В Югре разработали алгоритм помощи беженцам с Юго-Востока Украины. Пока люди находятся в состоянии неопределенности
Без статуса и со смутным пониманием того, что ждет в будущем. Граждане юго-восточных областей Украины, переехавшие в Югру из-за боевых действий, пока находятся в состоянии неопределенности. Некоторые не имеют элементарных вещей и средств к существованию. Но главная проблема — оформление документов. Пока нет упрощенной системы их выдачи, а только с паспортом и миграционной картой на работу не устроиться.
«В самом Красном Луче еще пока тишина, но в округе уже идут бои, в 30 километрах по кругу», — рассказывает о своем городе Ольга Осипченко.
Семья Осипченко — это пять человек: Ольга, ее мама, муж Александр и двое детей, 3-летняя Ксюша и 14-летний Данил. Все они родом из города Красный Луч, что в Луганской области. Разговор об этом местечке через какое-то мгновение превращается в сводку боевых действий. Бомбардировки все ближе и ближе подходят к родному городу.
«Я думаю, что будет некуда возвращаться. Как посмотришь новости, я думаю, и до нашего города дойдет это. Мама Сашина звонит, говорит, бомбят так, что окна в доме дребезжат», — говорит Ольга.
Они строили свое будущее, как могли. Ольга работала на мебельной фабрике, Александр — водитель всех категорий. Они недавно купили дом, обустроились. Но радоваться стабильности долго не пришлось. В городе началась паника, все готовили подвалы, каждый день ждали бомбежек. Офипченко решили оставить все и уехать в Россию, в Нефтеюганск — у Ольги здесь бабушка и дедушка. До границы добирались окольными путями, чтобы не попасть под обстрел. В такой суматохе даже потеряли сумку с вещами маленькой Ксюши. Сейчас этот страх, конечно, позади. Но беспокоит будущее.
«Опять все с нуля начинать… Устроиться реально без документов, но неофициально, к частнику какому», — отмечают Александр и Ольга Осипченко.
Пока дедушка и бабушка Ольги на даче, все семья, это пять человек, живет в однокомнатной квартире в Нефтеюганске. Почти каждый день ходят в администрацию, чтобы понять, что делать с документами. Вообще непонимание того, как быть дальше, — это главное, что объединяет всех беженцев, переехавших из Украины в Югру. Здесь нет какой-то упрощенной системы получения официального статуса беженца или других документов, легализующих пребывание людей в России. А без них — ни официальной работы, ни права получать социальное обеспечение на детей.
«Сразу чиновники предупреждают: ни жилья, ни садика вам не видать. За садик сказали — 6 тысяч очередь, садиков мало. Как мне на работу идти? А на работу идти надо, потому что тут жилье, мы спрашивали, однокомнатная квартира — 20 тысяч, 18 тысяч, где их взять?» — говорят Офипченко.
Какого-то единого штаба, где комплексно помогали бы беженцам решать все вопросы с документами, трудоустройством, жильем, в Югре нет. Помощь, конечно, оказывается. Но она разрозненная, и вопросов остается множество. Вправе ли городские УФМС отправлять беженцев для оформления документов в Ханты-Мансийск? Могут ли предприятия брать их на работу, ведь для иностранца обязательно разрешение на трудоустройство, а многие не имеют элементарного — миграционных карт? Непонятно даже, сколько беженцев находится в нашем округе. Цифра есть только неофициальная — около 2 сотен. Помыкавшись и не найдя нужных дверей, некоторые украинцы уехали. Так, по информации «Новой газеты», уже есть семьи, которые, не дождавшись в Югре помощи, вернулись обратно, туда, где идут боевые действия. Семья Офипченко, конечно, говорит, мир не без добрых людей. Помогают и общественные организации, и соцслужба Нефтеюганска, и просто обыкновенные люди. Несмотря на это, по дому все таки скучают. 14-летний Даня пытается по-взрослому сдерживать слезы, когда вспоминает Красный Луч. Получается с трудом.
— Война, разруха полностью, везде бомбят, стреляют, разрушают.
— По чему или по кому ты больше всего скучаешь?
— По друзьям, бабушка, дедушка, дядя.
— Хочется вернуться туда?
— Ну да.
— А когда, думаешь, это получится сделать?
— Никогда.
Как стало известно сегодня, в Югре разработана дорожная карта и алгоритм оформления документов для граждан, вынуждено покинувших Юго-Восток Украины. Об этом на совещании заявил заместитель губернатора Югры Андрей Филатов. Например, теперь людям не нужно ехать в Ханты-Мансийск, чтобы сдать ходатайство о признании беженцем или заявление о предоставлении временного убежища. Теперь это сделать можно на месте. В Сургуте, например, в здании УФМС, на Профсоюзов, 54, в 606 кабинете в будни с 9.00 до 18.00. Правда, пока все пункты дорожной карты не заработают в полную силу, полагаться гражданам соседнего государства можно только на помощь обычных людей. Так, в управлении по делам ГО и ЧС города просят откликнуться владельцев гостиниц или просто сургутян, которые могут временно разместить у себя жителей Луганской и Донецкой областей. Если есть такая возможность, звоните по телефонам 52-41-08, 21-45-40 или 112. Если вы хотите помочь семье Офипченко из Нефтеюганска или сами являетесь беженцем с Юго-Востока Украины, звоните в рабочее время по телефону редакции 22-10-42.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# 15.07.2014 08:41:39 ▲ 0 ▼