не может выйти на улицу погулять, ты идёшь с ним через 100 районов для того, чтобы его вывезти на площадку. Люди об этом не думают, потому что, слава Богу, есть где жить»,- размышляет Елена Волосникова.
Вот такое сургутское представление о комфорте. Не потому, что нет понимания, что всё-таки есть такое комфорт, а потому, что в городской среде его практически не встретишь. Поэтому и приходится довольствоваться тем, что имеем.
Понятно, что определение комфорта у каждого своё. И рассуждения на тему наличия инфраструктуры, парка чуть ли не во дворе и красивого вида из окна сотням сургутских семей, живущих в балках по 3 с лишним десятка лет, как минимум, кажутся странными. Мол, с жиру народ бесится и только. Тут бы хоть каким — нибудь жильём обзавестись. Что, кстати, со многими балочниками может случится в самое ближайшее время с огромной долей вероятности. Сегодняшнее положении дел на рынке недвижимости как раз и должно помочь сдвинуть решение застарелой сургутской проблемы с мёртвой точки. С падением цен на жилье у администрации появилась реальная возможность купить для переселенцев новые квартиры.
Застройщики уже не торгуются, как раньше, и готовы отдавать пустые новостройки под программы переселения на предлагаемых условиях.
«Есть предложения от многих застройщиков, мы сейчас сопоставляем номенклатуру, скажем так, тех квартир, которые надо снести, переселить с той номенклатурой, которая есть — готовое жильё. И вот сейчас прорабатываем вопрос, кто в какой доле будет участвовать для того, чтобы понимать конкретно адресную потребность вот в этой поддержке»,- комментирует Алексей Фокеев, директор департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута.
Счастливые переселенцы уже появились. Первым повезло жителям поселка Голдфиш, это район Гидростроитель. Проживавшие там 26 семей уже переехали в новостройки. А их прежние хибары в скором времени пойдут под снос. Их история тянулась больше 20 лет. Так получилось, что весь поселок, то есть земля и жилые строения, оказались собственностью частной компании «Голд фиш». Местная администрация пыталась договориться с представителями фирмы об условиях переселения людей. Однако дальше деклараций о намерениях дело не двигалось. До сегодняшнего дня. Для города это одна из немногих историй со счастливым концом. Люди давно привыкли к бесконечным обещаниям о скором переезде и верить в то, что это в принципе возможно, так же давно перестали.
Беда в нашей жизни только одна Решая одну проблему, мы создаём другую. Ещё пару лет назад говорили о необходимости строительства в городе доступного жилья. Квадратных метров сегодня понастроили, появились вопросы к комфортности проживания в них. Когда на относительно скромной территории живут тысячи людей, удобным такое совместное существование, без отсутствия какой — либо инфраструктуры, назвать можно разве что с больше с натяжкой. Заключает Елена Волосникова: — «Мне кажется, что единственная наша проблема в том, что мы рассматриваем каждую проблему отельно. То есть, если мы говорим о строительстве, мы говорим о строительстве здания. Мы никогда не говорим о том, что мы формируем среду, что мы формируем пространство, в котором живут люди. Мы никогда не учитываем, кроме застройщика, мнения ещё многих сторон, которые построили коробку, это один момент, а жить в этой коробке, рядом с этой коробкой, пользоваться инфраструктурой рядом с коробкой- это совсем другой уровень ответственности. Поэтому единственная претензия которая может быть при формирование правил игры, условий — нужно учитывать не только строительство как таковое, как возведение материального объекта, а создание целостной среды. Почему-то другим городам, даже в России, удаётся. В какие-то моменты времени просветление наступает, и они начинают думать о людях, которые живут. Мы почему-то не думаем о людях, которые здесь живут, мы думаем о людях в последнюю очередь».
Виталий Щербаков, Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# 14.03.2015 16:51:53 ▲ 0 ▼
# 14.03.2015 16:56:34 ▲ 0 ▼
# 13.03.2015 20:27:26 ▲ 0 ▼
# господин УЭФ 13.03.2015 20:22:20 ▲ 0 ▼
# рекс 13.03.2015 20:09:55 ▲ 0 ▼