Борьба за ягель. Ханты требуют миллионы за проезд автотехники "Лукойла" через оленьи пастбища
Под Нижневартовском ханты не пускают нефтяников осваивать новое месторождение. При том, что договорённости с аборигенами вначале были достигнуты, и разрешение госструктур недропользователи получили. Ханты протестуют теперь против строительства новых кустов на своей территории, аргументируя это тем, что страдает ягель — главный корм для оленей.
Еще в начале года аборигены сняли видео, как неподалеку от села Варьеган несколько автомобилей одной из нефтяных компаний пытаются проехать по стойбищу ханты. Как говорят сами жители, именно это место они всеми силами спасли от лесного пожара в 2012 году, иначе могло статься, что оленям нечего было бы есть.
В компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», которая осваивает здесь земли, говорят, что схема движения автотехники с главами родовых угодий была согласована, но чуть позже хозяева заявили — их не устраивает сумма компенсации. После чего началась череда встреч, собраний и заседаний, на которых аборигенами выдвигались все новые и новые требования за использование зимника.
«Мы шли на уступки, предлагая различные варианты экономических соглашений. Главе Б-37 Айпину, с которым не было найдено взаимоотношение, направлено соглашение на сумму более 1 млн рублей за использование зимника в течение 3 месяцев. С их стороны это было отвергнуто и 20 сентября состоялась встреча в селе Варьеган, где глава запросил 5 млн рублей», — рассказал начальник управления маркшейдерско-геодезических работ ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Константин Беляев.
Естественно, такое положение дел «ЛУКОЙЛ» не устроило, в компании долго пытались прийти к обоюдному согласию с ханты, но пока ничего не вышло. В любом случае нефтяники имеют государственную лицензию на разработку этой земли, и их главное обязательство — в срок начать освоение.
«У компании „ЛУКОЙЛ“ появились определенные обязательства перед нашим государством. То есть в определенный срок они должны провести там сейсморазведку, геологоразведку, бурение разведочных скважин. В случае невыполнения данных условий компания рублем будет отвечать перед государством, вплоть до отзыва этой лицензии», — сообщил заместитель директора департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры Александр Комиссаров.
Конфликтная ситуация между ханты и нефтяниками была рассмотрена на комиссии и решилась она в пользу недропользователя.
«Комиссия, от 7 ноября которая у нас прошла, приняла решение единогласно рекомендовать Правительству Югры согласовать размещение объектов на территории Б-37, ну и соответствующую схему приложили», — добавил Александр Комиссаров.
Что же касается компенсации аборигенам за использование их территории, им по расчетам пришлось бы выплатить 324 тыс. рублей. По крайней мере, так оценивает причиненный ущерб проектная организация, к которой обратились нефтяники. И эта цифра почти на два порядка меньше той суммы, которую запросили ханты, и в несколько раз меньше той, что первоначально предлагали в «ЛУКОЙЛе».
Однако, подобные конфликты между главами родовых угодий и нефтяными организациями, скорее всего, будут продолжаться. Ханты все больше прибегают к услугам юристов или других защитников, которые видят большой интерес в оказании своей помощи. И напряжение во взаимоотношениях будет расти до того времени, пока на государственном уровне не пропишут четкую методику по расчету убытков. Это умерит аппетиты коренного населения и поставит в определённые рамки недропользователей.
Сергей Чемеков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Некоторые ханты тоже не против. И уже открыто вспоминают о своём праве на самоопределение. Они считают, что земля, из которой мы качаем себе нефть, и все за счёт этой нефти живём, это их, хантов, земля. Представляете? И нефть, получается, их, хантов. А не русских, например. И они сами хотят решать, качать или не качать. Деньги? Засуньте себе в задницу ваши деньги. Вы денег дадите три копейки, а изгадите землю на миллиард. И потом, ягель. Ягель ханты ни за какие деньги не смогут купить. А без ягеля олени умрут. А без оленей умрут ханты. Превратятся в бездомных «мигрантов», поедут к вам в город посуду мыть, а вы, русские, будете хантов обливать помоями и кричать, чтобы грязные ханты убирались вон из вашего чистого русского дома. А наш, хантов дом, будет стоять загаженный вашими нефтепромыслами, а олени все будут мёртвые. Зачем нам такое будущее? Поэтому, дорогие русские нефтяники, скатертью дорога в большую Россию, в русский дом. Бурите свои скважины у себя под Москвой. Мы же не ведём свои оленьи стада к вам в Московскую область. Зачем нам Московская область? Там ягеля нет. А у нас в Югре есть и ягель, и нефть. И мы сами решим, что с этим делать. Будете вы кормить Кавказ, не будете кормить Кавказ — это ваше с Кавказом дело. Хотите кормите. Только не за наш счёт. Мы, ханты, не хотим кормить ни Кавказ, ни вас. Давай, до свидания.
# рус 19.12.2013 16:28:43 ▲ 0 ▼
# Александр 04.12.2013 12:12:04 ▲ 0 ▼
# местный 04.12.2013 17:24:52 ▲ 0 ▼
# местный 04.12.2013 10:20:07 ▲ 0 ▼
# 03.12.2013 21:55:23 ▲ 0 ▼