Принцип домино. Как сложная экономическая ситуация в стране отразится на кошельках и отпусках сургутян?

20:39 10.10.2014 Общество 6234 просмотров

    Из крутого пике! Многие сейчас гадают — сможет ли авиакомпания «ЮТэйр» выйти из довольно сложного финансового положения, в котором оказалась? Главная задача — справиться с долгом в 70 миллиардов рублей, затянуть потуже пояса и приготовиться к сокращению расходов. Следующие несколько лет будут действительно непростыми для крупного российского перевозчика. Впрочем, руку помощи может протянуть федеральное правительство. Речь идет о предоставлении государственных гарантий по кредитам. Власти понимают, «ЮТэйр» — это не какой-то там «Добролет», заменить его на рынке региональных перелетов просто было бы некем. Тем более это понимаем мы — жители округа. Мало того, что компания с югорской пропиской. В ее штате работают тысячи местных жителей. Ну и самое главное — если теоретически представить, что банкротство «ЮТэйр» произошло, то что стало бы с местным авиасообщением? С десятками внутренних и международных рейсов прямиком из Сургута? Вряд ли какой-то другой перевозчик занял бы все эти слоты. Так что летать по России и всему миру сургутянам пришлось бы через стыковочные рейсы, а значит, платить еще больше.

     «Как перевозчик, меня он устраивал. И обслуживание хорошее, и полет, благополучно все. Никаких нюансов, никаких проблем никогда не возникало. А что будет с другим? Трудно сказать», — говорят сургутяне.

     «Я думаю, перелетов будет вообще мало, и люди не смогут вылетать отдыхать. Будет проблема, большая проблема. Я думаю, не надо. Пускай разберутся они со своими долгами. Я верю в них», — считают жители города.

    Еще не так давно «ЮТэйр» воспринимался как главный монополист на рынке, которого все кому только не лень обвиняли в запредельных ценах на билеты. А оказывается, без него было бы только хуже.

    Еще год назад ничего не предвещало трудностей. Авиакомпания бодро отрапортовала о покупке сразу 20 Airbus на 2,5 миллиарда рублей. Но самолеты брали в лизинг за валюту, а пассажиры за билеты платили в рублях. И когда курс изменился, эта разница стала играть принципиальное значение. Компания летом была вынуждена объявить о сокращении издержек, экономить решили по 5 миллиардов рублей в год. Из того, что заметили пассажиры, это, например, исчезновение горячих блюд из меню бортового питания — сейчас в воздухе можно подкрепиться только бутербродом. Ну а теперь в рамках антикризисной программы «ЮТэйр» грядут куда более серьезные изменения. Например, будет реорганизована медсанчасть в Сургуте.

     «Нам сказали, что изменят штатное расписание и сократят всех сотрудников медсанчасти. Она просуществовала 50 лет. На днях был юбилей, о котором сотрудники все помнят», — отметила врач-невролог, эксперт ВЛЭК медчасти «ЮТэйр» Наталья Ткаченко.

    Естественно, что принимать решения о реорганизации подразделений и сокращении персонала непросто. Однако для «ЮТэйра» главная задача на сегодня — это оптимизация своей структуры. Только так можно вообще удержаться на плаву, а вернее в воздухе. Как перевозчик планирует справиться со своими финансовыми трудностями и чего в результате ожидать сургутянам?

     «Я полагаю, что крупные российские компании эти процедуры не коснутся, первая пятерка сохранится и будет продолжать свою деятельность, потому что иначе слишком серьезные потрясения возникнут на рынке. Никто в этом не заинтересован. Мы же, со своей стороны, как руководители, как работники, понимаем, что без затягивания поясов, без очень серьезной реструктуризации, без сокращения всех своих расходов в этот сложный период следующих 2-3 лет компания не сможет заручиться поддержкой кредиторов, акционеров, банков и других организаций. Эта сила понимания у нас есть, у нас есть опыт тех самых 90-х годов, начала двухтысячных. И поэтому я достаточно оптимистично смотрю в будущее», — сказал Андрей Мартиросов в интервьюСТВ.

