Из искры разгорелось пламя! Почему мы не чувствуем себя в безопасности даже за тысячи миль от Кавказа?

19:51 08.11.2013 Общество 7480 просмотров

    На праздничных выходных Сургут погрузился в состояние истерии. С прошлой пятницы жители города активно обсуждали слухи о задержании террористов в торговом центре «Аура» и ждали возможных терактов. Многие отказались от посещения людных мест и предпочли остаться дома. А поводом стало сообщение в одной из социальных сетей.

     «Сегодня в „Ауре“ задержали команду террористов-смертников! Приезжал ОМОН! У них были бомбы! Но у них был план (карта), по которому они действовали… Первая точка там — «Аура», вторая — «Сити Молл», третья — автобусы и места, где много людей! Я это все знаю, потому что одним из ОМОНовцев там был отец моей подруги!….»

    Сообщение провисело в ленте всего около получаса, но за это время его многие успели перепостить и даже распространить по внутренней сетке одного из градообразующих предприятий Сургута, с рекомендацией «воздержаться от посещения крупных магазинов». Там его прочитали десятки тысяч человек. И новость быстро превратилась в самую обсуждаемую в городе.

    Официальные органы уже в субботу дали опровержение. Откуда у «утки» «растут ноги», пытались понять и в ТЦ «Аура». Версий масса, в том числе и про происки конкурентов. Хотя, может быть, они совершенно не при чем. Все последние события, в том числе теракт в Волгограде, порядком взвинтили население. И вот немного встревоженные сургутяне отправились на шоппинг. Там в выходные были большие скидки. Но продавцы говорят, несмотря на ночную распродажу, покупателей было меньше обычного.

     «Сказали, чтобы в многолюдные места не ходили, дома сидели на празднике», — рассказала сургутянка.

     «Надо одеваться, а где у нас безопасно сейчас? Ну в каких торговых центрах или рынках может безопасно? Я думаю, везде плохо с безопасностью», — добавил горожанин.

    По всей видимости, слухи о задержании смертников в Сургуте просто легли на благодатную почву. Люди встревожены, и у них есть для этого основания. Однако наши общественные фобии — в общем-то нехороший симптом, считают люди, которые знают, чем они заканчивались в мировой истории и из-за чего возникали одновременно во всех головах.

     «С одной стороны, крайне выраженная агрессивность, которая пронизывает сегодня все наше общество, и бытовая агрессия, и политическая. И межэтническая конфликтность, которая связана с поиском образа врага, он нам нужен, этот образ, к сожалению. А с другой стороны, это, конечно, фобии, страхи. Если есть враг, то люди его начинают боятся. Достаточно слуха, провокации. У людей нет уверенности, что наши политические институты и правоохранительные органы сумеют их защитить. И эта агрессивность, помноженная на страх и неуверенность в своей безопасности, она порождает вот эти вот фобии. И они очень опасны», — отметил политолог Михаил Мартынов.

    Обострение всеобщей настороженности и истеричный восторг вызывают сегодня любые активные действия полиции. Не такая уж редкость — встретить бойцов ОМОНа на городских улицах. И вот теперь горожане будет сталкиваться с сотрудниками УМВД и у себя дома. В Сургуте объявлено мероприятие «Жилой сектор». Ищут, естественно, нелегалов. Причем полицейские намерены нанести визит в каждую сургутскую квартиру. Под особый контроль правоохранительные органы взяли еще развлекательные заведения и кафе города. И это не те, что находятся на центральных улицах, а в основном — рестораны, расположенные на промзонах или на Черном мысу. Возле таких заведений стражи правопорядка по выходным будут дежурить всю ночь.

    В общем, что и говорить. Меры безопасности просто беспрецедентны по своим масштабам. Вот только означает ли это, что теперь сургутяне раз и навсегда могут забыть такие понятия, как экстремизм и напряженные межнациональные отношения.

    Под залихватские мотивы неизвестной татарской мелодии лихо отплясывают русские, кумыки, ханты, киргизы и цыгане. Все они участники окружного фестиваля «Мы единый народ». Этот массовый праздник всеобщей толерантности есть ни что иное, как оружие против экстремизма и межнациональной розни, считают организаторы.

