Заграница нам поможет! Как победить колейность и почему на сургутских дорогах еще не начали укладывать асфальт?

20:35 20.06.2014 Общество 3622 просмотров

    Ударим автопробегом по бездорожью! Знаменитый девиз Остапа Бендера вновь становится актуален. Сургут на днях принимал участников автопробега из Югры, Ямала и Тюменской области. Несколько десятков автомобилистов, большинство из которых по случайному стечению обстоятельств являются еще и членами одной из политических партий, ездят по городам и сетуют о плохом состоянии дорог. Причем инициатором и активным участником автопробега является не абы кто, а заместитель председателя Тюменской областной думы. Задача на каждом из митингов одна и та же — привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме. Ради такой благой цели активисты даже не пожалели собственные машины, на которых и отправились в поездку по регионам. Учитывая состояние местных дорог, проехать мимо Сургута они просто не могли.

     «Поступает много обращений жителей Югры о ситуации с муниципальными дорогами в городах Сургуте, Нижневартовске, о ситуации на федеральной автотрассе, которая идет через Тюмень, Уват, Салым, Сургут в сторону Ноябрьска. Мы понимаем, в том числе, что это единственная трасса, которая связывает Север и Юг. Конечно, та ситуация с муниципальными дорогами, особенно в Сургуте и Нижневартовске, — при таком окружном бюджете, таком муниципальном бюджете мы видим ужасающую ситуацию. Но больше всего, о чем пишут граждане, поражает лозунг: уважаемая власть, мы платим вам налоги, где наши дороги нормальные?» — прокомментировал заместитель председателя Тюменской областной думы Владимир Сысоев.

    Конечно, нынешнее состояние дорог для многих политических сил — это хорошая возможность для самопиара. Можно достаточно легко получить популярность в глазах населения, которое ругает почем зря всех властьпридержащих за разруху на наших дорогах.

    Ну и как раз это было сделано в момент, когда тендеры уже проведены, сотни миллионов рублей выделены, а ремонтная компания еще не закончилась. Зато осенью можно будет похвалиться. Мол, не зря бегали и кричали. Другой вопрос, на что реально способна повлиять очередная серия митингов?

    Прокуратура Тюменской области пошла по иному пути. Она в суде доказала то, что уже давно очевидно всем водителям, которые ездят по трассе Салым — Уват — дорога там находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Теперь обслуживающая организация должна восстановить асфальтовое покрытие до конца 2015 года. Все проблемы с ремонтом дороги возникали потому, что она является трассой федерального значения. А из Москвы ям и колдобин между Салымом и Уватом долгое время было не видно. Теперь ситуация изменилась. В начале мая временно исполняющий обязанности губернатора области Владимир Якушев заявил, что приложит максимум усилий, совместно с коллегами из Югры и Ямала, чтобы добиться софинансирования из госбюджета при проведении ремонтной кампании.

     «Дорога должна превратиться в современный автобан, поэтому мы над этим вопросом серьезно работаем с Минтрансом, и пока такие решения приняты не будут, мы на этом вопросе не успокоимся, тем более, что меня здесь поддерживают и мои коллеги, Дмитрий Николаевич и Наталья Владимировна», — отметил Владимир Якушев.

    Конечно, новость о предстоящем ремонте этой трассы не может не радовать сургутян. Все-таки это единственная дорога, которая связывает нас с «большой землей». Правда, местных автомобилистов пока больше волнует состояние городских магистралей. Элементарная поездка на работу может закончиться визитом в шиномонтажку или СТО. Сегодня на замену асфальта выделена беспрецедентная сумма — почти 650 миллионов рублей. Однако люди хотят реальных изменений, например, уже середина июня, а масштабности ремонтной кампании никто не ощущает, только больше неудобств, ведь со многих многострадальных улиц срезали дорожные покрытия перед ремонтом.

    Тема особенно накалилась накануне последнего перед летними каникулами заседания Думы.

    На нем депутаты должны были заслушивать отчет о работе главы города Дмитрия Попова за 2013 год. А поскольку состояние дорог уже несколько лет в Сургуте больная тема, споры в думском зале были особенно бурными. Так что главе вместе со своими подчиненными пришлось отвечать и за предыдущие ремонтные кампании, и за нынешнюю. Конечно, обычным жителям от принятия или непринятия отчета ни холодно, ни жарко. Но что может измениться в структуре сургутской политэлиты, в стенах Думы знают хорошо. Два подряд непринятых отчета, и главу города ждет отставка. Так что, учитывая непростые отношения исполнительной и представительной ветвей власти в Сургуте, становится очевидно, что этот документ не просто формальная бумажка. В конце концов, депутаты и чиновники все-таки смогли договориться. Поэтому на самом заседании Думы отчет главы был принят единогласно. А город миновала угроза политического кризиса.

    На слушаниях народные избранники не упустили возможность высказать главе все, что они думают о качестве сургутских дорог. Их состояние уже несколько лет подряд занимает одно из топовых мест в рейтинге общегородских проблем. А коль так, то эффективность действий чиновников у части депутатов вызывает сомнение.

     «Мне непонятно, что для городской власти важнее — результат или сам процесс. Весной лужи и реки на Профсоюзов закидывали асфальтом, теперь эти заплатки сняли с дорожным покрытием. Сколько на это потрачено средств, мы узнаем, наверное, только из отчета за 2014 год. За качество и содержание городских дорог в 2013 году, согласно социологическому исследованию, которое является приложением к отчету, поставили властям «двойку», — высказался председатель Думы Сургута Сергей Бондаренко.

    Дмитрию Попову в ответ на это тоже было что сказать депутатам. Весной асфальт вместе со снегом сошел не там, где его меняли прошлым летом, а на тех участках, которые ремонта ждали не один год подряд. На излете нулевых финансирование дорожной отрасли в городе было существенно сокращено. Что, естественно, спустя время и аукнулось. Ну а для решения этой проблемы деньги на замену дорожного полотна должны несколько лет подряд являться приоритетами в строчке расходов местного бюджета. Как раньше это происходило с ремонтом школ и детских садов.

     «Мы с вами, определяя приоритеты расходования бюджетных средств, поставили во главу угла проблемы ремонта образовательных учреждений, и за 3 года сдвинули эти проблемы с точки, которая была достаточно мертвой. У нас сегодня уровень недоремонта фактически 9 процентов. Если мы сегодня будем перераспределять средства в пользу ремонта дорог, а мы озвучили сумму, которая необходима для этого, минимум полтора миллиарда рублей, выделяя по 500 миллионов рублей, мы за 3 года, и эту ситуацию выправим», — обозначил свою позицию Дмитрий Попов.

    Депутаты, в принципе, согласны пойти на такой шаг. Правда, ход нынешней ремонтной кампании заставляет их сомненеваться. Все-таки на дворе середина июня, а дела по замене асфальта идут ни шатко, ни валко.

     «Снято покрытие старое, оголена арматура, в некоторых местах она срезана, потому что напрямую угрожала безопасности дорожного движения. Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос — почему до настоящего времени в городе на средства бюджета города не ведутся ремонтные работы дорожного покрытия?» — поинтересовался Игорь Бруслиновский.

    Впрочем, чиновники упрек не приняли. К этому времени подрядчики отфрезеровали почти половину тех участков, где планируется в течение лета заменить дорожное полотно. А это одна из самых трудоемких работ в ходе ремонтной кампании. Ну а потом, конец мая — начало июня в Сургуте выдалось не по-летнему снежным. Укладывать в такую погоду свежий асфальт равносильно зарыванию в землю бюджетных денег.

     «Вы же упрекаете нас в том, что мы кладем асфальт то в лужи, то в снег. Так вот, оптимальная температура для использования именно этого состава асфальтобетонной смеси — плюс 10 градусов. Наверное, вы все не в этом городе в последний месяц были, у нас неделю назад шел снег. Именно поэтому техника не вышла на работу, чтобы не пострадало качество», — прокомментировал Дмитрий Попов.

    В общем, после обмена репликами чиновники и депутаты взяли небольшую паузу для размышлений. А уже на самом заседании Думы народные избранники единогласно утвердили отчет главы города за 2013 год. Свою позицию они объяснили следующим образом: подвергать критике действия представителей Администрации, конечно, можно и нужно. Но ввергать при этом город в политический кризис вовсе не обязательно.