    Что ж, такие истории только подогревают интерес к нынешней экономической ситуации в стране. Пожалуй, только ленивый не слышал чего-нибудь     о надвигающихся финансовых трудностях. С другой стороны, в России регулярно проходят какие-нибудь форумы, где политики и эксперты рассказывают о том, что на самом деле все не так плохо. Мол, отток капитала за рубеж не такой уж большой, объем иностранных инвестиций хоть и сократился, но все равно есть. Ну а снижение мировых цен на энергоносители компенсируется подорожанием иностранной валюты. Доллар и евро хоть уже и преодолели психологические отметки в 40 и 50 рублей соответственно, однако с точки зрения макроэкономики это вполне оправданный шаг.

     «В сценариях, которые закладывались в прогнозы бюджета Российской Федерации, цена на нефть была определена в районе 105 долларов за баррель, курс при этом определялся в районе 36- 37 рублей. При сценарии, когда цена на нефть падала до 95 рублей, говорили, будет до 39. Мы сейчас видим, сценарий такой совершился, что цена на нефть упала, соответственно, рубль подошел к своей верхней границе. По отношению к доллару то же самое, многие аналитики прогнозируют, что, если цена нефти упадет до 80 рублей, то стоимость рубля упадет до 43 за доллар», — прокомментировал директор сургутского филиала ОАО «Ханты-Мансийский банк» Олег Мызгин.

    В общем, у правительства еще есть пространство для маневра в случае дальнейшего падения цен на нефть и газ. Так что, как говорится, слухи о преждевременной кончине российской экономики сильно преувеличены. Тем более, все познается в сравнении. На фоне какой-нибудь Сирии, Ливии, Ирака или той же Украины мы смотримся вполне прилично.

    Обычных сургутян, наверное, волнуют более прагматичные вещи, чем все эти мировые рейтинги. Например, как рост курса иностранной валюты скажется на их покупательской способности.

    Любопытное исследование по этому поводу провел один из российских банков. Его специалисты проанализировали, какова была средняя величина чека в продуктовом супермаркете год назад и сейчас. В результате выяснилось, что теперь при походе в магазин москвичи тратят чуть ли не в 2, 5 раза больше денег, чем раньше. О чем это может говорить? Аналитики считают, что связано это как раз с удорожанием некоторых продуктов питания из-за повышения стоимости доллара или евро. Начинают сказываться на ценообразовании и введенные Россией продовольственные санкции в отношении импортных товаров. Сургут, естественно, тоже не является исключением из общего правила. Сложившаяся финансово-экономическая ситуация уже вносит коррективы в жизнь горожан. Причем, секвестру иногда подлежат самые неприкасаемые строчки личного бюджета. Например, накопления на отпуск.

     «Рост курса влияет и уже повлиял, потому что изначально стоимость путевки исчисляется в долларах или евро. Когда мы в России рассчитываемся за путевку, она, естественно, пересчитывается в рубли, и чем выше курс, тем больше мы платим. Если взять среднестатистическую стоимость путевки, порядка 100 тысяч рублей, и сравнить с теми показателями, что были год назад в сентябре-октябре, то сегодня мы все равно имеем рост по сравнению с прошлым годом на разнице курса валют порядка 23 тысяч рублей. Добавляем к этому такие вопросы, как инфляция, рентабельность туроператоров, соответственно, то же самое, что стоило год назад, сейчас подорожало тысяч на 30. Кто-то уже может посмотреть, вот Турция стоит столько-то, и уже подумать — может, лучше сделать ремонт и не ездить в этом году в отпуск?» — прокомментировал директор интернет-магазина путешествий Кирилл Безродных.

    Впрочем, аналитики уверены, что пострадавших секторов экономики будет много из-за сработавшего «принципа домино». К чему еще стоит приготовиться сургутянам?

    В последнее время в продуктовых магазинах у Людмилы Мельничук портится настроение. Особенно когда она подходит к прилавкам, чтобы разглядеть ценники. Цифры там постоянно меняются в сторону увеличения. Причем, что характерно, увеличивается стоимость тех продуктов питания, которые пользуются широким спросом. «Вот в больших супермаркетах меняется очень. Цены на молочную продукцию выросли, на яйцо, мясо — продукты, что необходимы для человека. В среднем, продукты на 20-25% подорожали, некоторые до 30% выросли», — отметила пенсионерка Людмила Мельничук.

    В таком же шоке от всего происходящего пребывают и сами поставщики. Не успели они свыкнуться с мыслью о введении запрета на ряд продуктов питания из-за рубежа, как на них посыпались новые проблемы. Подскочила стоимость транспортных услуг. Затем об увеличении отпускных цен начали поговаривать и сами производители.

