Почём нынче "опиум" для коренного народа? Ханты рискуют родовыми угодьями, обращаясь в новую веру
Поселение Русскинская Сургутского района к концу года должно получить статус этнической деревни. Музей природы и человека, Центр национальной культуры, база отдыха, детский этнолагерь — все эти объекты получат гарантированное финансирование и смогут развиваться. Костяк экскурсоводов должны составить коренные жители. Ну а для того чтобы они продолжали вести традиционный образ жизни, аборигены получают всевозможные субсидии и дотации от окружного правительства и властей района. Практически 100%-ная оплата ипотечного кредита, деньги на обустройство родовых угодий, технику, проезд, лечение, учёбу — список льгот для коренных жителей довольно внушительный. Между тем, несмотря на это, всё больше ханты предпочитают своей языческой культуре христианскую. Многие обратились в новую веру и, соответственно, меняют уклад жизни. Причем речь идет не о православии, а о церкви пятидесятников «Слово жизни», которая стала необычайно популярна среди аборигенов Сургутского района и особенно в деревне Русскинская.
У «Слова жизни» сейчас нет своей церкви, поэтому собираются прихожане в небольшой комнате, бывает и по 70 человек. Но в тесноте да не в обиде, говорит Светлана Силина. В церковь пятидесятников «Слово жизни» она пришла одна из первых, ещё в 90-х годах. С тех пор многое изменилось.
«Я выпивала, а когда я пришла к Богу, он меня освободил от пьянства. Мы поступаем по слову Божьему. Человек даёт десятину, пожертвование добровольно. Никто не принуждает, никто не навязывает», — рассказала Светлана Силина.
Другими словами, десятая часть от любых доходов поступает в церковь. На сегодняшний день из почти двухтысячного коренного населения Русскинской и её окрестностей, порядка 10% считают себя христианами — пятидесятниками. Радость от приобщения к новой вере испытывают далеко не все. По словам аборигенов, адепты церкви из местного населения буквально перестают общаться со своими родственниками — язычниками.
«Заставляют своих сородичей, чтобы они сжигали своих идолов, чтобы они не поклонялись им. Могут и рукоприкладствовать, оскорблять, могут всякие проклятия насылать. Это очень тяжело выносить, например, от сына или от дочери, или от родителей, которые перешли в новую веру», — сообщила начальник Сургутского филиала обско-угорского института прикладных исследований и разработок Аграфена Сопочина.
Так что говорить о самобытности, по крайней мере, части коренного населения сегодня уже не приходится. Однако на эту самую самобытность как раз и делают упор региональные власти в создании в Югре так называемого этнотуризма. Не говоря уже о том, какие меры государственной поддержки сегодня оказываются аборигенам как раз за то, что они ведут традиционный образ жизни.
«Понятно, что они потом не могут это передать в дальнейшем. Они не то что, познакомить не могут приезжающих гостей со своей культурой, но и забывают свои корни. Зачастую это происходит», — отметил глава поселения Русскинская Александр Сытов.
От угодий, которые могут принести немалую прибыль в случае возникновения к ним интереса у нефтяников, никто ещё не открестился. Экономическая составляющая истинной вере не помеха.
«Где есть деньги, где есть соглашения, где есть конкретно
«Я думаю, что тут связана экономическая проблема. В общем те секты, которые обрабатывают коренное население, они у своих адептов хотят прибрать родовые угодья. И в общем какие-то вещи денежные или другие завести с нефтяными компаниями», — добавила Аграфена Сопочина.
В прокуратуре Сургутского района подобные факты подтверждают. Последний случай был зафиксирован в 2011 году. Как выражаются представители надзорного органа, последователи вышеупомянутого религиозного течения принимали чуть ли не самое активное участие в переговорах с нефтяниками.
«Когда эта община пыталась вовлечь ханты и воспользоваться их возможностями при заключении экономических соглашений с нефтяниками, эта ситуация имела место. Но вмешались в эту ситуацию не только мы, но и сотрудники ФСБ», — прокомментировал прокурор Сургутского района Владимир Ахмадеев.
Вопрос тогда решили полюбовно. Так или иначе, государство у нас свободное, демократическое, и в выборе вероисповедания никто не ограничен. Заявлений о нарушении прав и свобод коренного населения не поступает, а значит всё хорошо.
Виталий Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# игорь 24.01.2014 23:43:52 ▲ 0 ▼
# игорь 24.01.2014 23:36:17 ▲ 0 ▼
# 23.01.2014 09:13:08 ▲ 0 ▼
# Джамшут 23.01.2014 10:38:01 ▲ 0 ▼
n
n
Uоо
ooo
# Джамшут 23.01.2014 09:11:34 ▲ 0 ▼
# я 23.01.2014 16:57:28 ▲ 0 ▼
# 23.01.2014 01:28:20 ▲ 0 ▼