     «Все, что мы хотели сказать главе или Администрации на протяжении 2013 года, мы ему сказали. По работе в рамках 2013 года — Администрация сама знает все свои успехи и все свои недоработки и сама пытается что-то      делать. Не хотелось, чтобы мы были той силой, которая усугубляет ситуацию», — пояснил председатель Думы Сургута Сергей Бондаренко.

    Ну а чтобы ситуацию не усугублять, а наоборот, сотрудничать, представители обеих ветвей власти договорились о создании рабочей группы. Кроме них войдут туда специалисты контрольно-счетной и торгово-промышленной палаты, специалисты-дорожники. Они в течение лета тоже будут контролировать ход ремонтной кампании. Для членов рабочей группы планируется провести экскурсию по тем участкам дорог, где ремонты проходили в прошлом и позапрошлом году, чтобы они лично убедились в их сохранности. К тому же, депутаты и другие специалисты будут получать актуальную информацию о том, как проходит нынешняя ремонтная кампания. Это даст им возможность знать ситуацию изнутри.

    В общем, на летние каникулы депутаты и чиновники уходят в достаточно хорошем настроении. Наверное, после нескольких лет работы друг с другом нынешние городские управленцы пришли к выводу, что худой мир всё-таки лучше доброй войны.

    Лето у коммунальщиков обещает быть жарким. Внимание к ремонтной кампании будет приковано со стороны не только депутатов, но и широкой общественности. Причем, не только активистов движения «Какой мэр — такие и дороги». С начала года в Сургуте произошло 64 ДТП из-за неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия, есть и те, кто пострадал уже во время ремонтной кампании. Например, из-за торчащей арматуры на тех улицах, где уже был срезан старый асфальт. И теперь автовладельцы готовы обратиться в суд, чтобы найти виновных в этой ситуации. Так что дорожникам расслабляться не приходится. Вот только сможет ли общественный контроль стать гарантией того, что все работы по замене дорожного полотна будут успешно завешены?

    Наклеек желтых в городе предостаточно. А вот общественных контролеров найти трудно. Те же депутаты, например, вместе с чиновниками каждое лето инспектируют ход ремонта детских садов и школ.

    При этом всегда находятся недобросовестные подрядчики, которые срывают сроки или просто работают спустя рукава. Тем временем, на нынешнюю ремонтную кампанию остается лишь 2 с небольшим месяца. В общей сложности, за это время подрядчикам предстоит заменить в городе почти десятую часть всех сургутских дорог. Успеют ли за это время дорожники не просто освоить деньги, а сделать так, чтобы по этим улицам автомобилисты могли спокойно ездить хотя бы лет 5?

     «Ямочный ремонт в прошлом году был, получается, однослойный, это вот было 7 сантиметров. А в данный момент это 11 сантиметров, 2 слоя: 6 сантиметров пористого асфальтобетона и 5 сантиметров щебеночно-мастичного асфальтобетона», — рассказал прораб одной из подрядных организаций Сергей Путий.

    Укладывать асфальт дорожники будут и днями, и ночами. Причем, в этом году на каждом из участков им придется работать дольше обычного. Ведь нужно менять сразу 2 слоя дорожного полотна.

     «В этом году было принято решение Администрации использовать два слоя, потому что нижний слой уже разрушен, его тоже надо менять. В этом году фрезеруем и укладываем нижний слой асфальтобетона, пористый, у него более прочная несущая способность», — объяснил прораб.

    Акцент на качество — главный тренд нынешней ремонтной кампании. Поэтому на дорогах повсеместно будут применять щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он, в отличие от асфальта других марок, должен увеличить срок эксплуатации дорожного полотна и снизить вероятность появления колейности.

     «Долговечность этой смеси показывает себя, в свое время было применена эта смесь, дорога стоит надежно. Меньше ремонтов, чем сейчас по городу. Сами знаете, в каком состоянии сейчас дороги. Вот, попытаемся теперь от этого уйти», — сказала начальник лаборатории дорожной компании Ирина Трирог.

    Погодные условия в первой половине июня, конечно, несколько подвели подрядные организации. Впрочем, городские коммунальщики пока не видят особых причин для переживаний. Они говорят, что за 2,5 месяца вполне успеют привести в прядок сургутские улицы. Техники и персонала хватает даже с запасом прочности.