     «Они объясняют — ГСМ дорожает, энергосберегающая составляющая дорожает. Корма, опять же, почему-то у нас дорожают. То есть, они точно так же придумывают. Для чего? Ну, если кто-то     поднял цену на бензин, кто-то     на этом пытается спекулировать: а почему мы хуже, что мы, рыжие, что ли?» — прокомментировал владелец сети продуктовых магазинов Валентин Воробьев.

    О предстоящем подорожании начинают осторожно говорить и в сургутских автосалонах. Большинство комплектующих частей, из которых состоят машины, произведены за рубежом. Соответственно, за последнее время они стали дороже. Что, в перспективе, и отразится на цене иномарок. Впрочем, пока для дилеров есть более актуальная проблема — отказы банков в оформлении кредитов.

     «Любой автосалон прекрасно понимает, что процентов 40-45 — это, все-таки, продажа автомобилей в кредит. Так как банки стали очень осторожно кредитовать, очень тщательно подходить к выбору клиентов, процент отказов стал гораздо выше. Любой автосалон потерял определенную долю своих клиентов», — пояснила руководитель отдела продаж «Киа Центра» на Югорском тракте Марина Рамзина.

    Сами банкиры, в свою очередь, говорят о том, что оказались в схожей ситуации. Раньше они могли перекредитовываться в других финансовых учреждениях, в том числе и на Западе. Теперь многие эти структуры для российских банков недоступны. Соответственно, внутри страны возникает дефицит денежной массы.

     «Этот разрыв у банка: короткие кредиты нужны, длинные. Соответственно, банки понимают, когда заканчивается срок, населению нужно деньги отдать, где-то     надо найти новые деньги для того, чтобы та денежная масса, которая привлечена для этого кредита, постоянно восполнялась. Вот этот разрыв приводит к тому, что банки ограничивают круг заемщиков», — отметил директор сургутского филиала ОАО «Ханты-Мансийский банк» Олег Мызгин.

    Не сможет нынешняя ситуация обойти стороной и само государство. Окружные власти в прошлом году достаточно осторожно подошли к формированию расходной части регионального бюджета. Так что на выполнение текущих обязательств денег должно хватить. А вот предстоящие на следующий год траты — совершенно другой вопрос. Тут чиновникам уже предстоит серьезно подумать, чем можно заменить выпадающие доходы при снижающихся ценах на энергоносителях.

    Впрочем, один из механизмов уже найден. Речь идет о возможном увеличении налогов. На предстоящем заседании окружной думы будет рассматриваться вопрос о повышении транспортного налога. Если законопроект будет принят, то платить этот налог вновь придется даже владельцам тех машин, под капотом которых меньше полутора сотен лошадиных сил. Так, например, правообладание автомобилем мощностью в 120 «лошадок» обойдется ее хозяину в 840 рублей в год.

    В общем, маховик уже запущен. Теперь и власти, и бизнес, и население пытаются найти ответ на самый главный вопрос — какова глубина экономической ямы, в которую мы все попали? От этого и будет зависеть, сколько шишек и кто набьет.

    Тренд на ближайшее время очевиден — реальные доходы населения будут снижаться. Что, естественно, является тревожным звоночком для представителей бизнеса. Особенно в сфере импортных товаров массового потребления. За последние годы потребительского бума этот сектор и так уже достиг насыщения. Ситуацию спасало лишь наличие свободных денег у населения, которое горело желанием их на что-нибудь     потратить. При сокращении же доходов люди, как правило, отказываются от покупок товаров не первой необходимости. Ну правда — зачем покупать новый костюм или сотовый телефон, когда и старый еще вполне ничего? Для самих предпринимателей такая ситуация является патовой. С одной стороны, при уменьшающемся спросе повышать стоимость товаров просто глупо. С другой стороны, из-за роста курса валют увеличивается их себестоимость. А никто работать в убыток себе не хочет. Так что на плаву останутся лишь те, кто сумел нагулять жирок в тучные времена.

     «Естественно, бизнес получит свою порцию изменений по поводу того, что кошельки людей могут несколько похудеть. Если говорить по Сургуту, а здесь мощнейшая конкуренция, и очень неплохо, что мы ее создали, с точки зрения продажи товаров и услуг кто-то     будет усиливаться, кто-то     будет банкротиться, но одинаковой ситуации в принципе не может быть, как и во всем мире. Когда экономика замирает в какой-то точке, это называется стагнация, это очень короткий период, затем кривая идет либо вниз, либо вверх», — рассказал заместитель главы администрации Сургута Алексей Сафиоллин.