     «Соцветие»,»Сабантуй» — в Сургуте есть целая серия подобных мероприятий, которые призваны прививать нам любовь и уважение друг к другу. Но как только дело касается наших личных интересов, срабатывает старый принцип — дружба дружбой, а табачок врозь.
— Может вас беспокоят соседи?
— Меня беспокоит то, что мигранты очень много мест занимают наших. Они специально приезжают сюда, рожают своих детей, получают субсидии и практически бесплатно имеют квартиры.

    С 22 октября участковый Виталий ежедневно ходит дозором, проверяя городские квартиры и знакомится с жильцами в вверенном ему микрорайоне. Особое внимание уделяет адресам, в которых зарегистрированы приезжие. Однако во время подобных рейдов полицейский порой сталкивается с непредвиденными трудностями перевода и не может понять «зарубежный» перед ними гражданин или «отечественный».
— Я говорю, документы ваши можно посмотреть?
— Муж не дома.
— Муж не дома? Вы понимаете, что я говорю? Скажите, вы граждане какой страны: Киргизии, России?
(головой кивает)
— Как вас зовут?
— Самат.
— А фамилия?
— Абдулаевна. Самат Абдулаевна.
— А фамилия у вас какая?
— Ага, Абдулаевна.
— Вашего папу Абдула зовут?
— Нет, меня зовут Самат.

    Тут уж в пору языки учить или толмача с собой в рейды брать. Но опять же откуда узнаешь, с какого наречия переводить придется. В Сургуте есть целые резервации, где проживают мигранты. Чего стоит один только Черный Мыс. Пожалуй, никто в Сургуте не сможет назвать хотя бы приблизительное число мигрантов, проживающих здесь. Говорят, настоящая жизнь здесь начинает кипеть вечером. Но приезжать сюда в темное время суток и проверять так ли это — страшно.

    На произошедший теракт власти отреагировали по уже известной и отработанной схеме. Под особый контроль опять попали так называемые резиновые квартиры, в которых зарегистрировано по несколько сотен приезжих, ну и, как водится, развлекательные учреждения города. Каждые выходные около кафе и ресторанов дежурят сотрудники, охраняя покой посетителей и владельцев заведений.

    Когда власти начинают проявлять какую-то активность, всех проверять, обыскивать, «класть» на капоты машин, мы тут же проявляем истинное свое лицо. Как правило, лишенное даже намека на терпимость. Впрочем, и агрессия длится не долго, она, как и все показательное, легко меняется на милость, если в наших интересах попользоваться дешевой рабочей силой или продемонстрировать межнациональное единение. А почему нет — мы же цивилизованные люди: кнут всяко хуже праздничных пряников. Такие мы, понимаешь, загадочные, внезапные и противоречивые — пляшем, танцуем, негодуем, чего, в общем, только не делаем. При этом ничего вокруг абсолютно не меняется.

    В общем власти для снижения градуса напряженности в обществе пытаются использовать стандартный набор действий — контролировать и профилактировать. Насколько такие меры эффективны — вопрос, конечно, спорный. Впрочем, самая недовольная часть населения самостоятельно находит способы, как выпустить свое раздражение. Так, в День народного единства во многих российских городах уже традиционно проходят так называемые «Русские марши». Это митинги, которые устраивают представители различных националистических движений. Аналогичное шествие 4 ноября провели и сургутские ура-патриоты. Причем если раньше они воспринимались просто как кучка политических маргиналов, то теперь с каждым годом число сторонников националистических взглядов растет.

     «С каждым годом тенденция улучшается, в прошлом году было народу меньше, в этом году было больше 100 даже, уверен в этом», — отметил участник шествия Антон Дорожкин.

    Хорошо еще, что во время сургутского марша все обошлось без всяких инцидентов. В российских мегаполисах на митингах происходили и стычки, и задержания особо рьяных активистов правоохранительными органами. Но так или иначе вряд ли это организованное шествие позитивно было воспринято представителями местных национальных общин. Как ни крути, а призывы типа — русские вперед — слабо способны наладить диалог между различными этносами.

    Но как раз в эти дни в Сургуте проходил региональный форум социальной рекламы. И его организаторы решили устроить круглый стол, посвященный проблемам профилактики этноконфессиональных конфликтов. Куда, естественно, были приглашены главы всех сургутских общин и диаспор. Им не в первой встречаться, чтобы обсуждать проблемы межнациональных отношений. Но, как правило, все эти мероприятия по своему содержанию мало чем отличаются друг от друга. Однако, на этот раз модератором диалога выступил известный российский журналист Максим Шевченко. Ему буквально за несколько минут удалось завоевать доверие аудитории. Так что представители нацменьшинств оказались готовы без купюр рассказать московскому гостю о тех болевых точках, которые существуют в отношениях между людьми разных национальностей.

