Развить этнотуризм в Югре помогут северные олени, но где взять обслуживающий персонал?
За северными оленями будущее России. Такие выводы можно сделать после визита министра сельского хозяйства в Югру. Николай Федоров в компании губернатора округа Натальи Комаровой провел встречу с фермерами Сургутского района. Вообще-то удивительно видеть функционера, отвечающего за аграрный сектор, в нашем не очень-то сельскохозяйственном крае. Здесь от большинства совхозов уже давно одни рожки да ножки остались.
Однако нашел министр тех, кто, засучив рукава, поднимает целину сельского хозяйства на Севере — отправился к фермерам. Сельские предприниматели поделились с высокопоставленными чиновниками своими проблемами, на что министр обещал помочь. Даже материально, ну и советом, конечно.
Николай Федоров считает, что здешним фермерам стоило бы заняться оленеводством. Вроде бы мысль понятна и лежит на поверхности. Здесь север, есть тайга, есть пастбища, да и олени есть у местных аборигенов. Только фермеры, которые слушали министра, как и все остальные жители, прекрасно понимают, что существует весь этот национальный колорит как бы в резервации, то есть отдельно от реальной жизни населения региона. Да, есть ханты со стойбищами, музеи с чумами — но это так, для картинки. И картинка эта никаких дивидендов Югре не приносит, пожалуй, кроме восхищения приезжих командировочных. Мол, ах, как тут у вас самобытно.
Превратить подобные эмоции в реальные доходы — эта идея в Югре витает не одно десятилетие. Туризмом грезила прошлая команда управленцев округа и нынешняя тоже. Только в казне региона от этих мечтаний пока так и не прибавилось. Ханты-Мансийская провинция туристической Меккой не стала. Хотя вроде бы все данные для этого у нас есть.
Чем мы хуже, например, Финляндии. Эта страна в почете у европейских туристов, да и у россиян. Хотя у нас снега не меньше, чем у финнов, олени есть, аборигены, в конце концов. Но путешествию в Югру предпочитают тур в Финляндию — со знанием дела утверждают представители местных туристических бюро. Сургутские предприниматели пытались заниматься въездным туризмом, но дело не пошло.
«Чисто въездной туризм сейчас пока еще убыточен. Очень серьезная тема, и она сейчас стала остро подниматься — это цена авиабилета. То есть к нам поездом добраться сложно и долго, а билеты, честно говоря, не сопоставимы, допустим, с перелетом в Америку. И гостиниц у нас нет. Хотя гостиничная база существенно выросла, и уровень сервиса поднялся очень серьезно, но и цены достаточно высокие. То есть, чтобы поехать в Ханты-Мансийск с семьей, цены сопоставимы с поездкой в Индию или Турцию», — отметил директор турагентства Александр Фролов.
В общем пока желаемое и действительное — это две совершенно разные вещи. Югре приходится изо всех сил сохранять лицо самобытной и колоритной. А редкие удачные проекты в области фермерства и туризма — по сути, заслуга лишь конкретных индивидуумов.
Одним из них можно назвать фермера Сергея Портянко. За последний десяток лет он кого только не встречал в своей вотчине, но министры к нему пока еще не приезжали. Поэтому и разговор с высоким гостем был о самом главном — о поддержке, которую государство оказывает частным аграриям. Руку помощи со стороны округа югорские фермеры чувствуют. А вот получить федеральные дотации почти нереально.
«Создали условия даже для тех хозяйств, которые расположены далеко от центров. Но получить их практически невозможно», — рассказал Сергей Портянко.
И таких проблем у фермеров целый воз и маленькая тележка. Министр сельского хозяйства Николай Федоров внимательно их выслушал и пообещал во всем разобраться в самое ближайшее время. Ну а пока предложил аграриям заняться разведением крупного рогатого скота. По его словам, за развитием оленеводства чуть ли не будущее страны.
«Тех, кто занят северным оленеводством, нужно существенно больше, в разы больше поддержать. Потому что за северным оленеводством стоит не просто сохранение традиционного образа жизни, стоит сохранение, с моей точки зрения, самой российской цивилизации. Потому что за этим традиционном образом жизни стоит сама Русь, такая разнообразная и колоритная. Мы интересны миру тем, что вот такие», — отметил Николай Федоров.
Вот только как сделать мечты министра былью — местные фермеры не очень понимают. Оленеводство — дело, конечно, прибыльное. Но крайне хлопотное и затратное. Не зря же предприниматели в основном упор делают на разведение птицы, овец, свиней или коров. В небольшом фермерском хозяйстве и с домашней-то живностью дел невпроворот. Работать приходится от рассвета и до позднего вечера. А что уж говорить про разведение оленей. Кормовая база отсутствует, пастбищ для выпаса скота нет. Фермы же строятся вблизи цивилизации, а не посреди глухой тайги. Так что оленеводство пока остается занятием коренных народов Севера, на родовых угодьях которых можно создать хоть какие-то для этого условия.