     «Локомотивом» сейчас могли бы стать как раз те, кто занят реальным производством. В эпоху кризисов именно они становятся подушкой безопасности для экономики страны. Ну а те, кто выпускаемые товары затем отправляет на экспорт, и вовсе могут снять изрядную порцию сливок. Для них, при расчетах за валюту, чем дешевле рубль, тем больше прибыль. Правда, таких прорывных проектов в стране пока не очень много. Появятся ли они в ближайшее время — большой вопрос. Банки из-за низкой ликвидности не слишком охотно кредитуют бизнес. Само государство готово поддерживать лишь госкорпорации и таких флагманов отраслей, как «ЮТэйр». Надо сказать, что и сами предприниматели не слишком спешат ввязываться в крупные инвестиционные проекты. И такая ситуация в России будет продолжаться до тех пор, пока государство не определит четкие правила игры для бизнеса.

     «Долгосрочные инвесторы придут в одном случае — когда в России будет провозглашено право частной собственности и инвестор будет защищен на всех уровнях от рейдерства, от изменения налогового законодательства и так далее. Можете вы сказать, что это будет в какой-то срочной перспективе? Я не могу. Так о каких долгосрочных инвестициях, о каких деньгах может идти речь? Где взять? Наши госкорпорации закредитованные. За рубежом дадут? Спорно. Из бюджета? Отлично, если какие-то резервы будут направлены на развитие инфраструктурных проектов. Но их нет в том объеме, чтобы вся страна закипела инфраструктурными стройками. 3-5 лет сохранятся примерно похожие условия, скажем так, внешнеторгового баланса, а дальше все как в медицине: либо все станет значительно хуже, либо все исправится, придет оздоровление и переоценка тех подходов, связанных с налогообложением, с подходом к защите частной собственности, возвращение доверия инвесторов, возможность привлечения средств граждан в долгосрочной перспективе под государственные гарантии. Может быть, придет такое осознание, мы увидим комплекс мер, которые будут способны деньги из подушек вложить в нашу экономику», — дал прогноз генеральный директор торгово-промышленной палаты Сургута Владимир Болотов.

Дмитрий Завьялов, Евгений Лаврентьев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 8
 Да что это вообще такое -ЮТЭир. Ни разу не пользовался этой авиакомпанией, если её не станет даже не замечу.

# Андрей 13.10.2014 20:17:36 0

Я не верю совершенно данной статье, сумма в 70 млрд долг — Буджет небольшой области? все же предвидели данное положение дел, скачок ожидаемый! долг вдруг откуда не возмись появиться не мог? прошу Вас простому читателю более правдивую версию представить. На пример Возникшие дополнительные издержки на старый парк авиатехники, непонятный рост цены бензина местного завода в том числе и авиакеросина и т д. почему пошёл такой дерзкий рост цен на всё? ЕСли потратили 2,5 млрд рублей а рубль по дешевел на 30% никак из этой суммы 70 млрд долга не получается.

# Александр 11.10.2014 21:52:57 0

 7 ноября 2017 года. Я передумала.

# Эля 11.10.2014 18:19:54 0

Хватит говорить — «кризис». Нужно говорить — «крысис»!!!

# Чубака 11.10.2014 10:25:30 0

 Поддерживаю — Хватит говорить — «кризис». Нужно говорить — «крысис»!!! . А деньги пусть у нас занимают у Российского народа и делают нас соучастниками соучредителями софинансистами наших Российских программ и проектов. А то привыкли прогибаться под иностранного дядю с мешком денег и своими условиями. Государство это мы все а не царьки. Царьки почувствовали что они над всеми. А народу хватит хлеба и зрелищ. (А не хватит так мы им добавим китайского или бразильского).

# крысис 12.10.2014 19:24:26 0

А ФИГУ не хочешь?

# ЦРУ 12.10.2014 21:14:26 0

 2015: Крах или Успех?
15 ноября Сургут в 12.00

# albert leonov 10.10.2014 20:56:52 0

 август 2015.

# Эля 11.10.2014 01:51:59 0

НАВЕРХ