    Националистические лозунги на митингах, оскорбляющие надписи на заборах и стенах домов, косые взгляды на улице — с таким «джентльменским набором» время от времени приходится сталкиваться многим сургутянам, которые не являются представителями титульной нации. Особенно обидно тем, кто при этом имеет еще и российский паспорт. Националисты делают наших граждан чужими среди своих.

     «Люди кричат: „Долой Кавказ“. Но если мы хотим отделить Кавказ от Российской Федерации, то завтра некая группа лиц, например, ханты, манси и ненцы, может объединиться и начнет требовать отделения автономных двух округов от России, в которых около 50% бюджета Российской Федерации составляет добыча нефти и газа. Что на это скажете вы?», — спрашивает житель города.

    Конфликты на национальной почве существуют в большинстве стран мира. Другой вопрос, как государство реагирует на них. Тем более, когда звучат призывы к разрушению территориальной целостности страны. Например, в оплоте демократии США это карается крайне строго.

     «Вы можете жить в Техасе или Алабаме и говорить о том, что мы белая раса, мы всех ненавидим — вы просто будете маргинальным достаточно человеком. Любое официальное лицо, которое попытается вынести на референдум вопрос об отделении какой-то части территории, штата или части штата от США — это уголовное преступление», — прокомментировал Максим Шевченко.

    Главы национальных общин, конечно, не могли не заметить, что российскому законодательству в этом направлении еще шагать и шагать. Что уж говорить про отечественную правоохранительную систему. Она в отношении своих граждан действует весьма избирательно. Например, после недавних событий в Нижневартовске, где в одном из кафе чеченцы нанесли ножевые ранения нескольким бойцам ОМОНа, начались повальные проверки, в том числе и в домах сургутян.

    Причем тут граждане Сургута? Прошла «чистка», к каждому начали ходить. Почему должны из-за каких-то двух-трех отморозков, как говорит Владимир Путин, страдать все чеченцы», — недоволен представитель Чеченской республики.

    Чтобы такие ситуации не повторялись впредь, необходимо отстаивать свои права, считает Шевченко. Иначе незаконные действия со стороны силовых структур, если таковые имели место быть, останутся безнаказанными.

     «Инициатива должна от вас исходить. Само по себе ничего не происходит, понимаете? Даже 5% наших гражданских, юридических, конституционных возможностей не используем в тех случаях, когда нарушаются наши права», — добавил журналист.

    Высказались руководители диаспор и в сторону СМИ — не часто посещают те мероприятия, которые устраивают этнические сообщества для укрепления дружбы народов. Максим Шевченко задал главам общин встречный вопрос, а что вы сами делаете для того, чтобы эти события были интересны и актуальны для освещения в прессе? В воздухе повисло молчание.

    В этом смысле весьма показательна деятельность национального центра «Дагестан» и его нового руководителя Вагифа Абдулаева. За время его пребывания на этом посту журналисты телекомпании успели снять не один материал о деятельности этой общественной организации. Причем речь там шла не о культуре или традициях этого народа, а о способах решения злободневных городских проблем. Например, о ликвидации стихийных парковок возле сургутской мечети или адаптации дагестанских детей в местных школах.

    В общем разговор за круглым столом хоть и получился достаточно откровенным, однако он в очередной раз продемонстрировал лишь одно. При обсуждении проблем межнациональных отношений всех больше интересует поиск ответа на вопрос — кто виноват в том, что они такие, нежели — а что со всем этим теперь делать?

    Здесь возникает резонный вопрос — а могут ли все эти разговоры за круглыми столами, фестивали, песни и танцы или даже, наоборот, жесткие меры, тотальный контроль, ограничение миграции, вообще привести хоть к какому-то    положительному результату? Попробуйте в одночасье перебороть то, что копилось годами. Ведь это, естественно! Например, у жителей коммуналки за долгие годы совместного проживания накапливается ряд претензий друг к другу. И если они только тем и занимаются, что постоянно их мусолят, то на хороших отношениях можно поставить крест. Другое дело, если соседи начинают обсуждать и пытаться решить общие проблемы. Ну, к примеру, в области жилищно-коммунального хозяйства. А когда у людей появляется совместное дело, то уже никого особо не волнует — брюнет ты или блондин, русский или дагестанец. Ведь крыша над головой в нашей российской коммуналке под названием РФ у нас одна. И пока граждане страны не сформулируют для себя общую повестку дня, ничего в межнациональных отношениях не изменится, утверждает политолог Михаил Мартынов:

     «Мы говорим, что мы идем вперед и стараемся брать все лучшее из прошлого. Пока что мы берем из прошлого все самое худшее. Мы оставили в социализме все, что было хорошего, зато взяли этот принцип перераспределения не по результатам труда, а вот „на глазок“ чиновника. И то же самое берем из рыночной экономики, из опыта Западного мира. Самое плохое — богатства, накопительство, потребительство. Нынешняя ситуация — это результат выбора, который был сделан нашим обществом еще в 90-е годы. Вот пойти по пути олигархического капитализма, так вот скажем. Мы сейчас просто начинаем собирать камни. Собираем его в виде межэтнической конфликтности, межнациональной конфликтности. Если эти камни соберем, у нас появятся другие. Поэтому нужно опять возвращаться к исходной точке и принимать решения, в каком обществе мы будем жить».

Дмитрий Завьялов, Ольга Парий, Татьяна Бухарова

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
Комментарии: 21
 как мы любим говорить, что будет если ханты скажут это наша территория, эта наша нефть, башкиры скажут и эта наша нефть, калмыки скажут это наши степи, и тд и тп, но ведь не говлрят, и на сабантуй ходят не только татары и башкиры проповедающие ислам, но и православные русские. Это я к чему-живем ведь и ни кто ни чего не говорит и не претендует, но вы афтор, и иже с вами толерантные немного путаете, народ говорит Россия русским, отделить кавказ, это вам народ говорит, что не хочет жить вместе с……….!а вы опять за свое. Понимаете Народ Русский Нехочет.Мы не говорим Россия для русских, Москва для москалей, мы просто не хотим себе таких «русских» Вроде толерантно все написал. Ивсе таки последую примеру одного из постивших и аскором времени нужно создать диаспору Русских в Сургуте, как одну из малочисленных!

# мега 20.01.2014 18:59:20 0

 Тоська Вы правы. Но власть все знает и им надо что бы так было.

# любопытный 11.11.2013 13:33:50 0

А в Кавказе ли дело? Почитала статью одну. Глубоко задумалась. Приведу моменты:

Меня иногда спрашивают: «Что исповедуют мусульмане»? Я отвечаю: «Ислам». А исламисты? Я отвечаю: «Исламизм». Знаете, какая разница между ними? Они не связаны между собой никак. Ислам — религия. Исламизм к религии не имеет никого отношения.

На Чукотке ваххабитов нет по одной причине: закрытая погранзона. А склады с оружием находят уже в Тюмени, Сургуте, Омске, в Ямало-Ненецком округе. Исламисты пускают корни там, где есть нефть и газ. Они мыслят стратегически. Составная часть ваххабитского холдинга — криптоваххабиты и криптоихваны — люди во власти. Они используют принцип такыйя, сокрытие собственных убеждений, который критикуют у шиитов. Мы с вами видим их по телевизору, мы их даже выбираем, потому что они говорят правильные вещи о государстве, но при этом финансируют тех, кто ходит на джихад.
Вы можете назвать имена?
Я не на допросе и не обязана называть имена, пароли, явки, но знаю, что подобное есть в Ханты-Мансийском автономном округе, в Нижнем Новгороде, Казани, в Дагестане, Ингушетии. Это продуманная стратегия. Она вытекает из идеологем, которые у исламистов есть на каждый случай. Их «русская» идеологема: нефть принадлежит мусульманам во всем мире, это «особая милость Всевышнего» к мусульманам. У иудеев нефти нет? «Это им наказание. Бог их не любит, Бог любит нас. Всюду, где есть мусульмане, есть нефть». Нефть — мусульманский продукт, верят ваххабиты.

Брожение ваххабизма в Европе связано с идеологией фашизма. Был такой муфтий Палестины Аль-Хусейни. Он возглавлял мусульманскую армию Гитлера, для которой была разработана «мусульманская» форма. В мусульманском мире, в том числе на оккупированных территориях СССР, эта армия распространяла листовки — на турецком языке, но написанные арабской вязью — о том, что Гитлер тайно принял ислам, его зовут Хайдар.

Сейчас из Сирии вернулись люди в Ханты-Мансийский автономный округ, в Сургут. Они приехали на подготовленную почву — теми, кто освободился раньше из лагеря-тюрьмы Гуантанамо и осел в Башкирии, Сибири, Татарстане и на Кавказе. Боюсь, что период создания ими антисистем — вчерашний день. Они создают иные цивилизационные системы, пока поддерживая существующий правопорядок. А мы пытаемся вести с ними «межкультурный и межрелигиозный диалог». С людьми, у которых, по сути, нет ни культуры, ни религии.
Исламизм — недоговороспособная идеология, она принципиально приспособлена для войны.

Невозможно и с ваххабизмом бороться в отдельно взятом Дагестане или Сургуте. Из-под исламистов надо последовательно выбивать идеологию исключительности. Сейчас бьют по внешним атрибутам — хиджаб, борода, арабские штаны. Это проигрыш. Убежденный ваххабит в нашем обществе чисто выбрит, одет, как английский денди, и заседает, например, в Общественной палате, в региональном парламенте или работает в респектабельных банках или корпорациях.

А государство адекватно оценивает уровень угроз?
Нет. Глубину угрозы оно начало осознавать только в 2013-м. А вот что такое «исламский проект», насколько он глобален, как мне представляется, власть до конца не понимает.

# тоська 11.11.2013 12:14:27 0

диаспоры это коррозия на теле единого государства и народа. Зачем каждый раз напоминать, что ты не только россиянин, но и ещё кто то? Попробуйте создать русскую диаспору — сразу загремите по статье за разжигание.

# 11.11.2013 10:58:57 0

 Враг у ворот. На критически важных обьектах того самого градообразующего предприятия еще год назад противотаранные ежи установили, как в 41-м под Москвой.

# 11.11.2013 09:31:53 0

 даже самый отмороженный терорюга знает что за терактом в нефтяных регионах последует рост цен на нефть и вместо евробакса он получат на лицо ушатанный англосакский анус

# Вован 10.11.2013 21:27:06 0

 а что за «истерия» в Сургуте то? Даже и не слышал.что-то опять высасывают толи из пальца,толи еще из чего.

# сургутянин 10.11.2013 18:58:51 0

Вообще если каждый народ отправить в россии в свои земли — то русских надо сконцентрировать в трёх четырёх областях) Якутию якутам отдать Карелию — карелам и.т.д.

# Иго убежденный 09.11.2013 17:00:23 0

 Меня зовут Самат)))

# ХХХ 09.11.2013 15:29:12 0

 Да и срать на тебя

# krause 10.11.2013 00:14:49 0

 Во-первых, вы мужчина или женщина? ©

# 09.11.2013 15:52:22 0

  Ну вот собственно опять собрались языками почесали и все! На большее не способны! О чем решили, че делать то будем? А решений не будет, ибо кишка тонка у глав диаспор признать вину! Диаспоры зачем нужны? Дабы помогать адаптироваться приезжим в данном обществе! А эти че делают? Лобируют свои интересы в муниципалитете!

# kt315 09.11.2013 14:05:38 0

Шевченко — продажная тварь, прихвостень Путина и тут к бабке не ходи! А вот решать проблемы никто в нашей стране не привык у нас только языками чесать умеет правительство и все его хвосты!

# Петрович 09.11.2013 13:29:33 0

 Гоните всех нерусских. Пусть живут в своих аулах горах. Тут не место им. Своим видом они пугают. Хотят жить дружно пусть снимают паранджу и свои черные наряды и живут мирно и разговаривают на русском языке. Когда наши дети видят нерусских в черном то пугаются. Ведь детям по душе все светлое и доброе.

# добро побеждает зло 09.11.2013 13:06:58 0

 Ответ один, потому что нет советской власти, при ней все народы были в безопасности.

# любопытный 09.11.2013 11:01:29 0

 Кувейтская телеведущая озвучила идею — покупать для кувейтских мужчин — наложниц из российских женщин, взятых в плен, пребывающих в рабстве в Чечне. И Создать для этого специальные агентства.
Так что российские мужчины- задумайтесь, что вы можете потерять в ближайшее время.

# Ил-86 09.11.2013 06:00:53 0

Раздувает говносми, типо вашего

# Александр 09.11.2013 03:33:38 0

Шевченко играет свою роль, наряду с Леонтьевым и прочими. Его роль в этом спектакле это спойлер. Рано или поздно необходимо сбрасывать пар с котлов

# 09.11.2013 00:12:39 0

НАВЕРХ