     «Сетевые графики уже составлены по тем конкурсам, где есть победители. Пока мы идем даже с превышением графика, то есть окончание работ планируется уже 20 августа. Пока у меня опасений нет, что мы не успеем в срок, который нам поставили, до 1 сентября», — рассказал директор департамента городского хозяйства Администрации Сургута Вадим Кочетков.

    Дорожники «Сургутнефтегаза» постепенно приближаются к завершению ремонтных работ на автодорогах города, которые они выполняют в рамках соглашения о сотрудничестве между акционерным обществом и правительством Югры. Используемый ими при замене покрытия дорог тип асфальта разработан специально для северного климата.

     «Технология традиционная, мы используем для верхних слоев — это плотный тип  «А»- горячий асфальтобетон. С чем столкнулись здесь, в городских условиях, — мы заново подобрали рецептуру верхнего слоя, заново изменили полностью состав щебёночной смеси. Эта рецептура направлена на более высокое качество», — прокомментировал управляющий трестом «Сургутнефтедорстройремонт» ОАО «Сургутнефтегаз» Вадим Самойлюк.

    Сургутские коммунальщики сейчас находятся в поиске новых технологий и подходов к ремонту дорог. Поэтому осенью и зимой специалисты отправятся изучать передовой опыт других российских и зарубежных городов. Главный ориентир — скандинавские страны и Канада.

     «Со следующего года будут применяться новые и новые технологии, которые уже 2-3 года были опробованы либо в других городах. Сейчас связываемся с теми технологиями, которые применяются в северных странах — это, в данном случае, Скандинавия и Канада», — сказал Вадим Кочетков.

    Если говорить о еще более далеких перспективах, то местные чиновники задумываются о заключении так называемых контрактов жизненного цикла. Это одна из новых тенденций в государственно-частном партнерстве, которая может быть выгодна как муниципалитету, так и бизнесу.

    Суть схемы выглядит следующим образом. Подрядчик не просто меняет асфальт на каком-то из участков дорог, Но и в течение нескольких лет занимается его содержанием. Соответственно, это влечет за собой и более рачительное отношение бизнесменов к ремонтным работам. Зачем изначально делать плохо, если потом несколько лет самому придется содержать эту дорогу?

    В общем, будущее за новыми технологиями и новыми форматами взаимоотношений с подрядчиками. Возможно, что с использованием таких подходов, спустя время, плохих дорог в городе будет кратно меньше, и автомобилисты перестанут шутить, что весной в Сургуте снег тает вместе с асфальтом.

Дмитрий Завьялов, Сергей Чемеков, Татьяна Бухарова, Сергей Зотов

Комментарии: 7
 а что мешает нам создать свои технологии или хотя бы одну? правильно, легче купить чем создать что-то своё. будущее действительно за новыми технологиями, но не в россии.

# as 21.06.2014 15:03:31 0

 Лет пять назад активно рассказывали в СМИ о рецептурах, разрабатываемых в Сургутском университете. И где это? неужели только заграница может помочь?

# Serg 21.06.2014 12:32:29 0

 »Дмитрию Попову в ответ на это тоже было что сказать депутатам. Весной асфальт вместе со снегом сошел не там, где его меняли прошлым летом, а на тех участках, которые ремонта ждали не один год подряд.» — Да ладно, напротив дома Комсомольский, 13 осенью насыпали — весной уже ничего не было.

# Serg 21.06.2014 12:28:03 0

 тяп-ляп делают специально чтоб на следующий год снова деньги осваивать.зачем качественно делать

# водила 21.06.2014 07:07:28 0

 Есть простой и проверенный временем метод, работает безотказно. Пока время не пришло но скоро придёт и метод заработает. Он ответит на все вопросы.

# НКВД 20.06.2014 23:45:48 0

 МЫ В 80-е годы на груженных Татрах по всему городу за пивом ездили,и ни колейности ни выбоин не было почему то. А ничего удивительного!!!

# 8-я база 21.06.2014 03:50:31 0

 НАМ СЛЕСАРЯМ водятлы в 90-е пиво прямо в ремзону подгоняли, к обеду, ну те у кого руки из не оттуда ростут, остальные так не рисковали… а на колейность мне насрать.

# УТТ 1 23.06.2014 02:39:42 0

НАВЕРХ