Боль, которая длится 28 лет. Очевидцы вспоминают аварию на Чернобыльской АЭС
В эти дни мир вспоминает трагические события на Чернобыльской атомной электростанции. 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты там произошел мощный взрыв. Эта авария расценивается как одна из крупнейших за всю историю атомной энергетики как по количеству погибших и пострадавших, так и по экономическому ущербу. Пережившие эти трагические события люди есть и в Сургуте.
Вот что об этих событиях рассказывает сургутянка Наталья Фролова, которая в 1986 году жила в городе Припять:
«Примерно около часа ночи это было. Был такой большой грохот, это можно было сравнить с громом, если бы это не было настолько громко. Очень громко, мы с мамой прямо подпрыгнули от такого шума. Окно было открыто, и, когда мы смотрели в окно, было такое красное зарево. Ну будто заря такая яркая-яркая, но час ночи. Вот. Мама закрыла окно, и мы дальше спать легли. Когда пришли в школу, у нас очень огромный был холл, и на весь этот холл была- не знаю где они взяли огромную ткань — была ткань постелена, она была мокрая. Нужно было тщательно, хорошо смывать обувь. Потому что радиацию, как нам тогда уже рассказали, смывает вода. Потом мы видели нашу строжайшую учительницу по алгебре и геометрии Ольгу Абрамовну, она всё время плакала. И она нам стала объяснять, что если уже вызвали вот так, это страшно. Это
Мы с мамой эвакуации не дождались, потому что это Припять- Киевской области, а у мамы моей родители, то есть дедушка, живет в Хмельницкой области. По реке Припять «ракеты» ходили до Киева. Причал находился возле больницы. Вот там эти самые страшные вещи происходили, когда привозили людей, которых ликвидаторы обнаружили. Кто-то на носилках,
Был, видимо, такой приказ, что все, кто из этой зоны, — их в больницу нужно класть. Ну нас привезли, нам выделили бокс, люди к нам боялись подходить, санитары, медсёстры боялись абсолютно. Просто спрашивали издалека «Кушать будете?». Нам вот так посылали каталку с едой, и всё, мы там уже разбирались сами с кастрюльками. И говорили через каждый час мыться. Вот это всё было наше лечение — мы мылись через каждый час.
В итоге потом уже по телевидению в новостях передали, что всё, город эвакуирован, и мы поняли, что уже больше трех дней прошло, что больше возврата нет. Боль осталась, что не было прощания с городом. Потому что город очень молодежный, красивый был. Сейчас экскурсии туда есть. Кто-то сказал, что лучше этого не видеть. Кто-то: «Ну съезди, будет легче». Вот не знаю, у нас до сих пор это в планах, наверное, всё-таки мы это осуществим».
События того времени вспоминает и ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Олег Ануфриев:
«Никто не думал, что окажусь, и сам я не думал, что там окажусь. Пришла правительственная телеграмма из Харькова на Крымскую атомную электростанцию, там, где я работал инженером-наладчиком атомного оборудования. Нас собрали, как всегда в те времена, в красном уголке, ну и зачитали текст правительственной телеграммы. Вот из 150 человек нас вызвалось трое всего. Нас, во-первых, привезли ночью на блок. Станция была освещена, всё было в прожекторах, и самое яркое такое зрелище — это когда прямо над реактором висел дирижабль. Потом я уже узнал, что этот дирижабль не просто там висел, и это никакое не было заграждение, там были подвешены приборы учёта, стояли датчики температуры, давления, определения каких-то газов.
Проработали 14 дней, на 15 день к нам пришел представитель электроцеха, мы уже думали, что нас будут через Чернобыль отправлять обратно на той же «ракете» в Киев, но нас попросили, чтобы мы остались на вторую вахту. Потому что нас, как оказалось, некому было менять. Единственно из предохраняющих моментов был вот этот общевойсковой защитный комбинезон, но он предохранял только от летящей пыли. Одежду, кстати, меняли каждый день, потому что материя впитывала настолько эти частицы, что всё фонило. Особенно вот те, кто был с длинными волосами, старались их сбривать, потому что в волосах находилась вот эта пыль излучающая радиоактивная, то есть вот эти сами частицы заряженные, и человек от них, естественно, получал облучение.
Каждый день нас никто не обследовал., мы приходили с работы, мылись уставшие, ложились и спали. Ну я уже почувствовал после того, как приехал, как поменялось мое здоровье. Конечно же, выпали волосы, выпали ресницы, я слабо видел, плохо слышал, не покидало чувство вязкости во рту. Такое впечатление, знаете, как ручку сосал медную — вот примерно так, окислительные вещи какие-то происходили в организме. Благодаря доктору вылечился, он сам немец по национальности, профессор, он сейчас в Германии живет, за полгода буквально меня поставил на ноги».
Воспоминаниям сургутских чернобыльцев посвящена и программа «Новости Сургута — комментарий», которая выйдет в эфир в это воскресенье, 27 апреля, в 13.20 и в понедельник 18.50 на телеканале «С-1».
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# 25.04.2014 19:04:54 ▲ 0 ▼