Бизнесмен Александр Продан в этом отношении скорее исключение, чем правило. Несколько лет назад он решил заняться туристическим бизнесом. Построил базу отдыха неподалеку от поселка Федоровский, там же организовал демо-стойбище Лук-Яун, где постарался воссоздать традиционный быт коренных народов Севера. Появилось там и небольшое поголовье оленей.
«Не каждый человек, даже давно живущий в Сургуте, знает, как живут ханты. Да сами ханты уже в связи с такой цивилизацией живут в городе и сами очень редко занимаются своим традиционным образом жизни. Поэтому для них это тоже, так сказать, полезно», — отметил предприниматель Александр Продан.
Развитие этнотуризма в Югре — это еще один проект, которым власти просто грезят. Чиновники рассчитывают на то, что сюда будут приезжать как соотечественники, так и иностранцы, чтобы насладиться суровой северной природой, познакомиться с культурой ханты и манси. За последние 5 лет окружное правительство вложило в это направление уже порядка 300 миллионов рублей. Есть ли выхлоп — вопрос сложный. Турфирмы пока не спешат наносить Югру на туристическую карту России. Показать, может, здесь и есть что, но вот сопутствующая инфраструктура в округе пока хромает.
«То есть, нет пока гостиниц в достаточном количестве, нет мест питания, вот мы этим всем и должны заниматься в будущем. Кроме того, если говорить о перспективах, то главная наша перспектива на 2014-15 годы — это реализовать наш проект »Деревня Русскинская». Если вы помните, на Универсиаде в Казани была организована этнодеревня — на ее подобии мы хотим организовать в Сургутском районе в деревне Русскинская», — рассказал начальник управления культуры, молодёжной политики, туризма и спорта Администрации Сургутского района Руслан Марценковский.
Нужно ли развивать этнотуризм Югре? Свое мнение об этом вы можете оставить, участвуя в опросе СТВ.
Так что для развития этой сферы необходимы деньги, а без помощи округа получить их можно только от туристов, которых очень мало. Получается, что эта отрасль либо будет работать себе в убыток, либо останется имиджевым проектом. А, значит, пользы от этого казне региона не будет никакой. Замкнутый круг. Как и в ситуации с развитием фермерского хозяйства. Для того чтобы оно встало на ноги — тоже необходима серьезная финансовая поддержка. Иначе оба эти направления бизнеса так и останутся в категории прожектов.
Развитая инфраструктура и сервис на уровне — без этого уж точно не видать нам никаких туристов и их денег. Однако, объективная, можно даже сказать, суровая реальность говорит о том, что и обслуживать путешественников, если вдруг заедут, у нас некому. И торговля, и мало-мальский гостиничный бизнес в Сургуте испытывают дикий дефицит именно квалифицированных специалистов. Не хватает и рядовых сотрудников, и тех, кто мог бы ими грамотно руководить.
«Бизнес — это деньги, если так разбираться, и больше ничего. Но для того чтобы деньги были, клиент должен быть довольным. А сделать его довольным «по щелчку», как раньше, не получается — нужны технологии. Вот именно таких людей, которые владеют технологией, буквально единицы. То есть люди приходят и начинают думать — как делать, а все давно придумано, просто надо знать», — прокомментировал директор кадрового агентства Игорь Окладников.
На самом деле Сургут переживает не только дефицит мозгов, но и нехватку рук, которые из правильного места растут. В городе не только нет безработицы, но и вакансий больше, чем желающих. Соискателей на учете в центре занятости состоит всего 200 человек, а предложений около двух тысяч. То есть на одного безработного аж по 8 штук. Кто бы мог себе такое представить на других территориях:
«Несоответствие спроса и предложения: вакансии есть и люди есть, а потребность закрыть мы не можем. Например, есть выпускники с юридическим образованием, есть вакансии, но юристы требуются с опытом работы — опять несоответствие. Именно работников не хватает, рабочих специальностей. Потому что специалистов с высшим образованием у нас избыток. Очень много бухгалтеров, экономистов, юристов. А не хватает, действительно, людей именно с рабочими профессиями, но с высокими разрядами», — сообщила и.о. директора КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» Инна Бареневская.
«Сургутская молодежь, в силу привычек, все равно ориентирована на градообразующие предприятия. В этом смысле не всегда молодежь хочет овладевать рабочими профессиями, потому что проще попасть куда-то в отдел, никого не хочу обидеть, перекладывать бумажку, ну делать какую-то более простую, понятную работу, но при этом и нормально зарабатывать. Сегодня эти отрасли позволяют это делать», — добавил Игорь Окладников.
И пока одни, якобы специалисты, сидят в теплых кабинетах, другие отчаянно желают тоже туда попасть. В это время предприятия города не могут найти квалифицированных врачей, медсестёр, строителей-плотников, электромонтеров, поваров и так далее.
На фотографии — сложная измерительная система, которая делает замеры геометрии кузова. Если автомобиль попал в ДТП и его корпус получил сильные повреждения, при ремонте устройство поможет определить — какую его часть нужно вытянуть, а какую, наоборот, сжать. Но так как оборудование высокотехнологичное, работать с ним может далеко не каждый. А в Сургуте сейчас катастрофически не хватает специалистов по кузовному ремонту.
«Наблюдается очень большой голод профессионалов и специалистов, которые понимают технологию и умеют ее правильно использовать. Для того чтобы допустить сотрудника к работе, необходимо провести очень длительный процесс по обучению — это отправка сотрудника на завод к производителю», — сообщил начальник кузовного цеха дилерского центра в Сургуте Дмитрий Королев.
Причем эта проблема актуальна для большинства автосалонов: обучение длится минимум три месяца и стоит немалых средств. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, на базе ресурсного центра Сургутского профессионального колледжа решено было провести стажировку мастеров производственного обучения по направлению «Ремонт кузовов автомобилей».
»Только для того чтобы наладить нам с ними совместную работу. Если есть потребность, мы бы могли на своей базе для них специалистов подготовить. На определенных условиях. Мы в соседней лаборатории можем организовать. Не знаю, сколько получится, может быть, от 6 до 8 рабочих мест. Учить будем индивидуально, чтобы человек взял крыло или, допустим, двигатель, и от начала до конца за два-три дня сделал его и сдал в товарном виде», — рассказал руководитель многофункционального центра профессиональных квалификаций Сургутского профессионального колледжа Альберт Сабитов.
Сейчас в СПК ремонтом кузовов занимаются только автомеханики, но это не основное направление их деятельности. Возможно, в будущем колледж создаст отдельную специальность, что хотя бы частично позволит решить кадровую проблему, благо все условия для этого уже созданы.
В ресурсном центре есть и мастерские, и преподаватели. А дилеры затем готовы трудоустраивать обучившихся специалистов. Тем более, что и заработок достойный — в среднем по городу мастера кузовного ремонта получают 50 тысяч рублей. И ведь на самом деле такая карьера может заинтересовать многих молодых людей. В советские времена, например, вообще большинство школьников затем и шло в техникумы и профучилища.
«Я помню, у меня многие одноклассники не учились на отлично, но были при этом мастеровитыми такими. Они нормально шли в техникумы, еще в какие-то средние специальные заведения: выходили, работали и были в обществе уважаемыми людьми. Но потом какой-то перелом произошел, поэтому, конечно, нужно возвращать престиж рабочих профессий», — рассказал директор кадрового агентства Игорь Окладников.
Так что такой положительный опыт сотрудничества с учебными заведениями можно взять на заметку и представителям других отраслей бизнеса. Тем же строителям, например. Они уже давно ощущают нехватку квалифицированных кадров. А сургутская молодежь тем временем по-прежнему больше смотрит в сторону экономики и юриспруденции. Не отдавая себе отчет в тех перспективах, которые могут перед ними открыться.
«Качественный строитель может достаточно быстро сделать карьеру и заработать достаточно денег и на хороший автомобиль, и на квартиру. Но, тем не менее, это одна из тех специальностей, на которые очень долгое время не хотели идти учиться. К сожалению, сегодня ситуация хоть и начала меняться, но не радикально», — заметил пресс-секретарь ассоциации строителей Сургута и Сургутского района Николай Епифанов.
Поэтому и строительным компаниям тоже нужно усилить взаимодействие с местными вузами. Тем более, что в том же СурГУ существует даже такая специальность. В теории примерная схема сотрудничества уже обозначена. Осталось только обкатать ее на практике.
«Студенты уже привлекаются предприятием не для того, чтобы они работали, а для того, чтобы они знакомились с тем будущим местом, где они будут работать. Для того чтобы они понимали, что такое управление, что такое производство», — добавил заместитель главы Администрации Сургута Алексей Сафиоллин.
Конечно, можно много говорить о нехватке квалифицированных кадров. Однако просто так, от сырости, они не заведутся. Принимать участие в их подготовке еще на студенческой скамье или в начале их профессионального пути — чуть ли не единственная возможность получить затем грамотного специалиста. Иначе предпринимателями придется довольствоваться теми кадрами, что сейчас есть на рынке.
Дмитрий Завьялов, Сергей Чемеков, Татьяна Бухарова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Торгаш капустой 23.11.2013 13:12:14 ▲ 0 ▼
# 22.11.2013 20:52:48 ▲ 0 ▼
# 23.11.2013 08:12:46 ▲ 0 ▼