Первое авиашоу в Сургуте: как это было?
В минувшие выходные в Сургуте состоялось первое в истории города авиашоу с участием спортивных самолетов. Организатором выступил аэроклуб «СургутАвиа». В этот день в небе над Сургутом поднялось порядка 20 воздушных судов — управлявшие ими пилоты устроили показательные выступления с фигурами высшего пилотажа и военной реконструкцией.
С десяток разновидностей различных типов самолетов и вертолетов, собранных на одной площадке. Такого зрелища Сургут еще никогда не видал. Поэтому авиашоу как раз и началось с парада авиационной техники. Открывали это мероприятие транспортные самолеты АН-2, в которых находились парашютисты. За ними следовали уже пилотажные Як-12, Як-52, учебно-тренировочный Як-18 Т и спортивные СУ-31, СУ-29. Каждый из них — это отдельная веха в российском самолетостроении.
«Фигуры использовались в вольном исполнении. В общем то, что позволяет самолет СУ-31, пока лучше не сделали. Ему уже больше 20 лет, но лучше его нет в мире», — отметил соло-пилот пилотажной группы «Первый полет» Олег Шполянский.
Участниками авиашоу стали как местные летчики аэроклуба «СургутАвиа», так и приглашенные гости из Москвы. Особенно тепло зрители встречали женщин-участниц. Ирина Маркова в пилотажной группе «Первый полёт» — соло-пилот. Она покорила всех своим мастерством и экстремальными трюками. Хотя до последнего момента её выступление оставалось под вопросом. Для её СУ-29 утренний субботний ветер был предельным.
«Величина ветра очень сильная, большая для осуществления именно посадки, сложность представляет, тем более, что ветер не по полосе, то есть строго встречный, а боковой, и это на посадке вызывает разворачивающие моменты, ну и соответственно может иметь неприятные последствия какие-то», — рассказала соло-пилот Ирина Маркова.
Вообще погодные условия организаторов и пилотов авиашоу крайне беспокоили. В субботу в Сургуте были сильные порывы ветра — до 12 метров в секунду. Так что все вылеты оказались под угрозой. Впрочем, летчики решили, что это окажется слишком большим ударом для всех зрителей авиашоу.
«Обеспечение безопасности полетов — это первое. Информация всех воздушных судов, где они находятся, о том местоположении друг от друга, погода, заходы у нас не по приборам, у нас заходы визуальные идут», — сообщил руководитель полетов на площадке аэродрома «Боровая» Вадим Глухов.
Гости из Москвы продемонстрировали поистине уникальные для малой авиации фигуры высшего пилотажа. Олег Шполянский, который не раз становился чемпионом и призером всевозможных мировых соревнований, закручивал свой Су-31 в штопорную бочку, выполнял на критических режимах полета петли Нестерова, горизонтальный нож и другие трюки. Как рассказывает летчик, перегрузки иногда достигают запредельных высот.
«На самом деле это тяжелый труд, больших физических и умственных усилий стоит. Не день, не два — это годы тренировок. Когда постепенно организм привыкает к разноименным перегрузкам, в принципе, можно», — добавил соло-пилот пилотажной группы «Первый полет» Олег Шполянский
Еще одной из фишек авиашоу стала реконструкция условной битвы, которая могла бы произойти во время второй мировой войны. По легенде транспортный биплан сбрасывал над позициями советских солдат немецкий десант, который впоследствии и нападал на заставу. «Такая идея уже назрела давно, потому что нас всегда только приглашали на 9 мая, на 22 июня. Хотелось доказать, что не только летом реконструкцию можно показать, но и зимой. Мы не хотим, конечно, показать, что немцы — это такие нацисты, националисты, а хотим показать, как это было, что все-таки были войны с той стороны, и наши солдаты смогли их в такой тяжелый момент победить», — прокомментировал заместитель руководителя военно-исторического клуба «Арсенал» Андрей Попов.
Несколько тысяч человек, приехавших на территорию авиаклуба были просто поражены всем масштабом происходящего. Неудивительно, что оно привлекло внимание не только сургутян, но и жителей других городов Югры:
— Ну, все было очень здорово, да, нам очень понравилось.
— Все очень здорово было, просто дух захватывает, когда все это происходит. Я думаю, что надо, наоборот, больше всего этого, чтобы люди больше посещали такие мероприятия. Не то, что дома сидеть перед телевизором, а наяву все это смотреть.
— Организация мероприятия шикарная. Мы сами приехали из Нефтеюганска посмотреть первое авиашоу в Сургуте, и все было просто замечательно.
Вообще же подготовка к шоу длилась почти полгода. Сургутские авиаторы говорят, что сделали это для того, чтобы увеличить интерес горожан к малой авиации. Ну, а именитые гости тоже оказались не прочь поучаствовать в этом проекте. Так уж устроено летное братство.
«Люди, которые этим занимаются, их никого уговаривать не надо, они сами хотят. И они прилетят и на Северный полюс, и свои деньги тратят, и вокруг земного шара. Поэтому Сургут- это очередной шаг в их жизни», — рассказал учредитель аэродрома «Боровая» Евгений Барсов.
«Мы этим живем сейчас, мы очень увлечены этой тематикой — авиационной. И идея родилась, наверное, сама собой, потому что такие вещи происходят во многих странах и очень часто. И во многих местах они всегда привлекают внимание зрителей — это красиво, это мечта, это небо, это хорошее настроение. Поэтому и у нас такая мысль появилась, почему бы и нам не показать, почему бы нам не сделать какой-то праздник. Желание сделать праздник», — добавил председатель совета авиаклуба «СургутАвиа» Александр Лушаков.
Главный информационный партнер авиашоу — телекомпания СТВ решила снять фильм об этом событии. Так что уже очень скоро его будет можно увидеть в эфире первого городского телеканала С1, а также на нашем сайте sitv.ru. Ну, а вообще после того успеха, с которым в Сургуте прошло первое авиашоу, организаторы с уверенностью говорят — таких зрелищных событий обязательно станет больше.
Сергей Чемеков, Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале